Оксана Архипова: «Любимая река Егорлык — мне с детства хотелось ее писать»

Оксана Архипова:  «Любимая река Егорлык — мне с детства хотелось ее писать»
Апрель 27 10:32 2017 Печать 249

Известная художница — о творчестве, путешествиях, родной земле и семье.

Простой в общении, открытый человек, который светится открытой улыбкой. Такой запоминаешь молодую петербургскую художницу Оксану Архипову, которая уже является членом Союза художников России. По приглашению директора музея им. В.К. Нечитайло Василия Шеховцова она привезла сальчанам свою выставку «Калейдоскоп». Девушка со светлыми кудрями в стилизованном под народный платке вместо бус сама лихо справляется с картинами, перенося в обеих руках большие работы. Помогают ей папа и мама — Владимир и Агафья, которые бережно расставляют каждое полотно в нарядной раме, чуть задерживаются, в очередной раз рассматривая этюды с родным селом Летник Песчанокопского района. В трех залах музея нужно распределить около пятидесяти работ, но художница с радостью находит время пообщаться со съемочной группой.

— Оксана, что вы показали сальскому зрителю?

«Река Егорлык», 2016. Фото редакции.

— В первую очередь, родные места. В большом количестве я привезла пейзажи Летника: это наши бескрайние степи, любимая река Егорлык — мне с детства хотелось ее писать, и теперь она часто появляется на моих картинах. Пишу ее в любое время года — и осенью, и зимой. Получаются, мне кажется, очень красивые снежные моменты, — Оксана смущенно пожимает плечами, улыбаясь. — Очень люблю наш храм Серафима Саровского, часто рисую его, а в 2010-м году расписала внутри. Результат понравился человеку, который жил когда-то в Летнике, и он пригласил меня расписать храм в Тверской области. 

Есть здесь работы, посвященные моим дедушкам, воевавшим на фронтах Великой Отечественной войны. Натюрморт из прошлого: уголок дома дедушки Акима с фотографиями, цветами и открытками, которые я ему рисовала в детстве. Эта картина «Спасибо деду за Победу» — момент моей жизни, который мне дорог, который я буду хранить. Я уважаю свои русские и украинские корни, люблю своих бабушек и дедушек, и память о них останется во многих моих картинах, которые я посвятила им. Мой дедушка Ваня был из закарпатских гуцулов, и я родилась в Закарпатье. Воспоминания о том, как мы ездили к нему в гости, веселье рождественских гуляний, запах яблок — всё это запечатлено на холстах».

«Вот, отца моего изобразила под яблоней, — с гордостью показывает деда Ивана с яблоками мама художницы Агафья Ивановна. — Это моя любимая картина, хотя каждая нравится. Каждому достижению дочки мы с мужем рады, и вся родня рада, и вся улица: вечерами листаем каталоги с выставок вместе с соседями за чаем».

Показать свое творчество сальчанам Оксане предложил директор музея Василий Шеховцов. Фото редакции.

— Агафья Ивановна, а у вас в роду художники были? 

— Да нет. Брат рисовал чуть-чуть, отец. Мы ведь простые люди — я поваром, да и кем только ни работала в колхозе, а муж — строитель. Я ведь я не хотела, чтобы Оксана шла в художники, уговаривала стать бухгалтером. Но ее разве заставишь? Еще до школы после поездки в Москву дома обои разрисовала, Кремль изобразила. Самоучкой была, занималась усердно, и со второго раза в Ростов поступила, в училище имени Грекова. А в академию в Петербурге так вообще с четвертой попытки, три года говорила: «Все равно поступлю! Все равно своего добьюсь!» «Упертая она очень, своего всегда добьется, — с гордостью говорит мама, а голос ее уже дрожит. — Ой, сейчас буду плакать, — и, растерявшись, отворачивается от камеры.

— Оксана, как вы поступали в академию?

Каждый шаг Оксаны находит поддержку у родителей — Агафьи и Владимира. Фото редакции.

— Эти несколько лет, когда я пыталась поступить в академию художеств имени Репина, мне казалось, что судьба ко мне ужасно несправедлива. Я же стараюсь, пишу, работаю, чтобы выжить в чужом городе, — вспоминает Оксана. — А сейчас понимаю, что все это было не напрасно. Я поступила в свое время, когда студентов уже приглашали в другие страны, и меня просто ждали поездки за границу: так я впервые попала в Финляндию и Италию. Так что страдания мои были не напрасны. Тем более, за долгое время подготовки к поступлению ты обогащаешься знаниями, имеешь возможность свободно учиться именно у того преподавателя, у которого хочешь учиться, а студенты себе такого позволить уже не могут. Ты можешь любому преподавателю показывать свои работы. А художники, знаете, такие потрясающие люди, особенно в Петербурге, они всегда с удовольствием смотрели мои картины и давали советы. Так что еще до поступления в вуз я попала в другой мир. 

— Кто был вашим наставником?

«Путь монахинь» (2015) — сюжет, увиденный художницей в командировке на Соловки. Фото редакции.

Я считаю, что у меня хорошая школа: в Ростове моими наставниками были потрясающие преподаватели, хорошие художники Виктор Иванович Костров и Виталий Иванович Ромахов. А потом судьба меня забросила в Санкт-Петербург, где я училась у прекрасных учителей, которых, кажется, мне подарила сама судьба: у Андрея Андреевича Мыльникова, Ольги Анатольевны Денисенко, Сергея Николаевича Репина с его мастерской монументальной живописи, Игоря Михайловича Кравцова. Игорь Михайлович, которого уже нет с нами, мой любимый преподаватель, он дал мне очень многое в композиции, построении картин. Список замечательных педагогов, которых мне посчастливилось встретить, можно продолжать еще долго. 

— А теперь вы сами преподаете студентам в Петербурге, Италии, Франции, Голландии и Китае.

Виды родного села Оксана любит писать в любое время года. «Летом в Летнике», 2017. Фото редакции.

— Когда мне предложили преподавать в Российской международной академии искусств Флоренции (организованной, кстати, ростовчанами), я не была уверена, что смогу. Знаете, когда заканчиваешь академию, ты уверен, что будешь художником нарасхват, не до преподавания будет, да и слишком сложно это. Оказалось, что нет. Мне очень нравится преподавать и на курсах в Петербурге, и за границей. На занятиях меня сопровождают переводчики, но короткими фразами на английском и итальянском языках я могу общаться. Хотя итальянцев в нашей академии в Италии почти нет: у нас учатся студенты со всего мира — чилийцы, аргентинцы, американцы, испанцы и представители многих других стран. А на китайском знаю всего два выражения. Расположить к себе китайского человека легко, достаточно сказать: во ай ни, что значит «я тебя люблю». Так и налаживаем контакт и продуктивно работаем. 

— Какие художественные стили сейчас актуальны в Европе?

Первые впечатления из заграничной командировки: «Viking» (2009) — день в Финляндии. Фото редакции.

— Самое интересное, что на родине итальянского ренессанса, да и вообще в Европе так активно развивается современное искусство, что теряют классику. Я совсем не против современного искусства, но считаю, что сначала нужно научиться хорошо работать в стиле реализм, а потом уже выбирать свой путь, давать волю фантазии. В Европе же пошли по простому пути — не зная основ, придумывают концепции. Иногда это бывает интересно, но не всегда. И судя по тому, что наши студенты стремятся к нам со всего мира, душа тянется к реализму не только у русских. Знаете, как забавно бывает, когда стоишь на пленэре во Франции, пишешь дом. А местные жители подходят, смотрят и говорят: «Интересно получается, дом так похож». То есть их удивляет, что можно писать то, что ты видишь, а не придумывать что-то еще. 

— Но география ваших пленэров более обширна?

— На сегодняшний день я успела побывать в пятнадцати странах. В первый раз еще студенткой, когда выиграла денежную премию в конкурсе, и родители, конечно, помогли, поехала в Италию, заглянув на день в Финляндию. Вот, кстати, мои впечатления о Финляндии — паром, мокрый снег, весна — люблю такое белое состояние природы. Хотя и осень опять же люблю. Да что ж такое? (смеется) Просто приятно, когда видишь вокруг себя красоту. И дождь по-своему интересен своим меланхоличным настроением, а после него так хочется солнца! Так и с картинами моими — всего понемногу.

Оксана сама провела экскурсию для гостей вечера, рассказав об истории возникновения работ, о своих путешествиях и родном селе. Фото редакции.

По собственной инициативе выезжала только в Испанию, потому что путешествия все-таки — очень затратное дело. Благо, победы в конкурсах, участие в проектах позволяют поехать за границу, увидеть мир, почерпнуть что-то такое, чего дома не увидишь, не поймаешь, новые виды, новые состояния. И хотя у нас самая обычная семья, которая себе поездок за рубеж позволить не может, оказалось, что всё возможно. В некоторых странах была уже несколько раз и по несколько месяцев. Кажется, что я путешествую бесконечно: всё время собираю чемоданы и разбираю, грунтую холсты и вновь куда-то мчусь. 

— Наверное, такой деятельный художник в родных краях бывает нечасто?

— Гораздо реже, чем хотелось бы. Два-четыре раза в год. В прошлом году так вообще всего два дня дома была. Спасибо маме и папе, что они навещают меня в Петербурге, что приезжали на встречу в Москву. Я очень активный человек, параллельно с этой у меня идут несколько выставок в Питере, посвященные Италии и Китаю, поэтому работы из этих стран в Сальск и не попали. Разве что мой итальянский автопортрет «Настроение», навеянный впечатлениями от первой поездки — фресками, картинами в музеях, карнавальными масками Венеции.

— Творческие планы у вас, кажется, грандиозные… Верно?

Увидеться с землячкой и снова посмотреть на ее работы в Сальск приехали односельчане. Фото редакции.

— (Набирает в легкие побольше воздуха, пытаясь собрать вместе все задумки в одном списке и ничего не забыть) Мы с тремя подругами, художницами в Петербурге организовали творческое объединение «Аврора». Мы вместе путешествуем и трудимся, работаем над одними темами, вместе создаем проекты более значимые, чем под силу одному художнику. Мы вступили в Русское географическое общество, чтобы объездить нашу страну, и, прежде всего, манят нас дали северные. Были в Карелии: это для нашего южного человека — север, но для местного населения мы до Севера еще не доехали. Так что думаю, Арктика нас ждет (в этот момент глаза художницы загораются мечтой). 

Ну и, конечно, как и любому другому художнику, хочется организовать большую выставку больших картин, чтобы серьезно заявить о себе, над чем мы с коллегами и работаем. Еще очень хочется создать несколько значимых картин, посвященных родным людям, а именно — бабушкам и дедушкам, прабабушкам и прадедушкам. Я много мест повидала, но так люблю свое, родное, и в этих картинах хочу выразить любовь к ним, уважение к их нелегкой судьбе, и, наверное, таким образом сказать им спасибо за то, что жили и дали возможность родиться, жить и творить.

Отключается микрофон, и художница возвращается к работе. Оказывается, что картин плодотворный автор привезла не пятьдесят, а более семидесяти. Подсказывает родителям, сотрудникам музея, в каком порядке лучше расположить картины, помогает их развесить. И так тепло становится на душе, приятно от общения с таким простым и светлым человеком, о котором хочется сказать: «Она — наша! Прошла тернистый путь, чтобы заниматься любимым делом, стать известной художницей, которой гордятся родители, родная улица, село Летник и весь Песчанокопский район и мы, сальчане». Мы гордимся тем, что в соседнем районе вырос такой человек и от всей души пожелаем Оксане творческих успехов. Приезжайте к нам еще!

Кристина Круговых

salsknews.ru

написать комментарий

нет комментариев

Пока нет комментариев!

Вы можете начать диалог.

Добавить комментарий

Ваши персональные данные будут в безопасности Ваш электронный адрес не будет опубликован. Также другие данные не будут переданы третьим лицам.
Все поля являются обязательными.