Воспитатели не выгорают: дети не дают. Наставники сальской «Жемчужинки» делятся опытом с молодежью

Август 29 15:07 2018 Печать 703

Сегодня, в век инноваций, требования к педагогам повышаются постоянно. Молодые специалисты поначалу сомневаются в своей компетенции, боятся критики старших коллег. В начальной школе-детском саду «Жемчужинка» к новым кадрам относятся очень бережно, помогают молодежи стать профессионалами. В этом велика роль наставников.

НАСТАВНИКИ

Варвара Ерёменко, директор

Каждый год на августовской конференции педагогическому сообществу района представляют новичков. И с первого дня к ним предъявляются самые высокие требования. Сколько из них останется в профессии через год, два, пять лет? Это, в первую очередь, забота руководства учреждения. Поэтому опытные педагоги должны сопровождать молодого специалиста, пока он не станет мастером, «дошлифовать» до своего уровня.

Система наставничества у нас не в новинку. В «Жемчужинке» ее практикуют уже четверть века, со дня открытия. За каждым молодым специалистом закреплен педагог, чьи заслуги отмечены на областном и всероссийском уровнях.

Нас иногда называют «советский детский сад», потому что систему наставничества мы взяли из советского образования, но она неизменно приносит свои плоды. Одна сотрудница, проработав год с нами, призналась: «Когда пришла, чувствовала, что в этом коллективе нужно «стоять на цыпочках» — все столько знают, чего пока не знаю я». Если у человека есть такое ощущение, и он понимает, что ему нужно научиться, со временем он станет с остальными вровень. Наставники помогают этот процесс ускорить.

При этом сами наставники постоянно растут, становятся на голову выше профессионально. Только за прошедший год 30 наших сотрудников участвовали в различных мероприятиях — от областного до международного уровня. Пять статей наших педагогов попали в последний сборник областного института повышения квалификации. На базе нашего учреждения работают три экспериментальные площадки Министерства образования региона — это тоже показатель высокого уровня сотрудников: одна посвящена инклюзивному образованию, вторая — 150 культурам Дона, третья — по взаимодействию с семьями, воспитанию детей вместе с родителями».

Наставники начальной школы-детского сада «Жемчужинка». Фото редакции.

Элеонора Гуренко — замдиректора, физинструктор

Воспитатели не должны проводить уроки физкультуры, но даем молодежи и такие задания – выступить в роли физинструктора. Провожу для новичков мастер-класс, а молодежь повторяет на уроке под контролем наставника. Любому педагогу будет не лишним знать технологии оздоровления детей.

Самое главное правило, которому учу молодежь, — не навредить ребенку. Ты должен знать о состоянии здоровья каждого. Поэтому всё начинается с диагностики и общения с родителями, чтобы понять возможности ребенка. Мы не растим из наших ребят спортсменов, мы, давая посильные нагрузки малышам, делаем всё, чтобы они были здоровыми.

Заместитель директора и физинструктор Элеонора Гуренко. Фото из архива учреждения.

 

Виктория Биниатова, воспитатель

У воспитателя нет возраста: дети заставляют тебя быть молодым – быть активным умом и физически. Это я вам как педагог с 25-летним стажем говорю. Если замечать, что каждый день преподносит что-то новое, то ни о каком профессиональном выгорании не идет и речи! Мы совершенствуемся — постоянно занимаемся самообразованием: проходим дистанционные курсы, посещаем семинары и конференции.

Да и молодые специалисты не дают скучать — постоянно подсказывают идеи для творчества.

И главное, что должно быть у воспитателя, — любовь к детям. Педагог должен быть педагогом от пяток до макушки: надо не просто любить детей, а жить ими, их интересами.

Воспитатель Виктория Биниатова в своей группе. Фото из архива «Жемчужинки».

Ольга Стребняк, воспитатель

Даже если новые сотрудники пришли с красным дипломом, практических знаний у них нет. И они чувствуют себя некомпетентными даже на занятиях с детьми. Поэтому, в первую очередь, учу их общению — с коллегами, детьми и родителями. Нужно найти подход к каждому, интересоваться у родителей подробностями: чем больше знаешь о ребенке, тем больше завоюешь его любовь и уважение родителей.

Я считаю, что воспитатели, которые работают в паре, должны быть похожи друг на друга. Так, наш директор Варвара Николаевна тонко чувствует, кому молодой педагог подходит, и безошибочно выбирает ему наставника, зная, что они сработаются. Схожие по темпераменту, темпу работы, интересам, отношению к творчеству.

Совместное творчество. Фото из архива «Жемчужинки».

Наталья Литовченко, воспитатель

Работаю в детском саду уже 16 лет. Меня заметили, когда создавала поделки ребенку в детский сад, и пригласили сюда. Начинала младшим воспитателем в группе Галины Игоревны Макаровой и потихонечку росла рядом со специалистами высокого класса, поставив цель — хочу быть похожей на них, стремилась к росту. За плечами — художественная школа, педагогический колледж, многочисленные конкурсы профмастерства.

Сейчас уже сама делюсь с молодежью своими наработками. Так, сегодня провожу мастер-класс по изготовлению лепбука — картонной папки с материалами по определенной теме. За неделю занятий по теме ребята собирают рисунки, аппликации, дидактические игры, стишки,  в своем своего рода проекте, закрепляя знания.

Наталья Литовченко проводит занятие. Фото из архива «Жемчужинки».

Ольга Орехова, старший воспитатель

В нашем учреждении полколлектива — наставники, потому что работаем здесь с первого дня. Считаю, что воспитатель сможет в полной мере проявить свое мастерство, лишь став наставником, передав свой опыт. Радостно, когда тот, кто у тебя когда-то учился, так усердно и плодотворно работает, что уже обогнал тебя.

Мы никого не заставляем, но стараемся увлечь молодых специалистов педагогическим процессом, заинтересовать их работать с детьми и родителями, убедить, что они сюда пришли не зря, и из таких воспитать профессиональные кадры. Для этого постоянно проводим консультации, круглые столы, открытые заседания совета отцов, семинары-практикумы. Всегда открыты двери методкабинета, где есть все необходимые пособия, презентации, дидактические материалы для педагогов — и для новичков, и для опытных.

В 2020 году вступит в силу профессиональный стандарт педагога, и задача наставников — сократить до минимума этап перехода молодого специалиста от вузовской теории к практике.

Двери методкабинета открыты для всех. Фото из архива «Жемчужинки».

МОЛОДЫЕ ПЕДАГОГИ

 

Александр Хачикьянц, воспитатель

У меня двое детей, и тянет к детям. Хочется делиться с ними знаниями, участвовать в их развитии. С большим интересом учусь у наставника — Ольги Георгиевны Ореховой.

Не только работаем в группе. Проводила физкультуру на открытом воздухе под руководством физинструктора. Потому что воспитатель должен знать всё, в том числе — технику по оздоровлению детей.

Пробный урок физкультуры. Фото из архива «Жемчужинки».

Лариса Баранова, воспитатель

Я очень люблю детей, хочу работать с ними — мне это интересно. Глядя на свою маму, которая тоже работает здесь воспитателем, решила идти по ее стопам. Мой наставник — Ольга Викторовна Стребняк. Провожу занятия с ее подсказками, стараюсь  соответствовать ее уровню. Она очень творческий человек: то, как проводит с детьми занятия отчасти вдохновило меня стать воспитателем. Учит меня, как четко ставить цель, как правильно находить подход к детям — лаской, пониманием, через творчество, рассказать что-то из своего опыта.

Воспитатель — центр любого праздника в детском саду. Фото из архива «Жемчужинки».

Юлия Перевозникова, воспитатель

Уже четыре года в «Жемчужинке». Пришла, конечно, очень робкой, боялась практики — работать с детьми и родителями, с новым коллективом. Но здесь очень хорошие люди, которые помогли втянуться в процесс. Мой наставник Виктория Владимировна Биниатова дала много советов о том, как себя вести с воспитанниками, что нужно, прежде всего, найти общий язык с родителями.

Сама попросилась в группу именно к этому наставнику, видя, как она работает с детьми. Она очень серьезно подходит к образовательному процессу: каждому занятию предшествует серьезная подготовка. Занятия проходят в игровой форме: например, на этой неделе у нас в гостях лесные жители: значит, и задачи соответственные нужно продумать, и раздаточный материал, и оформление.

Воспитатель — лучший аниматор. Фото из архива «Жемчужинки».

7 сентября в Сальск приедет «Поезд будущего» — проект Правительства Ростовской области и общественной палаты региона. «Жемчужинка» будет делиться наработками по наставничеству, волонтерству и краеведению с делегациями из 10 районов.

Кристина Круговых

salsknews.ru

написать комментарий

нет комментариев

Пока нет комментариев!

Вы можете начать диалог.

Добавить комментарий

Ваши персональные данные будут в безопасности Ваш электронный адрес не будет опубликован. Также другие данные не будут переданы третьим лицам.
Все поля являются обязательными.