Каким осталось то время в памяти бойца?
В День воина-интернационалиста и накануне Дня защитника Отечества Автоклуб № 2 РДК им. Негребецкого (руководитель Виктор Янчар) отправился с концертом в посёлок Клёны Гигантовского сельского поселения. Выбор артистов был не случаен: в посёлке проживает участник афганских событий Сали Сарваров.
Родился Сали в Узбекистане — тогда одной из советских республик. Так получилось, что на протяжении многих лет его жизнь представляла собой череду «горячих» точек. В 1989-м году начались кровавые ферганские события. Их отголоски ощущались по всей республике — в том числе, и в городе Сырдарья, где жил Сали. Семья переехала в Россию — в Чечню. Но и там скоро стало очень не спокойно. «Жизнь такая», — философски замечает Сали.
Ну а самой первой «горячей» точкой тогда восемнадцатилетнего парня был Афганистан. Туда Сали, обычный призывник, попал в 1987-м году. Служил там один год и два месяца — в Джелалабаде, недалеко от границы с Пакистаном.
— Что там делали?
Сали был водителем миномётной батареи. Он, как никто, знает, что такое афганские дороги, насколько они опасны. «Идёт в горной расщелине дорога, а вокруг — 30-40 гектаров «зелёнки», откуда в любой момент могут обстрелять. Именно миномётчиков в первую очередь задействовали в войсковых операциях, их отправляли, чтобы поддержать огнём товарищей, если произошло нападение на нашу заставу или колонну», — рассказал Сали Сарваров. Но и в части было отнюдь не спокойно. «Постоянные обстрелы. Бывало, по 3-4 дня сидели в собственноручно сооружённом бомбоубежище. Единственным спокойным месяцем в году было время, когда отмечался праздник рамадан. Даже «духи» не решались стрелять, соблюдая режим тишины. Мы шутили, что это, как отпуск», — вспоминает Сали.
Условия были, конечно, очень тяжёлые: жара, маловодье. «Особенно тяжело переносили это люди, выросшие в совсем другом климате. Ведь среди нас были и призывники из Прибалтики, и из северных регионов России. Начинались инфекционные болезни», — говорит Сали Безгунович.
Но самым страшным афганским воспоминанием стала потеря боевых друзей и как отвозил из медсанбата в аэропорт груз 200 — цинковые гробы с нашими погибшими ребятами. «Я, мальчишка, такого никогда не видел: люди без рук, без ног, без головы. После первого такого рейса три-четыре дня не мог уснуть. Но правда говорят: человек ко всему привыкает, иначе психика не выдержит», — поделился Сали Сарваров.
«К сожалению, война никогда не бывает без жертв», — говорит ветеран боевых действий. Сали Сараваров понимает это, как никто другой: недавно во время спецоперации по защите Донбасса погиб сын брата — его племянник. Молодому человеку был всего 21 год. «Только недавно женился, детей ещё не было», — с грустью говорит Сали.
Конечно, сегодня совсем другая война. «Квадрокоптеров в наше время, конечно, не было. На разведку троих отправили — вернулся один. Хотя роль артиллерии всё так же высока, как и в Афганистане», — говорит Сали.
Современным бойцам Сали Безгунович, как бывалый воин, даёт в первую очередь практический, можно сказать — утилитарный совет: «В зоне обстрела передвигайся, не поднимая головы. Это «золотые» слова! Кто этого не слушает, кто поднял голову, может «поймать» пулю или осколок.
Ну а если говорить о вещах возвышенных, то любить свою Родину так, чтобы быть готовыми встать за неё грудью, не прятаться за спины других: «Родители, когда я был в учебке, хотели приехать, попытаться договориться, чтобы я не попал в Афган — остался в Союзе. Я им сказал: «Как я буду после этого смотреть в глаза своим товарищам? Я пойду с ребятами! А там — будь что будет».
Сали Сарваров был среди последних советских военнослужащих, выходивших из Афганистана: водители перегоняли технику на территорию Советского Союза. А дослуживал на другом конце страны и, по сути, на другом конце света — на Дальнем Востоке.
Ольга Борисова, 8(86372) 7-10-22, [email protected]
salsknews.ru
Комментарий:*
Логин*
E-mail*
Сайт
Сохранить моё имя, email и адрес сайта в этом браузере для последующих моих комментариев.
Ваше имя (обязательно)
Ваш e-mail (обязательно)
Тема
Сообщение
Версия для слабовидящих