Василий Шеховцов: «Культура нужна и обществу, и государству»

Апрель 20 14:35 2019 Печать 293

 

 Разговор о творчестве, Василии Нечитайло и будущем Сальского художественного музея

На его полотнах сияют летние ночи на сальской земле и зимуют снежные дни на Байкале и Таймыре. Уроженец села Песчанокопского, выпускник краснодарского худграфа, он много лет преподавал в Сальской детской художественной школе, был ее директором и уже 27 лет руководит художественным музеем им. В.К. Нечитайло и пишет картины. Василий Шеховцов в апреле отметил свое 70-летие.

Передать настроение

В мастерской художника на Бровках много света и по-особенному спокойно. Здесь рядом с пейзажами окрестностей Сальска — и Кавказ, и Север, и Болгария, запечатленная во время международного пленэра. «Смена климата и пейзажей необходима. Путешествовать нужно обязательно — это формирует твое мировоззрение, твое отношение к природе, — рассказывает Василий Александрович. — Благодаря этому ты видишь то, что обычно не замечаешь. И после гор наша степь — такая разная: цветущая полынная или выжженная, она в каждый момент времени имеет новое лицо, новое состояние, которое каждый раз впечатляет. Состояния я и пишу. Камыши, даже если они давно уже засохли, — живые, колышутся. В краске передаешь их перезвон, их симфонию». Слышат эту симфонию и рыбаки на полотне, которые идут в Шаблиевку, обсуждая богатый улов. Сам автор больше любит охоту, и то, скорее, за возможность созерцания природы.

Художнику ближе осень, но в это время много дел в музее, так что больше в пейзажах Шеховцова зимы: тогда больше времени для творчества. Укутанные снегом поля под Кручёной Балкой и крыши крайних домов согревают зрителя уютом и тишиной. Тут же — дача художника зимой: четвероногие друзья когда-то верно служили художнику, охраняя ее.

Фото редакции.

Синий колорит живописного Байкала в снегу внушает почтение к удивительному озеру. Это результат командировки творческой группы Союза художников в 1990-м. Тогда сальчанина поразила нетронутая природа, прозрачный лед, сквозь который видно озеро далеко вглубь. «Жили мы в поселке Листвянка и видели, как привозили туристов. На экскурсии те смотрели по сторонам, раскрыв рот, и тут внезапно гид обращал внимание, что они уже вышли на лед. Люди в шоке, боятся провалиться, а местным — забава. Еще запомнился случай, когда в озеро, под лёд, ушел бензовоз (местные его не объезжали — ехали по льду, даже по рискованным участкам). Чтобы избежать загрязнения, его оперативно извлекли на поверхность, а заодно нашли на удивление сохранившееся тело рыбака в лаптях и одежде столетней давности и подняли наверх. На воздухе он почернел. Специалисты потом скажут, что нужно было держать его в воде, но поздно…

Лунная ночь — тоже излюбленная тема автора. Например, в долине речушки недалеко от Маныча. «Часто спрашивают, откуда так много лун среди работ. Так днем некогда — работа, а вечером пишу», — шутит Василий Александрович. А вот — напоенная солнцем зеленая горная местность. «Это писали недалеко от границы с Абхазией. Как там красиво: куда ни повернешься — сюжет для этюда!»

А этим летом дальних выездов на пленэр не предвидится — Василий Александрович ждет в гости внучек…

Фото редакции.

Остаться верным традициям

Василию Шеховцову важно писать правдиво: не нарочито, а так, как оно в природе и есть. В свое время с молодым художником поделился опытом Василий Нечитайло, чье имя сегодня носит музей. «Сначала в справочниках указывалось, что он родом с Кубани, но, когда информацию исправили, мы узнали, что родился Василий Кириллович в нашем селе Воронцово-Николаевском, и тогда завели с ним переписку. Власти пригласили его к нам, но, оказалось, что он и до этого часто здесь бывал, но не афишировал это. Познакомились мы в его 60-летие. С тех пор каждый год, когда он приезжал сюда летом, а у меня был отпуск в художественной школе, мы выезжали с ним писать. Он приверженец классической школы, традиционной методики письма, которой сегодня не хватает многим художникам, чтобы работа долго хранилась и краски не сыпались. Он подсказал технологию, как быстро писать, — почти завершенный пейзаж создается за один-два сеанса. Он учил не поддаваться моде, потому что она быстротечна, а вернуться к академической школе, перестроиться самому будет очень трудно. Чего я и придерживаюсь, по-современному переосмысливая и решая, какой задать колорит, чтобы лучше передать настроение».

Сальскому зрителю Василий Нечитайло знаком как представитель жанра соцреализма. «В жизни каждого художника бывают заказы, но, приезжая сюда, он писал портреты передовиков, и желание это шло от души. На портрете механизатора — такой колоритный, активный физически, веселый с шутками-прибаутками человек. Во время работы мы жили рядом, и его отношение к жизни подкупало: не порабощенный трудом, веселый — таких Нечитайло и писал. И мне таких людей писать было в радость. Труженики Мамонов, Веретенников — они просто завораживали, вовлекали художника в работу тем, как относились к окружающему миру.

Фото редакции.

Заглянуть в прошлое

Художник Шеховцов с 1975 года не пропускал больших межрегиональных, всесоюзных и всероссийских, и зарубежных выставок, представляя свои пейзажи, натюрморты и портреты. Сейчас зреет в творческих планах картина — трагедия времен Великой Отечественной войны. В последнее время эта тема стала очень важна для автора. «Недавно я узнал, что мой дядя Леонид, который пропал в 1943 году в боях под Калачом (ныне — Калач-на-Дону), был пленен фашистами и попал в концлагерь Ламсдорф на территории Польши. Он не дожил всего две недели до освобождения нашими войсками. Как он воспринимал то, что происходит вокруг, о чем думал? Ему ведь шел только 22-й год! План композиции уже почти созрел. Напишу, как его среди пленных ведут в печь, а он смотрит на тебя с немым вопросом. Это будет наш с ним диалог».

Памятник Василию Нечитайло, идущему по полю с этюдником на пленэр. Фото редакции.

Сохранить очаг культуры

Среди забот руководителя художественного музея — выживание. Нужно сохранить фонды, в свое время безвозмездно подаренные Министерством культуры и художниками. Многие полотна требуют реставрации, и это затратное дело. Пополнение фондов — не популярная статья финансирования. Выручает добрая традиция художников после персональных выставок дарить картину музею. Так же хотят поступить авторы из Ростова и Краснодара, но нужно организовать транспортировку полотен, оформлять страховку на произведения искусства, — на эти затраты средств не выделяется, а собственного бюджета музея не хватит. «Наши сотрудники работают скорее на энтузиазме, чем за зарплату. А ведь потребуются найти молодые кадры и вырастить таких же квалифицированных специалистов, чтобы сохранить все что есть, — говорит Василий Александрович. — Конечно, нужен зданию ремонт. Фасад еще держится с ремонта в 2002 году, а крышей уже пора заняться. Это здание вместе с универмагом (построены в конце 1920-х годов) обрамляют вход на улицу Ленина с Ворошилова — это тоже лицо нашего города».

Фото редакции.

Передать знания

Переживает бывший преподаватель и о воспитании юных сальчан: «Наши самые главные зрители — школьники. Считаю, что походы в музей нужно организовывать можно чаще — и семейные, и школьные. Правильно воспитывать детей на хороших образцах изобразительного искусства, литературы, давая детям здоровую альтернативу телевидению. Такова, считаю, должна быть политика государства. В стенах музея проходит много занятий, где ребят знакомят с искусством. И я рад, что такие экскурсии находят у них отклик. Проводится серьезная патриотическая работа. Великая Отечественная война в сознании растущего поколения не должна превращаться в миф или игру. У нас есть отличная коллекция полотен на эту тему, и нужно об этом рассказывать снова и снова, чтобы жила память о том, как сохранили государство!»

2 мая в художественном музее имени Нечитайло откроется выставка «Родина моя — Россия», на которой Василий Шеховцов представит итоги творчества за последние пять лет.

Фото редакции.

Кристина Круговых, 8(86372) 7-10-22, kristina.krugovyh@mail.ru

salsknews.ru

 

написать комментарий

нет комментариев

Пока нет комментариев!

Вы можете начать диалог.

Добавить комментарий

Ваши персональные данные будут в безопасности Ваш электронный адрес не будет опубликован. Также другие данные не будут переданы третьим лицам.
Все поля являются обязательными.