Татьяна Ткачёва: психологические проблемы детей решаем сообща с родителями

Татьяна Ткачёва: психологические проблемы детей решаем сообща с родителями
Декабрь 05 13:34 2017 Печать 161

Психолог Татьяна Ткачёва — о важности семейных устоев в профилактике и решении проблем у детей

Нынешнее поколение считает, что на его век выдалось «самое сложное время», когда «рушатся устои», и просто наблюдают. Другие, напротив, действуют: многие родители, увидев, что с ребенком что-то не так, не боятся обратиться за помощью к психологу. Но решать проблему нужно вместе со всей семьей, и многие ответы мы найдем в религиозных устоях, уверена Татьяна Ткачёва — опытный психолог, работающий в поле духовно-ориентированной психотерапии.

— Татьяна Алексеевна, у некоторых читателей может возникнуть диссонанс в голове при совмещении в одном понятии науки — психологии и религии — православия.

— Эти понятия, напротив, работают на одну цель. В нашей стране интенсивно развивается психология, ориентированная на Восточное христианство, — православная психология. Она опирается на достижения психологии, христианской философии и богословия, а также богатое наследие православной антропологии.

Во время Димитриевских чтений я представила вниманию коллег практикум «Психологическая помощь детям через соработничество с родителями», который опирается на семейные традиции, складывавшиеся веками, подкрепленные православной верой.

Своими практическими наработками автор поделилась с коллегами во время работы секции психологов на традиционных Димитриевских чтениях. Фото редакции.

— Получается, даже не связанные на вид с семьей проблемы ребенка — всё равно родом из дома?

— Именно так: взаимодействие ребенка с родителями — это первый опыт общения с окружающим миром. Именно в семье формируется отношение ребенка к самому себе и окружающим людям. В семье осваиваются первые социальные роли, закладываются основные ценности жизни.

— Как выявляется причина проблемы?

— В работе с родителями и детьми психолог может работать в формате как линейного, так и системного мышления. Так, в случае плохой успеваемости ребенка психолог, следуя линейной логике, выясняет причину трудностей в усвоении школьной программы: это может быть низкий интеллект, высокая тревожность, гиперактивность, нарушение внимания, отсутствие мотивации и прочее. Далее разрабатывается коррекционная программа, формулируются рекомендации для родителей.

В рамках же системного мышления психолог исходит из того, что ребенок является частью семейной системы — и причины его неуспеваемости надо, в первую очередь, искать в семье. Проанализировать семейные факторы развития личности ребенка с помощью линейной логики невозможно.

Лишь проведя комплексную работу через системный подход со всеми членами семьи, мы можем сопоставить всё сказанное и несказанное, но важное в контексте проблемы. Например, многое об обстановке дел в семье могут сообщить рисунки, которые делает в отдельности каждый член семьи — и родители, и дети.

Фото редакции.

Например, детсадовец не выступает на утренниках, теряется при виде родителей. Анализируя рисунки членов семьи, где они обозначают себя, супруга и ребенка, вплоть до размера шрифта, видишь, что ребенок в этой семье находится в позиции взрослого. А быть взрослым — большая ответственность, и малыш просто не может соответствовать высоким требованиям, которые по его ощущениям, предъявляют к нему родители.

Другой случай: заикание у будущего первоклашки, тревожность и нерешительность вызывает то, что его родители не очень мирно живут с бабушкой и дедушкой. Невысказанные обиды взрослых комом в горле встают у ребенка как у самого незащищенного члена семьи. Отсюда — и заикание, тревожность…

— Интересно обратиться к истории. Как складывается ситуация с институтом брака в рамках всей России?

— Увы, в нашей стране распадается более половины зарегистрированных браков. К сожалению, и наша территория количеством разводов не отстает от страны: в Сальском районе в 2014 году отмечено 68% разводов, в 2015 — 58%, а в 2016 — 71% (на 621 созданную семью).

Если вспомнить наше счастливое советское детство, количество разводов было значительно ниже: в 1978 году — 40%, в 1966-м — 33, а в 1960 — вообще всего 13%. Но и эти цифры — огромны.

Фото — из презентации Татьяны Ткачёвой.

— Когда же в истории нашей страны прошла та черта,  после которой начался шквал разводов?

— Развод был огромной редкостью в царской России — развести могла только церковь. Виновник развода чаще всего не имел права вступать в новый брак, что заставляло людей хорошо подумать, прежде чем разрушать семью. В 1880 году на всю страну зафиксировано всего 920 разводов. Согласно переписи населения 1897 года, на тысячу мужчин приходился один разведенный, на тысячу женщин — две разведенные.

В 1913-м по всей империи на 98,5 млн православных был оформлен 3.791 развод (0,0038%). Конечно, эти цифры свидетельствовали не о благополучии в семьях, а о жесткости законодательства. Бракоразводный процесс мог затягиваться на долгие годы из-за того, что супруги не являлись на суд или предъявляли встречные иски.

Картина резко поменялась после революции — произошла смена идеологий, которая привела к революции семейных отношений, стали перестраиваться отношения внутри семьи на совершенно другие основы, усложняя людям жизнь.

Фото — из презентации Татьяны Ткачёвой.

Раньше логика была простая: Россия жила православием, а в православии всё четко и гармонично. В православной семье каждый знает, чего от него ждут близкие, у каждого свои обязанности.

— Это распределение ролей существенно упрощало жизнь?

— Никому не нужно было выдумывать велосипед. Муж — глава семьи, абсолютный авторитет, и с него, заметьте, — самый большой спрос: материально обеспечить семью, защитить, продумать всё, чтобы в семье все были счастливы. Он — голова, он должен думать!

У женщины — совершенно другая задача. Она — мудрая хранительница семейного очага. У нее лучше развита эмпатия: она сердцем чувствует, когда надо по головке погладить, когда — поругать, а когда — промолчать.

Дети в православной семье воспринимаются как дар Божий, и с детства у них воспитывается уважение к старшим. Это уважение подчеркивалось даже в мелочах. Пример: совместный ужин, за общим столом собралась вся семья. И самый лучший и первый кусок достается отцу (кормильцу, главе семьи). А если какой малец первым полезет ложкой в чан, получит по лбу от отца.

Фото — из презентации Татьяны Ткачёвой.

Мальчика воспитывали как будущего главу семьи, воина и защитника, помогая проявиться его мужественности, как хозяина дома, наделяя его обязанностями, приучая к физическому труду.

Девочку растили как будущую маму. Прежде всего, в целомудрии — это важно для психического здоровья будущей мамы, ребенка и семьи в целом.

Паисий Святогорец в своей книге «Семейная жизнь» пишет, что как есть физические законы, например, всемирного тяготения, так есть и духовные законы, данные Богом. Веришь ты в это или нет, но они существуют. Если их нарушать, обязательно придет расплата. Незнание духовных законов не освобождает от ответственности.

— И как же возможно было забыть эти духовные законы?

— До революции семьи были верующими, и каждый понимал, что будет держать ответ перед Богом за то, как в земной жизни справился со своими обязанностями.

Фото — из презентации Татьяны Ткачёвой.

После революции 1917 года на уровне документов было прописано, что мы отказываемся от православия: Бога нет, жизни после смерти не существует, поэтому «бери от жизни всё» здесь и сейчас. Провозглашено всеобщее равенство и братство, детей будет воспитывать государство, а родители будут строить светлое будущее.

Владимир Ленин предложил заключать «пролетарский гражданский брак с любовью». Внешне эта формулировка очень прилична, но со стороны психологии здесь есть подвох — «брак с любовью». В православии есть четкий критерий «любви» — это жертвенность.

Да, любовь важна, но если строить семью только на ней — без ответственности, долга, жертвенности, то это дом на песке, который обязательно развалится.

Дальше стали принимать один за другим декреты о семье. «Декрет о гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния» 1917 года отделил церковь от государства в вопросах семьи: давалась свобода расторжения браков, уравнение в правах брачных и внебрачных детей. В царской России, чтобы сдерживать блуд, дети внебрачные и брачные имели разные права.

1920 год: у нас в России — впервые в мире! — были разрешены аборты.

Последствия подобных «реформ» не заставили себя долго ждать. Уже в 30-е годы СССР завоевал первое место в мире по количеству разводов, которое, с краткими перерывами, наша страна удерживает по сей день.

Некоторое сдерживающее влияние оказали людские потери в Великой Отечественной войне. Чтобы компенсировать их, в 1944-м был установлен очень сложный порядок развода через суд. Кроме того, развод считался аморальным и мешал партийной карьере.

После развала СССР динамика браков и разводов снова ухудшилась. Соцопросы показывают: среди россиян уверенно растет представление о разводе как социальной норме. По новейшим данным ВЦИОМ, только каждый 10-й полагает, что разводиться нельзя, надо сохранить семью любой ценой. К слову, в 1990-м так считали 13%, в 2007-м — 12%. В том, что хуже от развода не будет и что надо разводиться, если возникло такое желание, уверены 11% (23 года назад так считали только 5%, 6 лет назад — 9%). То есть с каждым годом неуклонно снижается количество людей, готовых во что бы то ни стало сохранить брак.

— Удивительно, когда у истоков беды одной семьи лежит история целой страны. Но и каждая ячейка общества — это часть истории, которая сегодня пишется и повлияет на будущие семьи.

— Проводя такие масштабные аналогии, мы возвращается к конкретной семье. Избавление от проблем никогда не бывает полным и окончательным. Ключ к изменению поведения ребенка лежит в изменении детско-родительских отношений. Основоположник семейного консультирования, американский психолог Вирджиния Сатир, отмечает, что при всем многообразии проблем семья, их испытывающая, всегда характеризуется низкой самооценкой родителей, неясными и нечестными коммуникациями, стереотипными и негуманными правилами поведения.

Но каждая проблемная семья может стать зрелой. Для этого родителям необходимо признать тот факт, что временами их семья бывает действительно неблагополучной, простить самим себе прошлые ошибки и понять, что можно жить по-другому, — принять решение о необходимости изменения ситуации и сделать первые шаги на пути к этим изменениям.

Интересно: Слово «брак», в смысле — дефект, произошло от западного слова «break» — ломать и имело написание «бракъ». А брак, в смысле — семья, произошел от слова «брать» (бракть). После реформы русского языка еры и ять убрали, стало два слова «брак», одинаковых по написанию — и смысл смазался.

Беседовала Кристина Круговых

salsknews.ru

  1. Мария Александровна
    Декабрь 12, 13:16 #1 Мария Александровна

    Очень интересная статья, спасибо огромное!

    Reply to this comment
  2. Андрей Иванович
    Декабрь 12, 13:25 #2 Андрей Иванович

    Глубокий смысл, приятное чтение.

    Reply to this comment
  3. Мэйфлауер
    Декабрь 12, 16:35 #3 Мэйфлауер

    Как много поднято проблем! Как много осознано ошибок)))

    Reply to this comment

Добавить комментарий

Ваши персональные данные будут в безопасности Ваш электронный адрес не будет опубликован. Также другие данные не будут переданы третьим лицам.
Все поля являются обязательными.