Железнодорожный вокзал в Сальске: снести нельзя оставить

Железнодорожный вокзал в Сальске: снести нельзя оставить
Май 15 16:30 2017 Печать 168

В 1950 году была возведена центральная часть нынешнего здания железнодорожного вокзала. Две пристройки появились два года спустя, после чего общая площадь вокзала составила 1.575 квадратных метров.

Достопримечательность Сальска, железнодорожный вокзал, скоро останется только в памяти горожан и на многочисленных снимках путешественников

Трещина на трещине

Утопающий в зелени со стороны Железнодорожной улицы, за деревьями прячется старенький сальский железнодорожный вокзал. Его зеленый фасад прочертили глубокие морщины-трещины, взгляд его окон и дверей потух — нарядный вход давно закрыт на замок, и, как старческая плешь, выглядывает из-под штукатурки кирпич под крышей. Не лучше вид и со стороны перрона: начиная с середины здания, разбивая название станции Сальск, тянется до самого конька, постепенно расширяясь, длинная трещина, а на высоте величественные колонны уродует облупившаяся краска.

Одна из главных изюминок нынешнего здания вокзала – яркие витражи. Фото редакции.

Внутри картина устрашает еще сильнее: вход в центральный зал закрыт со всех сторон — сальская молодежь никогда не заходила сюда. Деды и прадеды строили этот вокзал, бабушки и дедушки, мамы и папы приходили сюда на свидания под своды голубого с россыпью звезд потолка. Яркие витражи, по которым можно отследить историю развития железнодорожного транспорта в России, стали наблюдателями тысяч встреч и расставаний. Сейчас солнечный свет сквозь витражи освещает разруху былого величия: наверху зияют дыры от отвалившегося гипса, красивые потолочные розетки опутала паутина трещин, спускаясь до пола.

Над кассами и помещением, где раньше располагался зал ожидания, обваливается штукатурка. Фото редакции.

Перед закрытой калиткой с надписью «Опасная зона» внезапно разместился «зал ожидания» — три ряда кресел перенесли из прежнего зала ожидания, потому что тот огорожен лентой. Остался доступным коридор вдоль касс, накрытый козырьком из металлопрофиля.

Навес появился недавно, он призван беречь людей от «дождя» из штукатурки — в прошлом году обрушился крупный кусок. В ожидании поезда пассажиры внимательно рассматривают остатки роскоши былого вокзала.

«Ужасное впечатление, — говорит Елена Константиенко из Волгограда, уроженка Ростовской области. — Сальск — красивый, интересный город, здесь находится большая узловая станция, и вы заслуживаете лучшего вокзала, нужно его реставрировать!» «Наш вокзал — лицо города, его визитная карточка, — подтверждает и жительница Сальского района Татьяна Шеховцова. — Жаль, что он сейчас находится в таком состоянии. Здесь неудобно находиться пассажирам, да и сотрудникам должно быть нелегко. Это памятное место для очень многих людей, поэтому просто сломать его — жаль, но если другого выхода нет, то надеюсь, что новое здание будет не хуже нынешнего».

Евгений Котеленко из Таганрога добавляет: «Хотелось бы сохранить всю эту красоту — колонны, лепнину, витражи…»

Из стекла и бетона

Здание сальского ж/д вокзала, построенное в середине прошлого века, нельзя сохранить в прежнем виде. Об этом сообщили «Сальской степи» в Службе корпоративных коммуникаций Северо-Кавказской железной дороги. Еще в 2001 году, после обследования, институт «Кавжелдорпроект» вынес заключение — здание признать аварийным. С 2003 года кассовый зал и зал ожидания закрыты для доступа пассажиров.

Над кассами вокзала появился козырёк, чтобы уберечь пассажиров от обрушения штукатурки. Фото редакции.

Повторное обследование конструкционных элементов здания было проведено в 2010 году по инициативе Северо-Кавказской региональной дирекции железнодорожных вокзалов, и в результате было принято решение о том, что его дальнейшая эксплуатация невозможна. При этом было рекомендовано рассмотреть возможность проведения проектно-изыскательских работ для строительства нового здания вокзала.

Эти работы проводились с 2011 года в рамках инвестиционной программы ОАО «РЖД». После получения положительного заключения государственной экспертизы институт приступил к проектированию.

Согласно проектной документации, реконструкция вокзала будет проводиться в три этапа. На первом предстоит демонтаж части здания (2/3), а в оставшихся помещениях разместятся службы вокзала, занимающиеся организацией пассажирского обслуживания. На втором этапе предусмотрено строительство нового пассажирского здания, а на завершающем — демонтаж оставшейся части старого здания, реконструкция перрона, строительство навеса и благоустройство территории.

Центральная часть здания железнодорожного вокзала была построена в 1950 году. Правое и левое крыло возвели в 1952 году. Фото редакции.

По информации Службы корпоративных коммуникаций СКЖД, в 2017 году инвестиционной программой предусмотрено финансирование завершающей стадии проектно-изыскательских работ, а также начало демонтажа старого здания и строительства нового (из стекла и бетона, судя по эскизному проекту). Новый вокзальный комплекс будет отвечать современным требованиям, предъявляемым к обслуживанию пассажиров, в том числе — маломобильных групп населения, транспортной безопасности и состоянию перрона. Начало демонтажных работ запланировано на третий квартал 2017 года.

Сохранить нельзя, снести

«Тяжело давалось решение о необходимости сноса здания вокзала, и были приняты все меры для его спасения, — рассказывает Юрий Гречко, директор МБУ «Служба Заказчика» Сальского района, который был главным архитектором Сальска во время проведения экспертиз. — Сносить его нужно, потому что основания фундаментов трех частей здания дают неравномерную просадку, а это самое страшное для строения. Если одна часть вокзала стоит жестко, и на нее динамическая нагрузка от движения поездов практически не действует, а другая часть, которая сильно реагирует на вибрацию, просядет на 2-3 см, то наверху это даст трещины шириной 10 см, как раз там, где расположены ответственные конструкции — балки, фермы, перемычки, арочные своды.

Так, возможно, будет выглядеть новое здание ЖД-вокзала. Изображение из архива редакции.

Грунты под зданием имеют очень большую толщину просадки, и любая вода под основанием фундамента вызывает эту просадку. Когда здание стало давать первые трещины, для усиления фундаментов путем силикатизации были приглашены специалисты, решавшие такие же задачи в Волгодонске после взрыва в 1999 году. Несколько экспертиз показали, что принятые меры не помогли. Чтобы инженерно усилить фундаменты, необходимы огромные финансовые вложения, а построить новое здание значительно дешевле.

Архитекторы института «Кавжелдорпроект» разработали более десятка эскизных проектов. Появится новое строение из стекла и бетона, подъезд со стороны Железнодорожной улицы станет доступен для транспорта, к вокзалу будет подведена новая канализация. Кстати, первая очередь строительства инженерных сетей уже осуществлена: три года назад на улице Пушкина была заменена канализация, которая идет к вокзалу, осталось только достроить сеть на объекте».

Кристина Круговых

salsknews

  1. Палыч
    Май 15, 18:13 #1 Палыч

    Подобного по красоте здание вряд ли построят….

    Reply to this comment
  2. сальчанка
    Май 16, 15:58 #2 сальчанка

    Большая просьба к руководству вокзала: сохраните, пожалуйста, витражи! Это такая память для сальчан! Или музею отдайте, или придумайте как включить их в новое здание.

    Reply to this comment
  3. сальчанка
    Май 16, 16:27 #3 сальчанка

    Дааа… Как-то жаль, что вокзал нельзя спасти…

    Reply to this comment
  4. Лариса
    Май 22, 12:43 #4 Лариса

    Я бы не сказала, что в предложенном варианте нового вокзала
    он очень современно выглядит

    Reply to this comment

Добавить комментарий

Ваши персональные данные будут в безопасности Ваш электронный адрес не будет опубликован. Также другие данные не будут переданы третьим лицам.
Все поля являются обязательными.