Делом увлеченные сохраняют память: клуб «Звезда» объединяет сальчан

Делом увлеченные сохраняют память: клуб «Звезда» объединяет сальчан
Июнь 30 13:00 2020 Печать 918

Вход в бункер — по секретному паролю. Фото редакции.

Активисты организовали мини-музей, восстанавливают фронтовую технику, участвуют в реконструкциях боев Великой Отечественной войны.

Чтобы их дети и внуки знали военную историю, помнили, чья армия освободила мир от фашизма.

Редакционная машина подъезжает ко двору в районе автовокзала, и калитку открывает… наш солдат времен Великой Отечественной. А нет – показалось: наш с вами современник  (смартфоном спокойно пользуется) только в гимнастерке, зовут Александр Высоцкий. Рядом еще один «фронтовик» – Вячеслав Декальчук. Они ведут нас к двери в кирпичный гараж…

На специальном подъемнике, словно на лифте без стен, спускаемся под землю, и под ногами открывается вид не то на бункер, не то на землянку… Она вся, как музей, уставлена экспонатами: тут и огромная рация-рюкзак, и целая выставка головных уборов военных лет, и оружие, и газеты военных времен, документы, награды – чего только нет!

Так откуда в Сальске клуб «Звезда», чем еще он занимается – подробно расскажут сами участники.

Руководитель клуба Александр Высоцкий подвал под автомастерской переоборудовал в бункер – штаб-квартиру «Звезды». Фото редакции.

ЧТОБЫ ДЕТИ И ВНУКИ ЗНАЛИ ИСТОРИЮ

Александр ВЫСОЦКИЙ, автослесарь и по совместительству руководитель клуба «Звезда», вспоминает, как всё начиналось — в начале 2017-го.

«Мы сидели еще зимой и вспоминали «Полуторку» — городской памятник, поставленный «Автоколонной 1515». Жалели, что ее уже давно на месте нет, и размышляли, что уже скоро будет День Победы, и было бы хорошо необычное сделать. Вот и решили начать с полуторки – на базе ГАЗели сделать новодельную копию. Уже начали заниматься чертежами, продумывали проект.

А потом увидели в Интернете, что в Сальске продается машина – ГАЗ-67 1943 года выпуска, и мы сразу же едем за ней! Конечно, состояние машины было печальное. Но мы решили, что пока отложим сбор «Полуторки» с нуля, и займемся ГАЗ-67 – тут уже есть база. И за полтора месяца восстановили ржавую машину, на ход разве что сразу не поставили. Даже возле ДОСААФ тогда выкатили отреставрированную машину для фотосессии.

И за эти полтора месяца работы или всё действительно стало к нам притягиваться, или так всегда было, а мы просто не замечали раньше: кто-то принес лампу, кто-то старинный телефон, другие предметы – так и насобирали на целый стенд. А у Геннадия Яковлевича Доценко была коллекция оружия военных лет, и он к нам присоединился. Мы все до этого немного знали друг друга, а тема Великой Отечественной войны собрала нас.

Этот бункер – подвал моей автомастерской, часть склада. Наполнение для него собиралось все четыре года – ящики, патефоны, буржуйка… Только просто кучу предметов людям не покажешь — нужно подать их интересно. И вот, пользуясь временем в самоизоляции, я обшил пару стен, чтобы они были похожи на землянку, а две оставил бетонные — как бункер.  У нас тут всего понемножку: есть история и советской армии, и немецкой – всё, что касается Великой Отечественной. Посмотрите: здесь и оригинал газеты «Фронтовик» 1944 года, когда речь шла об освобождении Крыма, тут же – немецкое издание 1942 года.

Самый первый экспонат – немецкий фотоаппарат, он моего дедушки. Как он попал к нему – та еще чудная история! Мама рассказывала, что во время оккупации в Сандате деду было лет 12-13. И он однажды по-тихому залез во вражеский броневик и просто стащил этот фотоаппарат! Аппарат был рабочим вплоть до 80-х годов. Вот такой оригинальный экспонат с историей!

«Попался лет 10 назад ГАЗ-67 1943 года производства в ужасном состоянии, ржавенький. Отмыли, отчистили, завели, и машина поехала!» — рассказывают участники клуба. Фото редакции.

Первый экспонат выставки – немецкий фотоаппарат, который сандатовский подросток во время оккупации стащил из вражеской бронемашины. Фото редакции.

Постепенно собралась мини-выставка головных уборов. Буденовку привезли подарили соседи: они были под впечатлением от нашей работы и вручили буденовку, купленную при посещении Брестской крепости.  Еще передали нам новодел, но очень похожий на настоящий, — шлем танкиста.  Второй такой, 70-х годов, я купил в Чехии — мой отец как раз служил там. А это – настоящая отреставрированная немецкая каска.

А под стеклом у нас стеллаж с медалями, документами, фотографиями и письмами. Среди них – и письмо домой от немецкого солдата (осталось только найти переводчика). Много экспонатов получаем по обмену – Интернет в нашем деле очень помогает. Я переписываюсь с ребятами из Воронежа — мы познакомились на Самбекских высотах в 2019 году во время реконструкции боев на Миус-фронте. Общаемся, меняемся экспонатами. Например, у меня было два старинных телефона, а у них – интересные документы, вот и обменялись.

Все немецкие награды – новодел: приобрел их для экспозиции в Санкт-Петербурге в прошлом году в специализированном магазине.

Знаете, младшему сыну – 11 лет, он учится в школе, и учитель его знает, чем я занимаюсь. Но и мальчишек-друзей не мог позвать, потому что экспозиция была не оформлена. А теперь можно будет звать и показывать доходчиво и интересно.

Но это скорее не музей — это наша штаб-квартира. Мы здесь решаем свои вопросы. А уж кому реально интересно, просят показать, заходят, фотографируются.

В планах у нас – сделать пушку-сорокапятку. Я уже начал делать остов, но, как всегда, планов больше, чем можешь сделать. Для пушки пока нет чертежа – отложил работу до лучших времен».

Вячеслав Декальчук рассказал о планах клуба участвовать в реконструкциях боев Великой Отечественной. Фото редакции.

Вячеслав ДЕКАЛЬЧУК, тоже автослесарь. Планирует участие клуба в реконструкции боев.

«Всего в клубе «Звезда» нас уже 10 человек. Мы с Александром – основатели клуба. Чего нам дома не сиделось? Нам это интересно – такого в Сальске нигде нет. Поэтому и решили организовать свой клуб. Я помогал: резал, пилил, носил – всю реконструкцию делали вместе.

В планах уже после самоизоляции поучаствовать в автопробеге до села Бараники и в реконструкции боя в Новом Егорлыке – нас приглашали служившие в пограничных войсках.

Мы получали поддержку от военкома Андрея Герусова. И в этот раз он пригласил нас навестить ветерана в канун Дня Победы. А вы видели, как Николай Петрович Высторопец был удивлен, какими были его глаза, когда техника подъехала, когда мы в гимнастерках вышли, дали ему в руки пулемет?! Это приятно ему, и нам. Важно помнить дедов, которые нам дали жизнь».

Геннадий Доценко в клубе отвечает за оружие. Показал оружие военных лет, которое теперь стреляет холостыми патронами. Фото редакции.

Геннадий ДОЦЕНКО, кровельщик. В клубе отвечает за оружие.

«Всё выписывал через Интернет и покупал. Впервые увидел такое подробное воспроизведение в Пятигорске пять лет назад, когда отдыха в санатории: мужчина приехал на ГАЗ-67 в форме подполковника НКВД с пулеметом Дегтярева. И мне захотелось так же.

А потом сидели как-то с мужиками в Интернете и нашли тот самый пулемет Дегтярева. Знаете, он еще в 1927 году был принят на вооружение Красной армией и к началу войны был уже давно в рядах армии. А это – сам ППС, пистолет-пулемет Сударева, созданный в блокадном Ленинграде. Он по себестоимости оказался дешевле знаменитого ППШ – пистолета-пулемета Шпагина. И ППС был признан лучшим автоматом Второй мировой войны: у него прицельная дальность – 400 метров, убойная – до 300, а у ППШ – только до 200 метров убойная.

А это карабин Мосина, произведенный в 1944 году, – потомок легендарной трехлинейки, считается казачьим оружием.  В основном, такое оружие применялось в охранных предприятиях или у казаков, с ним ходили в разведку в начале войны. А уже потом сделали автоматы для разведчиков удобные: нажал кнопку, сложил его — и спокойно прыгай.

Максим Глазунов, инженер «Промэнергобезопасность»:
«Заинтересовала идея клуба, военная тематика, вот и присоединился. Мы все давно друг друга знаем, общаемся. И когда тут затеяли реставрацию машины, я пришел посмотреть, помочь что-то тяжелое принести, прикрутить». Фото редакции.

Всё это настоящее боевое оружие, просто переделано под выстрел холостого патрона. Сделать выстрел? А то вы не верите! (стреляет). А теперь – из пулемета!

 

— А может, не надо? – журналисты зажимают уши.

— Отойдите! (стреляет из ППШ) Всё стреляет! Вот видите: даже видно сколько патронов осталось в диске. Но оружие охолощенное, и патроны холостые, так что пули просто нет.

Откуда взялась такая любовь к оружию? Конечно, почти всем мужчинам нравится стрелять. Это такое чувство – его не передать. Те, кто служил, его поймет. Те, кто воевал, скажут – пусть лучше это оружие не воюет. Я служил в 13-й отдельной десантно-штурмовой бригаде два года в Краснознаменном Дальневосточном военном округе на станции Магдагачи, — пересказывает с гордостью, а потом смеется. — Была у нас такая поговорка: Бог создал сады и дачи, а черт – поселок Магдагачи.

Так вот почему нам нравится стрелять: когда начинаешь, ты ничего не видишь, кроме мушки на автомате или пулемете, и только считаешь, сколько патронов вылетело. Вот в этом году мой дядя Николай Михайлович отмечал 70-летие, и чтобы его поздравить, я зарядил ему ППШ. И вот он стрелял: 2-3 патрона, 2-3 патрона… Ему 70 лет, а навык со времен службы в пограничных войсках не потерян! Вот такая она – любовь к оружию».

Александр Иванов с сыном Владимиром (справа) и зятем Дмитрием Макаренко с поддержкой других работников Сальского завода прессовых узлов почти за год создали бронеавтомобиль на базе внедорожника военных лет. Фото редакции.

Андрей ИВАНОВ, слесарь Сальского завода прессовых узлов с командой собрал бронеавтомобиль из военного внедорожника.

«Идея создать на базе ГАЗ-69 бронеавтомобиль БА-64д Горьковского автозавода от той же мысли: думали, куда пропала сальская полуторка. Мы сначала хотели ее восстановить, но потом прикинули свои возможности и поняли, что не потянем. Но всё же решили попробовать свои силы с этой машиной. Потом познакомились с ребятами из военно-патриотического клуба «Звезда», и они кое-чем помогли нам.

Этот бронеавтомолиль сделан по чертежам боевой машины, которая служила и для поддержки пехоты, и для гражданской обороны. Он в основном работал по разведке. Но эта модель сопровождала штабные колонны, осуществляя ПВО и связь».

В это время сын Владимир и зять Дмитрий Макаренко демонстрируют функциональность автомобиля. «В нашей модели всё, что должно двигаться, – двигается: и пулемет, и башня вращается, и двигатель работает – автомобиль на ходу, свет, стопы горят – всё есть. Всего на работу потрачено 11 с половиной месяцев, и работать было очень интересно и важно для нас. Понимаете, когда вспоминаешь, как в войну люди дома продавали, чтобы для армии купить самолеты и танки, понимаешь, что и мы должны какой-то вклад сделать.

Дмитрий Макаренко управляет башней и орудием бронемашины. Фото редакции.

Сначала купили списанный УАЗик, раму с него забрали, а остальное сдали и поменяли на такой металл, какой нам нужен. Специально искали с коррозией. И еще у нас была «Волга», из которой мы извлекли двигатель, а кузов – тоже поменяли на нужный металл. Чуть-чуть сами докупили. И вот что получилось: двигатель из «Волги», остов – от старого УАЗика, у которого пришлось родные параметры подогнать под историческую машину. У исходного автомобиля база – почти 240 см, а у бронеавтомобиля – 210 см, так что рамой занимались только до сентября в том году!

Делали эту бронемашину мы с сыном Владимиром и зятем Дмитрием Макаренко. И нам очень помогли парни с производства. Водитель Сергей Бирюков, шлифовщик Сергей Нужнов, фрезеровщик Андрей Бут, токари Юрий Веселких, Андрей Сопельняк и Михаил Еременко, оператор ЧПУ Сергей Коровкин и предприниматель Сергей Крамаренко.

Бронетранспортер сделали. А теперь ищем мотоцикл военных лет, чтобы его реставрировать. И зарядный ящик к нему, и пушку – в общем, полный комплект!

Владимир Иванов садится за руль бронеавтомобиля, если нужно участвовать в городских мероприятиях: «Обзор такой маленький, что напарник подсказывает, куда ехать. И так люди воевали». Фото редакции.

Владимир ИВАНОВ, слесарь завода прессовых узлов. Помог собрать бронемашину и стал её водителем.

 «Всё также, как на оригинальной технике: как располагался насос, кривой стартер, огнетушитель позади меня, также рядом с водителем  стоял аккумулятор, чтобы не подвергаться попаданию снарядов в моторный отсек, и был более защищен.  Вентилятор – это уже наше новшество. Все равно летом в нем ехать жарко: представляю, как в таком воевали деды и прадеды! Очень тяжело высидеть в машине по жаре — даже просто немного проехать по городу, чтобы поздравить ветерана. А сбоку и за спиной от меня, где должны стоять кассеты под снаряды орудия, мы предусмотрели динамики, чтобы включать военные песни.

Экипаж бронеавтомобиля состоял из двух человек: водитель и пулеметчик (автоматчик) и он же командир – сидел сзади и управлял башней.

В первый выезд управлять бронеавтомобилем оказалось непривычно и неудобно. Непонятно было, где и как надо было повернуть. Расположение руля для современного водителя здесь очень неудобно, широкие стойки от лобового стекла существенно закрывают обзор (а в войну они были еще шире, чтобы защищать экипаж от попадания снарядов), но всё равно привыкаешь через пять минут. Ты ведешь машину и доверяешься наводчику: он говорит, в каком направлении ехать и как долго пропускать пешеходов и машины. Но все равно едешь будто на интуиции. А как было во время военных действий?!»

Граница — на замке. Нора позаботится.

Подробнее рассмотреть отреставрированные машины и землянку-бункер можете в нашем фотоотчете в группе Salsknews ВКонтакте.

Сюжет телепрограммы «Новости Сальской степи» о клубе смотрите здесь.

salsknews.ru

написать комментарий

нет комментариев

Пока нет комментариев!

Вы можете начать диалог.

Добавить комментарий

 необходимо принять правила конфиденциальности