Благодаря службе на границе сальчанин смог поплавать в Тихом океане, а во время отпусков пересечь огромную страну из края в край

Благодаря службе на границе сальчанин смог поплавать в Тихом океане, а во время отпусков пересечь огромную страну из края в край
Май 28 17:00 2021 Печать 1158

Леонид Сафонов утверждает, что годы службы на Пограничном флоте СССР были одним из лучших периодов его жизни

Леонид Сафонов только что отметил свой 89-й  день рождения. В целом, он доволен своей жизнью. Были разные времена: трудные и не очень, сытые и голодные, как во время Великой Отечественной войны. Но одним из самых интересных и содержательных, по его утверждению, был период службы на Пограничном флоте СССР.

«Я был опытный, девятнадцатилетний…»

На флот я пришёл не неопытным подростком. К своим 19-и годам я окончил семилетнюю школу, затем — школу ФЗО, получил профессию киномеханика и до призыва имел четырёхлетний стаж работы киномехаником кинопередвижки в Костромской области. Чтобы получить профессию киномеханика, мне пришлось изучить радиотехнику, устройство усилителя низкой частоты,  электротехнику и правила электробезопасности. В сёлах Костромской области не было ещё электричества и киномеханик возил с собой электростанцию, работающую на бензине. А это значит, что надо было знать и устройство двигателя внутреннего сгорания, чтобы, в случае чего, уметь найти и устранить любую неисправность. Надеяться в послевоенных деревнях было не на кого, никаких мастерских не было. Вот с такими знаниями и с таким опытом я в 1951 году пришёл служить на флот.

«Из Костромы — на Дальний Восток»

Как сейчас помню, 21 октября 1951 года мы, новобранцы, выехали в товарных вагонах-теплушках из Костромской области в сторону Дальнего Востока. Ночи были уже холодные, и чтобы мы не замёрзли на своих деревянных нарах, покрытых сеном и соломой, в вагоне постоянно горели две печи-буржуйки, запас угля для которых пополнялся на всех крупных станциях, где мы делали остановки. Через 21 день, проехав всю Сибирь, Забайкалье, Хабаровский край, мы прибыли на станцию Приморская вблизи Владивостока. Выгрузившись из вагонов, пошли пешком в свою часть, которая находилась в четырёх километрах от станции. Оказалось, что мы приехали в первую морскую школу старшинского состава Пограничных войск на Тихом океане, где нам предстояло получить военно-морские специальности. Отмыв в бане дорожную грязь, мы вышли оттуда уже моряками — в новенькой форме. А вскоре начались занятия. Первые два месяца была общевойсковая подготовка, изучали уставы, оружие, учились ходить строем, много стреляли на стрельбище… В начале января 1952 года закончилась общевойсковая подготовка, мы приняли присягу, получили личное оружие и стали полноправными военными моряками.

«Вам — в группу радиотелеграфистов»

После этого началась учёба по специальности. Наиболее грамотных ребят с образованием не ниже семи классов, отобрали в группы радиотелеграфистов, куда попал и я. Учиться мне было легко, потому что я уже имел некоторые знания и по радиотехнике, и по электротехнике. Новым для меня было изучение телеграфной азбуки и работа на телеграфном ключе. Особенностью было то, что мы учили не точки и тире, а как звучит та или иная буква-цифра в эфире. В мае мы окончили учёбу, сдали экзамены и получили удостоверения о присвоении специальности.

Во время построения командир части огласил приказ, из которого я узнал, что за отличное окончание школы награждён десятидневным отпуском, не считая дороги.

«Ура! Десять суток отпуска!»

Представляете, какая радость! Прослужив чуть больше полугода, я могу поехать в любой город СССР и погулять там целых десять суток. Я решил ехать в Москву, где жила моя мама и старшая сестра с семьей. Теперь уже это была поездка в пассажирском поезде Владивосток — Москва в воинском вагоне № 3 (в каждом пассажирском поезде был вагон для военных и членов их семей), и я мог без ограничения любоваться всеми красотами природы нашей необъятной страны. За время долгого пути я увидел много интересного. Несколько часов поезд шёл по берегу Байкала, и я удивился. насколько прозрачна вода в самом большом пресноводном озере планеты: были видны плавающие рыбки и все камушки на дне. Через десять дней я впервые прибыл в столицу. За время отпуска успел осмотреть все основные достопримечательности Москвы: ВДНХ, самые известные музеи, Мавзолей; побывал в цирке, в зоопарке, посмотрел пару концертов в Колонном зале, где вживую увидел и услышал Клавдию Шульженко, Леонида Утёсова, Марка Бернеса и других популярных артистов. А почему не воспользоваться возможностью, если проезд на всех видах транспорта для военных срочной службы, как и посещение музеев, зоопарка, были бесплатными… В это время мне как раз исполнилось 20 лет, так что день рождения  отметил в семейном кругу. Но всё хорошее когда-нибудь заканчивается, и уже поездом Москва — Владивосток я вернулся в свою часть.

«Служить на катере мне понравилось»

Я был направлен служить радистом на пограничный катер «Морской охотник» в порт Посьет на границе с Кореей. На две недели мы выходили в открытое море и вели наблюдение за состоянием морской границы, досматривали находящиеся вблизи границы рыболовные и краболовные суда, поддерживали связь с береговыми пунктами наблюдения. Если получали сигнал о появлении неизвестного судна вблизи нашей границы, объявлялась боевая тревога, запускали все три двигателя, и со скоростью 33 узла катер летел к месту возможного нарушения. Рыбаки нас угощали рыбой и крабами. Крабы были настолько большими, что один мог заполнить собой целое ведро. Служить на катере мне понравилось, команда была дружная, небольшая — всего 26 человек. Правда, к морской качке привык не сразу, с неделю чувствовал себя неважно. Хорошо, что радиорубка находилась рядом с бортом: дверь открыл — и вот оно море и свежий воздух. Но служить на катере мне пришлось всего пару месяцев — я снова был отозван в свою Морскую школу, где мне уже в качестве инструктора предстояло обучать молодых матросов.

«В мои обязанности входило…»

Мне было присвоено звание старшина второй статьи с окладом 350 рублей. Предстояла интересная служба. В мои обязанности входило содержать в исправном состоянии радиостанцию, аппаратуру и наушники для обучения радиотелеграфистов, заряжать и обслуживать аккумуляторы, запускать электростанции, обеспечивающие работу радиостанций во время занятий. У нас в части была дизельная электростанция, но ее включали только в вечерние часы для освещения помещений и работы киноустановки в клубе. Телевизоров и холодильников в то время ни у кого не было из-за отсутствия электричества. У меня  не было подчинённых, поэтому после ужина я мог уходить к себе в учебный корпус и заниматься своими делами, включал радиоприёмник и слушал интересные передачи, музыку. В это время я начал заниматься радиолюбительством. Разбирая списанные радиоприёмники и радиостанции, сохранял нужные мне радиодетали; выписал и стал читать журнал «Радио», пополняя свои знания по радиотехнике.

В клубе нашей части был организован кружок бальных танцев, руководителем которого был призванный на службу москвич. Желающих научиться танцевать было много, я тоже не отказал себе в удовольствии. Многие офицерские жёны тоже учились вместе с нами.

А ещё за время службы на флоте я приобщился к общественной работе: дважды избирался секретарём комсомольской организации нашей учебной роты, в которой было около двухсот комсомольцев. Никакой «дедовщины» в нашей части не было, зато была дисциплина и уважительное отношение между командирами и подчинёнными. Большинство офицеров нашей части воевали на фронтах Великой Отечественной войны и относились к нам по-отечески. Командиром нашей части был капитан второго ранга Григорьев, воевавший в морской пехоте на Малой земле под Новороссийском. Он много рассказывал нам о тех событиях.

Новое звание и новые планы

В 1953 году мне было присвоено звание старшина первой статьи, повышен оклад до 420 рублей и предоставлен положенный отпуск на 45 суток. На сей раз я решил побывать не только в Москве, но и в Латвии, где жил и работал директором школы мой отец, а также младшие брат и сестра. И снова я проехал поездом через всю страну от восточной до западной границы. Опять многое увидел, пообщался со всеми родными. В Москве, в ГУМе, нашел магазин «Радиодетали» и купил всё необходимое для сборки радиоприёмника с проигрывателем. Так что после окончания службы я возвращался домой с радиолой, изготовленной своими руками.

«Флот — это опыт на всю жизнь»

В августе 1955 года Правительством СССР было принято Постановление о сокращении Вооружённых Сил, и я досрочно, не дослужив два месяца до положенных четырёх лет (вот такой был тогда срок службы!), был уволен из флота. Перед отъездом командир Владивостокского морского пограничного порта капитан второго ранга Ильяшенко поблагодарил меня и вручил грамоту за добросовестную службу, примерную учёбу и дисциплину. Между прочим, если бы меня не уволили досрочно, то я оказался бы на Чёрном море —  в Анапе, куда перевели нашу часть.

Огромное спасибо Пограничному флоту, моим командирам и преподавателям, о которых всегда вспоминаю с большой теплотой и благодарностью. Я многому научился, а полученными знаниями и опытом пользуюсь в течение всей моей жизни. И конечно, в День пограничника мои поздравления и наилучшие пожелания всем, кто  имеет отношение к этой замечательной службе.

Ольга Борисова, 8(86372) 7-10-22, olya.borisova.2018@inbox.ru

salsknews.ru

написать комментарий

нет комментариев

Пока нет комментариев!

Вы можете начать диалог.

Добавить комментарий


доступен плагин ATs Privacy Policy ©