Железнодорожный вокзал еще на месте. Не помешает ли задержка вовремя сдать новое здание?

by admin | 07.02.2019 12:23 пп

Основные работы по демонтажу здания начнутся весной

Прощание с железнодорожным вокзалом затянулось[1]. О планах РЖД по сносу аварийного здания и строительству нового «Сальская степь» пишет[2] уже несколько лет. В прошлом году заказчик работ обозначил срок сдачи объекта: к сентябрю 2020 года. С такими сроками здание должно быть демонтировано еще в 2018-м, но пока стоит на месте: людей на объекте мало, процесс идет медленно.

ЖДЕТ СНОСА

46 пустых глазниц-окон смотрят на город. Если бы не забор, из города насквозь был бы виден перрон. Да и в длину всё стометровое здание просматривается. Разобрана кровля и над восточным крылом, и над западным. Сиротливо выглядит когда-то величественное здание в стиле сталинского ампира, построенное в середине прошлого века.

Старший прораб субподрядной организации «РСК-Дон-Сервис» Михаил Прышва открывает ворота и впускает съемочную группу. Снаружи здание избороздили глубокие трещины, да и внутри картина не лучше: те же трещины, куски штукатурки угрожающе нависают с потолка, который старшее поколение сальчан запомнило расписанным под звездное небо. «Осторожно: сюда не заходите», — показывает на те помещения вокзала, которые последние годы были закрыты для посетителей. Разобрана стенка, где сидели кассиры в последние годы, сняты тяжелые двери. Давно нет на фасаде часов, что встречали путешественников. А со стороны перрона опустели клумбы, которые цвели десятками розовых кустов.

Стены сальского железнодорожного вокзала ждут сноса. Вид с улиц Железнодорожной и Ленина. Фото редакции.

ДОЛГО НЕ СДАВАЛСЯ

Старшее поколение сальчан помнит вокзал молодым. Спроектировали его в 1947 году после разрушения предыдущего здания во время Великой Отечественной войны, начали строить в 1949-м. Тогда же станция Сальск стала главной на отделении  СКЖД. Здание дважды ремонтировали — в начале 80-х и в конце 90-х. А центральная часть, где раньше располагались кассы, и первый зал ожидания закрыты в целях безопасности уже 15 лет.

Основания фундаментов трех частей здания давали неравномерную просадку, которая привела к образованию глубоких и широких трещин — под угрозой оказалась устойчивость ответственных конструкций — балок, ферм, перемычек, арочных сводов. Для спасения здания были приняты все меры. Специалисты из Волгодонска пытались усилить фундамент силикатизацией — не помогло. Еще в 2001 году институт «Кавжелдорпроект» признал наш вокзал аварийным. А в 2010-м впервые прозвучало решение снести его.

Перед сносом справа были кассы. Фото редакции.

КАССЫ ПЕРЕЕХАЛИ

Еще летом 2018-го здание обнесли забором, в нескольких наиболее безопасных помещениях работали его сотрудники, пока субподрядчик полтора месяца вёл ремонт помещения бывшей камеры хранения, и зимой вокзал временно переехал туда. Проходим по указателям не больше ста метров от старого здания по перрону и попадаем туда.

Да, помещение небольшое, но удалось создать все условия для пассажиров и грамотно разместить три кассы, зал ожидания, санитарные помещения, службу охраны, банковский терминал. Здесь светло, тепло, а главное — безопасно.

ВЕСНОЙ БУДЕТ ЖАРКО

Получится ли покинуть пусть и добротную, но времянку, к сентябрю 2020-го? Почему старое здание до сих пор не снесли?

Строители объясняют: оказалось, что не до конца отработана проектная документация, в ней не учтена теплотрасса. Сейчас этот вопрос согласуется, но не быстро. А пока на объекте рабочих мало. Они из числа местных, заняты подготовительными работами (когда «Сальская степь» посетила объект, расчищали технический проезд).

Кассы переехали в бывшее отделение камеры хранения.

Здесь же расположился зал ожидания. Фото редакции.

.

«Активные работы по всем направлениям стартуют с завершением отопительного сезона, — рассказывает Михаил Прышва. — На объекте будет много специалистов из Ростова. Разрушат механическим способом стены, выроют котлован. До лета нужно установить 645 буронабивных свай с песчано-гравийной смесью плюс сваи для навеса. Также, чтобы уложиться в сроки до конца года, должна быть установлена электроподстанция на привокзальной площади — на месте, где размещалась аптека. Пока идет согласование с оставшимся магазином — под его порогом также идут коммуникации.

РАБОТЫ — МНОГО

По проекту, новое здание площадью 2400 кв. м и длиной 72 м будет из стекла и бетона: по краям — два каменных блока, а посередине — 32 метра стекла. Новый вокзал, в отличие от старого, будет отвечать современным требованиям обслуживания: двухуровневый зал ожидания, кассовый блок, служебные помещения, санузлы, медпункт, буфеты. Здание будет адаптировано для маломобильных пассажиров. Как сообщил главный инженер Северо-Кавказской дирекции железнодорожных вокзалов Игорь Буденко, даже рассматривается возможность размещения билетных касс пригородных автобусов, чтобы сальчанам было удобно заранее брать билеты и не ехать для этого на автостанцию.

Эта часть здания была законсервирована долгие годы. Фото редакции.

Кроме того, в плане — ремонт железнодорожной платформы на первом пути. Со стороны улицы Ленина также проведут благоустройство, при этом сохранят большинство деревьев и кустарников в зеленой зоне. Тротуары выложат плиткой, сделают удобный подъезд к вокзалу.

А ВИТРАЖИ — КУДА?

Что больше всего волнует редакцию? Сохранятся ли витражи, украшавшие окна старого здания?

Они сейчас демонтированы и находятся на хранении у начальника вокзала. Их планируется либо вписать в интерьер нового здания либо передать в музей.

 

Сальчане — о вокзале

Степан Пьянов: «У каждой земли — своя «визитная карточка». В Крыму это «Ласточкино гнездо», у нас же — вокзал. Сколько судеб связано с этим некогда красивым зданием, сколько встреч и историй помнят его стены! Эти могучие деревья на привокзальной площади сажали мы, ученики железнодорожной школы № 9, еще в 50-х-начале 60-х годов. Многие поколения сальчан под этими деревьями ожидали посадки на поезда в знаменитый «Зеленый огонек». Разве это забудешь? Мне довелось принять участие во встрече с Никитой Хрущевым. Мы, ребятня, как воробьи, облепили все высокие деревья, а потом настал знаменитый час встречи первого тепловоза!..»

Вахтовик: «Каждый раз, возвращаясь из командировки в Сальск, смотрю на черные буквы названия станции, обветшавшее здание ж.д. вокзала. Печальнее картины не увидишь…»

Александр: «Для Сальска железнодорожный вокзал всегда был, как музей, было на что посмотреть».

Житель: «А не жалко его рушить? Ведь это наша главная достопримечательность вместе с ДК! В одном стиле выполнены, дополняя друг друга. Поставят новый, безликий».

Опасаюсь: «Жалко очень! Но дождаться того момента, когда куском штукатурки прибьет тебя самого или твоих детей? Пусть уж будет стеклянно-бетонная коробка».

Жители Сальска: «В советское время на Железнодорожной улице, где сейчас гаражи, стоял памятник паровозу. Потом его убрали. Уважаемый заказчик строительства нового здания, рассмотрите, пожалуйста, возможность установки памятника «Паровоз» при благоустройстве привокзальной площади вокзала, внесите его в проект благоустройства! Взять такой в резервном складе, каких в России немало, в нашем депо привести в порядок… Уважаемые администрации города и района, соберите инициативную группу из ветеранов-железнодорожников и совместно обратитесь к руководству РЖД!»

Кристина Круговых, 8(86372) 7-10-22, kristina.krugovyh@mail.ru

salsknews.ru

 

Post Views: 379
Endnotes:
  1. затянулось: https://salsknews.ru/%d1%81%d0%b0%d0%bb%d1%8c%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b9-%d0%b6%d0%b5%d0%bb%d0%b5%d0%b7%d0%bd%d0%be%d0%b4%d0%be%d1%80%d0%be%d0%b6%d0%bd%d1%8b%d0%b9-%d0%b2%d0%be%d0%ba%d0%b7%d0%b0%d0%bb-%d0%b4%d0%be%d0%b6/
  2. пишет: https://salsknews.ru/%d0%b6%d0%b5%d0%bb%d0%b5%d0%b7%d0%bd%d0%be%d0%b4%d0%be%d1%80%d0%be%d0%b6%d0%bd%d1%8b%d0%b9-%d0%b2%d0%be%d0%ba%d0%b7%d0%b0%d0%bb-%d0%b2-%d1%81%d0%b0%d0%bb%d1%8c%d1%81%d0%ba%d0%b5-%d1%81%d0%bd%d0%b5/

Source URL: https://salsknews.ru/%d0%b6%d0%b5%d0%bb%d0%b5%d0%b7%d0%bd%d0%be%d0%b4%d0%be%d1%80%d0%be%d0%b6%d0%bd%d1%8b%d0%b9-%d0%b2%d0%be%d0%ba%d0%b7%d0%b0%d0%bb-%d0%b5%d1%89%d0%b5-%d0%bd%d0%b0-%d0%bc%d0%b5%d1%81%d1%82%d0%b5-%d0%bd/