Как видят онлайн-обучение сальские педагоги, ученики и их родители?

30 апреля 12:20 2020 Печать 7063

 

Из-за коронавируса школьные классы сегодня непривычно пусты. Вся жизнь учеников и учителей переместилась в онлайн. Попробуем показать, как «дистанционка» должна выглядеть в идеале. Впрочем, скорее, стоит говорить о том, как должно работать удалённое обучение, чтобы ущерб для качества образования был минимальным

Признаем: это не значит, что так работает каждый учитель, и ни в одной семье, где есть школьник, нет проблем с «дистанционкой». И, да, чтобы настроить эту систему, требуется огромный труд.

Salsknews.ru побывал на нескольких онлайн-уроках. С учителем английского языка гимназии № 2 Инной Макагоновой сначала на связь по Skype выходят второклассники. Малыши знакомятся с героями учебника девочкой Венди и её братьями Майклм и Джоном, учатся спрашивать, чем любят заниматься эти персонажи, отвечать на вопросы. Так постепенно в беседу втягиваются всё больше участников.

Урок в десятом классе начался с обсуждения самой «горячей» темы последнего времени — сильных и слабых сторон дистанционного образования. Salsknews.ru не мог не присоединиться к дискуссии.

Некоторых подростков устраивает, что можно чуть дольше поспать, появилось больше возможностей подстроить учебный график «под себя». Но многие ребята выбиты из привычной колеи. Они сетуют, что нет возможности в любой момент подойти к учителю и попросить о помощи. Все единогласно признали, что на «дистанционке» гораздо больше времени уходит на подготовку к урокам. Морально поддержала учеников, выйдя с ними на связь, директор гимназии Наталья Ольховская. Ребятам было, конечно, очень приятно.

Позже, общаясь с salsknews.ru, Наталья Ольховская призналась, что с приходом дистанционного обучения ребятам и их родителям пришлось пересмотреть многие вещи, а для её коллег это стало вызовом, мощнейшей проверкой на профессионализм. Педагоги задействовали весь свой креатив, чтобы организовать занятия в новом формате. По словам директора гимназии, учителей не ставили в жёсткие рамки, каждый выбрал то, что считает наиболее приемлемым для себя с учётом предмета, методики, возраста детей, наличия у учеников необходимой технической базы и программного обеспечения. Поэтому неделя с 29 марта по 6 апреля ушла на настройку системы. «Учителям в новых условиях фактически приходится работать в режиме 24 часа в сутки 7 дней в неделю», — говорит директор гимназии.

Фото редакции.

Инна Макагонова, учитель английского языка гимназии № 2: «Учитель и ученик не «теряют» друг друга….»

«Во уже скоро месяц, как моё утро начинается с того, что я включаю приложение Дневник.ру и размещаю там ссылку на Skype и время ближайшего урока. Конечно, на «рабочем столе» ноутбука есть WhatsApp. Этот формат удобен тем, что к группе могут присоединиться и ребёнок, и родители. Родители могут посмотреть домашнее задание для ребёнка, получить рекомендацию, как помочь сыну или дочери. Сюда же отправляют выполненную домашнюю работу.

Когда я впервые услышала о переходе на дистанционное обучение, стало немного не по себе. Ведь моя главная задача — научить детей общаться на иностранном языке. А как это сделать на расстоянии? Я выбрала Skype, позволяющий, насколько это возможно, компенсировать отсутствие «живого» общения. Главное, что ребёнок слышит меня, а я — его. Маленьким детям не менее важно видеть учителя.

У меня во время одного из первых уроков во втором классе была проблема с камерой. И дети растерялись, не увидев учителя. Им тяжело без его эмоций, кивка одобрения, похвалы, улыбки…

Поэтому мы договорились с учениками, что можно выходить на связь через приложение в телефоне Zooroom, чтобы не «терять» друг друга. С ребятами, начиная класса с шестого и старше не было никаких проблем: они сами создали группы, учителей туда пригласили; мы у них многому научились.

На практике, при онлайн-обучении нужно учитывать многие вещи. Скажем,  Skype поддерживает сессию до 24 человек, и в большинстве случаев, технически, класс вместе с учителем «помещаются» в это число, но контролировать такое количество «окон», которые одновременно высвечиваются на экране, успеть пообщаться с каждым ребёнком — тяжело. Поэтому, если в классе много детей, он делится на подгруппы.

Знаю, что многие мои коллеги работают в других цифровых форматах. Скажем, учитель математики гимназии № 2 Ольга Коденко, преподающая у моей старшей дочери, выбрала Discord. Я только недавно узнала о существовании этой цифровой платформы, но посмотрела уроки — очень интересно. Надеюсь, что переход на дистанционное обучение не сильно отразится на качестве образования, но утверждать, конечно, не могу. Во всяком случае, дети не оставлены наедине со своими трудностями».

Фото редакции.

Светлана Лысикова, директор школы № 7, учитель математики: «Дистанционка» показала, что родители учеников и учителя нужны друг другу…»

«Во время дистанционного обучения учителя и родители учеников, как никогда, осознали, насколько мы необходимы друг другу. Без нашего сотрудничества учебный процесс невозможен.

Когда я начала изучать предложенные цифровые образовательные порталы, оказалось: уроки — замечательные, объяснения даются правильным, но слишком сложным, научным языком. Его вряд ли воспримут дети. К тому же, оставляло желать лучшего качество связи.

Поэтому я решила записывать все пояснения для детей на бумаге, при этом снимать на смартфон и комментировать. На подготовку к урокам теперь уходит больше времени, потому что приходится каждый вечер записывать по 5-6 видео. Но, думаю, что это не зря, потому что ребёнок, слыша знакомый голос, легче воспринимает объяснение в привычной манере. Все сделанные видео я сохраняю на Яндекс.Диске, и дети в любой момент могут к ним вернуться.

Во время урока я стараюсь постоянно общаться с детьми, чтобы они чувствовали присутствие учителя, комментирую их действия в голосовом режиме. Потом от учеников приходят десятки файлов с ответами, решениями, которые необходимо не только проверить, но и указать каждому ребёнку на его ошибки, объяснить, почему его вариант не верный.

У сервисов «Решу ОГЭ» и «Решу ЕГЭ» также есть функция проверки, и посмотрев, как дети выполнили задания, я вижу, какие темы «западают». Мы их повторяем.

Переход на онлайн-обучение дал много пищи для размышлений. Я бы давала материал блоками, с перспективой на неделю-две, а потом предлагала детям проверочные работы. При этом, думаю, двух-трёх предметов в день вполне достаточно.

И самое главное, удалённое обучение — это формат, рассчитанный на самоподготовку. Как никогда, сегодня велика роль родителей. Она заключается в том, чтобы помочь ребёнку адаптироваться психологически к новым условиям, помочь ему распределить время. Если это удаётся, то каждый ученик выходит на удобную ему траекторию и скорость усвоения материала».

Фото редакции.

Наталья Дудка, учитель начальных классов гимназии № 2: «Интерактивная доска оказалась незаменимым помощником…»

«Каждое моё утро начинается с переклички: родители учеников сообщают, что ребёнок здоров, задание для него получили. Выполнив его, они присылают работы в группе в  WhatsApp: письменные — в виде фотографий, чтение — в виде аудиофайлов.

Но пришли к этому не сразу. Уже в первые дни онлайн-обучения выяснилось, что в семьях моих учеников (это третьеклассники) — разные технические возможности: у кого-то есть ноутбук с веб-камерой и микрофоном, у кого-то — телефон с Интернетом, у кого-то компьютер в определённое время занят, поскольку родители работают дистанционно. К тому же, когда вся страна начала выходить на образовательные порталы, они просто не выдерживали такой нагрузки.

Поэтому у меня не получилось собрать всех 26 учеников моего класса онлайн. Мне это не очень понравилось, и я решила делать записи занятий с помощью программного обеспечения для интерактивной доски. Здесь есть функция «Запись экрана». Дети слышат мои объяснения, видят всё, что происходит на доске. Единственный недостаток — нет моего изображения, а в остальном — всё, как в классе.

Уроки я отправляю на электронную почту родителям. Ученики самостоятельно или вместе с папами или мамами могут их посмотреть. Если что-то непонятно, сделать это несколько раз, а затем выполнить домашнее задание.

Учитывая, что это маленькие дети, и время их «общения» с гаджетами должно быть ограничено, я стараюсь чередовать предметы. В какой-то день записываю  математику в полном объёме, а русский и чтение оставляю больше на самостоятельное изучение с помощью учебника, потом предметы меняются.

Родителям также советую «дозировать» время, которое ребёнок приводит за компьютером».

Что сальчане думают о «дистанционке»?

Анна, ученица одиннадцатого класса: «Не хватает «живого» общения с учителем…»

«Конечно, у дистанционного обучения есть большой недостаток. Не хватает «живого» общения с учителем, чтобы можно было подойти, задать интересующие вопросы. Особенно это необходимо сейчас — во время подготовки к ЕГЭ. Сроки экзаменов перенесли, а конкретные даты, когда мы будем сдавать тот или иной предмет, до сих пор официально не объявили. Неопределённость заставляет волноваться по поводу поступления в вузы. Для нас, как для выпускников, это очень важно».

Александра, мама учащегося девятого класса: «Не всегда есть возможность для контроля…»

Моё предприятие продолжает работать и во время пандемии. Поэтому большую часть дня меня нет дома, и мне трудно контролировать, чем занят сын. Даже если я вижу, что пришли задания, мне сложно помочь ребёнку, определить, насколько правильно (или неправильно) они сделаны. Он периодически отправляет выполненные задания, но нет уверенности, что не скачал ответы из Интернета, или не попросил прислать готовые варианты одноклассников. Оценок в цифровом «дневнике» тоже, кстати, не вижу. Надеюсь, дистанционный формат не сделают официальным…

Алина, мама учащихся девятого и пятого классов: «Онлайн добавит работы офтальмологам…»

«Боюсь, что после онлайн-обучения сильно прибавится работы у офтальмологов. Дети с утра проводят несколько часов  за компьютером, а вечером начинается вторая «смена». Это очень вредно для зрения, тем более, не во всех семьях есть компьютер или ноутбук с большим экраном. А работать в таком режиме с телефона —  «самоубийственно» для глаз. По поводу самого обучения, думаю, что вряд ли можно полноценно освоить онлайн такие предметы, как математика, физика, химия.

Анекдот из жизни

Учитель заканчивает запись «цифрового» урока словами: «До свидания, ребята, надеюсь, вам всё понятно. И тут активируется голосовой помощник «Алиса»: «Ничего не пойму. Вы вообще о чём?»

Ольга Борисова, 8(86372) 7-10-22, olya.borisova.2018@inbox.ru

salsknews.ru

 

 

написать комментарий

нет комментариев

Пока нет комментариев!

Вы можете начать диалог.

Добавить комментарий


доступен плагин ATs Privacy Policy ©