Владимир Сусин: научить ученика, чтобы было у кого учиться

Владимир Сусин: научить ученика, чтобы было у кого учиться
Сентябрь 06 17:12 2018 Печать 1338

Известный сальский художник и педагог рассказал о творчестве, учениках и городской среде

В субботу, 8 сентября, в 17.00, пройдет торжественное открытие юбилейной выставки «Владимир Сусин и его ученики», посвященной 70-летию известного сальского художника и педагога, который отмечает свой день рождения сегодня, 6 сентября. Более ста работ Владимира  Николаевича, его выпускников и нынешних учеников можно увидеть в художественном музее им. В.К. Нечитайло. Перед открытием мы пообщались с юбиляром.

Любоваться моментом

«Выставка состоит из нескольких частей: мои работы, выполненные за последние десять лет, и сорока моих учеников — выпускников класса профориентации давних лет и прошлого учебного года, а также рисунки самых юных дизайнеров, 10-11 лет. Эта выставка показывает множество путей, которыми может пойти человек, умеющий рисовать и мыслить образами. Это и создание гармоничного предметного мира вокруг себя, и красоты внутри.

Работы выпускников последних лет. Фото редакции.

Себя позиционирую как пейзажист-романтик. Мне всегда хочется любоваться природой — и не только степью, но и горами, морем. В них порой видятся какие-то космические архитектурные объекты из научной фантастики. Природа очень эмоциональна, ее можно наиболее приблизить к абстракции, и мне хочется передать это своей кистью, этому я учу детей. Ведь дизайн также основывается на эмоциях — от оформления сайта до здания.

43 года Владимир Сусин преподает в Сальской ДХШ, из них 25 лет был завучем, а с 2002 по 2014 год — директором. В 2013 году наша художка вошла в число 17-ти лучших художественных школ России.

Так, с младшими учениками мы учимся воплощать эмоции в изображениях с помощью акриловых заливок и силикона. В получившихся неясных пятнах ищем ассоциации, додумываем образы, и получается очень здорово колористически. Рисуя что-то по конкретной теме, в жизни до такого не додумаешься, а эта техника ребят завораживает. Конечно, станковый рисунок и живопись никто не отменял, их мы штудируем тщательно, но нельзя не испытать такой эффект чуда, побаловаться с красками.

На выпускном-2018 в детской школе искусств им. В.Н. Еждика. Фото редакции.

Младшие ученики угадывают образы в пятнах краски. Фото редакции.

Практически с самого начала моей работы, помимо традиционных задач, мы с учениками решали художественно-оформительские. Так, разработал программу «Графический дизайн», довольно редкую для ДХШ. Дети изучают историю дизайна, объемное макетирование, абстрактные и шрифтовые композиции, выражение эмоций через пятна и фигуры, ищут новые фактуры с помощью брызг, коллажей и других техник…

Создание отвлеченных композиций — не дань моде, а необходимость, особенно при поступлении художественные вузы. Часто в Интернете родители сетуют, что их детей заставляют рисовать «хруст снега», «запах цветов», «разрушение», «приближение». Не все темы нарисуешь в лоб путем натуралистического рассказа. Любое произведение не должно копировать реальность, оно ее интерпретирует. Поэтому учу детей искать ходы, основанные на цветовых и тональных ассоциациях, опираться на впечатления из жизни, любоваться случайным. Так, юные художники узнают, что линии музыки — волнистые, а квадраты и пересечения подходят лишь для рок-н-ролла, острые треугольники агрессивны, а овалы — нежные и мягкие. Недаром композиторы Мусоргский, Скрябин, Шостакович пытались сделать свои произведения изобразительными. Смыкая музыку, изобразительное искусство, архитектуру, мы расширяем горизонты фантазии…

Растить смену

Старания учеников отделения графического дизайна не остаются незамеченными: это и победа в региональном конкурсе «Причал для НЛО», областном «Благоустройство городов», в олимпиадах и конкурсах архитектурной академии. Так, Даниэла Миронова стала победителем XVIII ДАНЮИ со своим мозаичным панно, второе место разделили Софья Ветрова и Екатерина Тризна с витражом и батиком, Наталья Степанько твердо решила продолжить художественное образование после смены в образовательном центре «Сириус», Екатерина Маркова смогла без экзаменов поступить на факультет дизайна ЮФУ благодаря победе в олимпиаде, а Софья Ветрова — на факультет монументального и прикладного искусства.

В коридоре — работы моих выпускников прошлых лет. Горжусь, что могу представить работы моих детей — Светланы и Платона. Дочь учила студентов дизайну костюмов, а сейчас вернулась к работе с детьми в своей студии в Ставрополе. Платон успешно работал в Ставрополе и Ростове, теперь занимается дизайном в Батайске.

С учениками в классе. Фото из архива художника.

А это — стенд с работами Андрея Дойницына, доцента Ростовской архитектурной академии, руководителя архитектурного бюро. В прошлом году итальянские дизайнеры, работающие в международном проекте «Италия встречает Кавказ», предложили ему вместе с учениками участвовать в международном конкурсе «Создание облика Кавминвод». Он вместе с другими преподавателями вуза привлек к работе 50 своих студентов с разных кафедр, которые вместе создали визитную карточку региона и завоевали первое место и 500 тысяч рублей. Архитектор-урбанист Карло Торзон поздравил ростовскую группу: «Я рад, что вы еще умеете грезить, делать культурную среду, чтобы дети росли в красоте». В этой академии много студентов из Ставрополья, то есть, где бы потом ни работали, они всегда могут вернуться на родину с готовыми проектами по улучшению городской среды.

Сам Андрей по просьбе нашего известного краеведа Фёдора Болибока разработал концепцию краевой библиотеки и музея, которую хотелось бы построить рядом с собором святых Кирилла и Мефодия на улице Ленина, и логически проект связан с культовым сооружением.  Андрей, как архитектор с огромнейшим опытом, мог бы поработать на родине, воплощая такой проект общественного здания.

На выставке в 2014 году. Фото из архива Владимира Сусина.

Учитель — это на всю жизнь

Солдат Владимир Сусин. Фото из архива юбиляра.

В моем дипломе указана специальность «художник-педагог», и я вижу свою задачу, как в известном стихотворении, в том, чтобы воспитать ученика, чтобы было у кого учиться. И я только рад, когда мои ученики творчески растут и становятся на голову выше учителя в своем направлении. Как Ньютон говорил, что стоит на плечах гигантов, так и мы — ученики учеников титанов искусства, а наши воспитанники — продолжатели этого дела.

Как я пришел к жизни такой? В родном селе Капустин Яр Астраханской области занимался в кружке рисования Дома пионеров у художника из народа — Анатолия Артюшенко. С ним ездили в агитбригады, играли в спектаклях, у него впервые увидел альбомы по искусству. Рад, что успел застать его в живых, навестив несколько лет назад. Он помнил нас всех, как и я помню каждого своего воспитанника. Хотя началось всё с того, что мама рисовала, а бабушка ткала ковры (а я спустя годы делал гобелены)… Мама трудилась в колхозе, на промысле за Каспием, после стала секретарем-машинисткой. И тут наступило обилие бумаги. Помню, первый портрет, нарисованный по клеточкам. Потом я восхитился масляными красками. Особенно потрясла «Кобальт фиолетовый светлый», потому что на родине пески, камыши, Волга — всё в серебристой дымке, а такой цвет видели, разве что когда тютина спела.

Молодые педагоги Владимир и Елена Сусины. Фото из семейного архива.

В армии рисовал всё время — там были задачи оформительские, отсюда, наверное, возник интерес к дизайну. К завершению службы даже форму не носил, чтобы не испачкать. А уже в институте получил глубокие знания в системе. Художественно-графический факультет Кубанского госуниверситета окончил с отличием, дипломной работой был живописный портрет супруги Елены Васильевны. Да и ее диплом — чеканку — доделывал, потому что она уже готовилась к рождению дочки.

В Сальск мы попали совершенно случайно: здесь молодым специалистам давали жилье. И хотя всё могло сложиться по-другому, сегодня, спустя 43 года, не жалею, что приехал сюда, стал сальчанином. С женой привыкли к степям и ее колючкам, увидели в них красоту.

Помню, как попал в просторные, прохладные классы художки — пристройки к «Коммунару», что возвели родители учеников. С тех пор школа скиталась: и на Ленина, 39, была, и в здании художественного музея, а сейчас — в Транспортном переулке. Школа, несмотря ни на что, развивалась: было сто, двести ребят, а сейчас — под четыреста. Так что специально детей мы не набираем. Такая же ситуация и в художественных школах Ростова — приема нет. Мне кажется, в противовес негативу из жизни люди массово тянутся к красоте и добру. В нашем аграрном районе подобрался сильный педагогический коллектив, и я горжусь, что пять лет назад нашу школу признали одной из лучших в России. Учиться здесь — уникальная возможность для детей, такую школу нужно беречь. Уверен, что после ремонта нам необходимо сохранить музей школы. Здесь в любой момент ты можешь увидеть каждого учителя, каждого ученика за всю историю школы. В художке помнят всех…

Художники не теряют творческий задор и радуются каждому дню. Фото в День Победы — из семейного архива.

Любимому городу

Сусины с детьми. Фото из семейного архива.

Художественная школа — не отдельное государство. Учителей и учеников волнует, как выглядит город, в котором они живут. Так, предлагал по опыту ставропольских городов организовать аллею искусств на улице Ленина с непрерывными навесами, где будут представлены народные промыслы, тут же будут писать картины, рисовать аквагрим, устраивать флешмобы. В какой-то мере эта идея воплотилась во время детского фестиваля «Цветик-семицветик» — на центральной улице одна активность заменяла другую. Городскую среду можно преобразить. Например, в каком порядке выставить разные скамьи в городе? Вычурные — возле учреждений культуры, у администрации — строгие. Когда стиль соответствует — у людей гораздо меньше возникает желания пнуть скамью или урну. Нам нужны афишные тумбы: сейчас вся реклама — на заборах. Как-то посчитал рекламу по всей улице Ленина, от вокзала до Севастопольской: окна рекламировались 118 раз! Но ведь можно придать центральной улице привлекательный вид, важный для туристического развития территории, придать соответствующий настрой, показать, что она — для людей и город живет…

Не подводя итогов, не надевая чужих орденов, скажу: рад, что являюсь звеном цепи учителей и учеников, создающей красоту в душе и мире. Студенты вернутся к себе на родину с готовыми идеями и перспективами развития, ну а я постараюсь по мере сил пестовать новых учеников. Пусть они прославят Сальск!

Кристина Круговых

salsknews.ru

  1. roks
    Сентябрь 25, 14:57 #1 roks

    Поздравляю от души! Помню, ценю, уважаю.
    Ваш ученик ( выпуск 1984г.) Владимир Бухарев

    Reply to this comment

Добавить комментарий

Ваши персональные данные будут в безопасности Ваш электронный адрес не будет опубликован. Также другие данные не будут переданы третьим лицам.
Все поля являются обязательными.

 необходимо принять правила конфиденциальности