Ажурный мир бабушки Нади: salsknews.ru побывал в гостях у вязальщицы из Степного Кургана

Ажурный мир бабушки Нади: salsknews.ru побывал в гостях у вязальщицы из Степного Кургана
08 января 08:00 2023 Печать 1186

Попала в дом Надежды Андреевны Мухаевой — и у меня разбежались глаза: шали, кофты, накидки, блузки, шапочки!.. «А что сидеть? Надо же чем-то заниматься», — видя моё удивление говорит мастерица…

СЕЛО ЗАЙЦА

Родом моя новая знакомая из Коми-Пермяцкого национального округа — края, где на бескрайних просторах северной тайги издавна живёт трудолюбивый народ коми. Яркой страницей его национальной культуры является самобытное народное искусство.

«Я родилась в селе Кочёво, на нашем языке коч — заяц, получается село зайца, — объясняет Надежда Андреевна. — У нас всегда были мастера. Художественная резьба по дереву, узорное ткачество, вязание, набойка, обработка меха, кости отражали богатый духовный мир народа коми, его тесную связь с окружающей природой. С детства я видела в руках бабушки Анастасии крючок, спицы. Она сама выращивала лён, собирала его, чесала, сама пряла, потом ткала. Из полученной ткани руками шила платья, красила ткань. Могу показать вам льняную юбку и кофту, полностью изготовленные руками бабушки Насти. Им, кстати, — больше ста лет. Я надевала их на Новый год один раз, ещё в детстве…»

ЛЕСНОЕ ДЕТСТВО

В семье у нашей героини было пятеро детей, Надежда Андреевна — вторая по счёту. Мама её работала воспитателем в детском саду, потом заведующей столовой.

«Мы росли сами по себе, — вспоминает Надежда Андреевна. — Зимой в лесу траншеи в снегу рыли, играли там, летом с солнышком вставали, мама покормит нас — и мы бегом в лес. По деревьям лазали, мама, помню, ругалась: только платье сошьёт, а я уже порвала. Говорила мне: «Ни одно платье не успеваю постирать — ты его быстрее порвешь».

Лес для детей стал местом не только для игр, но для поиска пропитания. Там Надя с сёстрами и братьями собирала грибы, ягоды с самой весны до зимы. Лесной щавель любила. Основной рацион составляли капуста, брюква, турнепс, репа, бобы. До сих пор в памяти у неё остались деревянная изба с русской печкой посередине, в которой мама готовила вкусные шанежки, пирожки, пироги из рыбы. «Тесто было пресное, рыбу ловили сами или покупали, в основном, это была треска, горбуша, камбала, — вспоминает Надежда Андреевна. — Если костлявая рыба была, то её прямо целиком клали на тесто, скрепляли сверху — и в печку. А потом такой пирог резали на кусочки и ели, выбирая косточки. Ещё мы сушили брюкву, репу и называли такое лакомство паренки. Чистили корнеплоды, резали на кусочки и в печку клали на целые сутки, они там парились. Получалось что-то вроде сушеных груш, яблок. Готовили грибные супы. Отец любил суп из перловой крупы. Корову всегда держали, овец, поросят. Они прямо в лесу у нас паслись с весны до осени…»

В СТЕПНОЙ КУРГАН

После восьмого класса Надежда Андреевна поступила в сельхозтехникум на зоотехника. Окончила, пошла работать в местный колхоз. А потом волею судьбы оказалась в наших краях.

«В Степной Курган переехал старший брат со своей семьёй, ну, и меня перетянул, это было в 1974 году, — рассказывает Надежда Андреевна. — Потом и родители наши сюда перебрались. Помню, как отец говорил маме: «Мы здесь словно в рай попали». Там же, чтобы корову держать зимой, всё лето надо было ходить по болотам, по чуть-чуть сена на себе таскать домой, чтобы животину прокормить. А здесь брат дал им тёлочку, муж мой привёз им сена, заскирдовал… Словом, они не верили своему счастью…»

В Степном Кургане Надежда Андреевна работала зоотехником, потом, когда животноводства не стало, пошла на почту. Заведующей восемь лет была. Затем экспедитором работала в совхозе. На пенсию вышла в 60 лет. И вот когда свободного времени стало больше, она и начала всерьёз заниматься вязанием.

КРЮЧОК В ПОЧЁТЕ

«Я всю жизнь понемножку вязала, — рассказывает Надежда Андреевна, — То носки, то кофты, то шарфы, то варежки детям. А на заслуженном отдыхе решила вспомнить всё, чему меня учили бабушка и мама. Первым связала половичок из тряпочек. Потом начала покупать журналы, смотрела, брала там идеи. Вяжу в разных техниках, предпочитаю крючок. Люблю объёмные вещи. Стараюсь что-то интересное использовать.

Недавно вязала платок, который украсила «попкорном» — это декоративный элемент вязания крючком, похож на пухлую шишечку. У всех моих платков разная бахрома — от длинной, распушенной до замысловатого плетения. Узоры разные люблю. Это, например, фактурный узор в виде рыбьей чешуи. Есть красочные, нежные, завораживающие свои переплетением, а также сочетающиеся с другими видами узоров…»

ЗОНТИКИ ИЗ ПРОШЛОГО

Сколько за 13 лет связала различных вещей Надежда Андреевна, она уже и не помнит. Но ни одного своего изделия она не продала. Всё раздаривает родным, подругам, соседям. А сестре и себе в прошлом году зонтики связала — под такими в старину прогуливались модницы. Так этим летом часто можно было увидеть их, совершающих дневной моцион по посёлку под изысканными зонтиками ручной работы. А какие шляпки из льняной пряжи она вяжет — просто чудо!

Кстати, за пряжей Надежда Андреевна сама ездит в Сальск на автобусе. В её спальне есть целый волшебный уголок, в котором хранятся мотки с пряжей разных цветов и разного качества.

Не могла я не заметить на кровати и пёстрое покрывало, которое Надежда Андреевна тоже сама связала. Рядом — целая кипа ажурных салфеток с самым причудливым плетением. На столике — иконы, вышитые Надеждой Андреевной, ведь она — глубоко верующий человек.

Так как храма в Степном Кургане нет, то она вместе с другими односельчанками бывает на службах в церквях Весёлого, Сальска. Много ездит по святым местам. В последний раз была в Пятигорске и Карачаево-Черкессии.

Надежда Андреевна глубоко чтит свои национальные корни. До сих пор разговаривают на своем родном языке с сестрой. «А мама, когда была жива, так в компаниях с нами только на нашем языке говорила, хотя сама русский хорошо знала», — говорит Надежда Андреевна.

ПОЛНА ИДЕЙ И ЖИЗНИ

У Надежды Андреевны много планов. Она мечтает навязать ещё много самых разных, нужных и полезных вещей для своих своих знакомых.

«Лишь бы не бездельничать, — говорит мастерица. — Не люблю сидеть сложа руки. Мне постоянно надо чем-то себя занять. Кроме вязания, я ещё и картины из бисера делаю, люблю вышивать. Хочется только, чтобы сил было побольше…»

Со временем интерес к вязанию не пропадает, наоборот, только увеличивается под влиянием интернета. «Чего там только нет! Это раньше приходилось книги и журналы листать, схемы узоров друг у друга в тетрадки переписывать, а потом разбирать их, — вспоминает Надежда Андреевна. — А сейчас что не вязать? Интернет открыл, видео посмотрел — красота! Выбираю рисунки, техники плетения, новинки. Если не нравится изделие, распускаю и снова начинаю…»

Яркие кофты, стильные болеро, накидки со сложным рисунком — её гардероб постоянно пополняется необычными предметами, узоры которых настолько причудливы, что только диву даешься, как это Надежде Андреевне удалось не запутаться в расцветках и схеме петель. А главное, ей это не надоедает. Она полна идей, оптимизма, жизни, а что ещё нужно человеку для счастья?

Светлана Омельянович, 8(86372) 7-10-22, [email protected]

salsknews.ru

написать комментарий

нет комментариев

Пока нет комментариев!

Вы можете начать диалог.

Добавить комментарий


доступен плагин ATs Privacy Policy ©