Директор СИТ Павел Овчаров: как виртуальная жизнь изменила реальность для сузов

Директор СИТ Павел Овчаров: как виртуальная жизнь изменила реальность для сузов
Май 31 08:00 2020 Печать 955

 

На вопросы редакции «Сальской степи» отвечает директор Сальского индустриального техникума Павел Овчаров.

 — Павел Михайлович, легко было войти в новый, дистанционный, формат работы?

— Конечно, нет! За несколько дней до официального введения ограничений мы занялись поиском электронных ресурсов, которыми можно воспользоваться для реализации удалённого режима занятий. О дистанционном обучении говорили и до пандемии: это даже считалось модным. Но оказалось, что выбор электронных ресурсов для проведения занятий, содержащих формулы, графики, таблицы, где должны быть возможности для проведения тестирования, опросов, не велик.

Наши специалисты по компьютерным технологиям предложили Google Classroom. Он оказался наиболее подходящим. Мессенджеры и социальные сети остаются в качестве дополнительных средств связи, чаще всего  — для контроля.

Мы понимаем, что сложилась экстренная ситуация, и из неё нужно было искать выход, но, на мой взгляд, на будущее, не каждое образовательное учреждение должно вариться в собственном соку, а государство могло бы разработать дистанционные образовательные платформы и рекомендовать их вузам, техникумам и школам. Думаю, на это стоит обратить внимание.

— Уже два месяца, как техникум живёт в новой реальности? Какие можно сделать выводы?

— Самый главный вывод: дистанционное образование никогда не сможет заменить полноценного образовательного процесса. Никакой компьютер не в состоянии заменить педагога, взаимодействия, сотрудничества и общения с ним.

К тому же, есть вторая важнейшая задача образования — воспитание. Трудно себе представить, как можно воспитывать ребёнка «дистанционно», когда ты не смотришь ему в глаза, у тебя нет с ним психологического, личного контакта. Когда человек замкнут в четырёх стенах, лишён эмоционального контакта со сверстниками, а весь окружающий мир ему заменяет экран компьютера или смартфона, его даже социализировать сложно.

Ещё один важный фактор: у нас студенты получают профессиональное образование, в том числе, и по рабочим специальностям. Как можно дистанционно подготовить сварщика, повара или строителя? Как быть с формированием профессиональных компетенций? Разве можно «удалённо» научить проектировать  системы автоматизации, собирать схемы, монтировать, налаживать, эксплуатировать, ремонтировать оборудование?

— Удалось найти выход из сложившейся ситуации?

— Мы пытаемся. Для всех курсов, кроме выпускного, если из-за введённых ограничений невозможно организовать практику, решили пока вычитать теорию, а практические занятия перенесли на осень. Надеемся, что ситуация стабилизируется, и нам удастся исполнить эти планы.

— Как на введение «дистанционки» отреагировали студенты?

— Разделились на два неравных лагеря. Подавляющее большинство мечтает вернуться в стены альма-матер, а меньшинство хочет, чтобы как можно дольше всё оставалось, как сейчас.

Если серьёзно, дистанционное обучение как никакая другая форма, формирует у студентов способность к самостоятельности в работе, к самообразованию. Ребята, которые и раньше были старательными, ответственными, вписались и в дистанционное обучение. Тех, кто занимался без особой мотивации, на «удалёнке» расхолаживает отсутствие прямого контакта с педагогом,  жёсткого контроля. Скажу откровенно: есть студенты, которые встали утром, зарегистрировались как присутствующие на занятиях — и отправились досыпать. Некоторых вообще приходилось разыскивать — видимо, решили, что каникулы.

Когда к нам приходят вчерашние школьники, мы тратим месяцы, а то и первый учебный год, чтобы выработать у них дисциплинированность, ответственность и мотивацию к овладению избранной профессией. У нас работали органы студенческого самоуправления, совет профилактики: нерадивых студентов и увещеваем, и уговариваем, и наказываем. Сейчас таких возможностей нет. Когда студенты вернутся в аудитории, я думаю, мы будем иметь серьёзные проблемы и с дисциплиной, и с посещаемостью. И решать их придётся не только педагогам, но и родителям.

— На них я думаю, тоже, сказался переход детей на «удалёнку»…

— Напрямую! Пандемия показала, что не все родители привыкли контролировать образование своих детей. Методом случайного выбора мы обзванивали пап и мам и интересовались: «Как Вы считаете, занимается ли Ваш ребёнок? Что можно было бы улучшить в организации обучения в этот период?» Часть родителей с большой заинтересованностью общались с нами, высказывали свои пожелания… А некоторые «дистанцировались»: «чем я могу ему помочь? Вижу, что сидит возле компьютера». Но «сидеть» можно по-разному.

Плюс в том, что родители поняли: с их детьми нелегко работать, они бывают сложны в общении, иногда требуют не только уговоров, но иногда — и  жёстко спроса. Мы видим, что все родители откровенно устали, звонят и интересуются, когда, наконец, возобновятся полноценные занятия.

— Наверное, не меньше об этом мечтают Ваши коллеги…

— Да. Для преподавателя подготовить дистанционный урок гораздо сложнее, чем обычный. На «живом» уроке представить материал гораздо проще. Для «удалённого» необходимо готовить презентацию, разместить её в Интернете. Это большие затраты времени.

Много времени занимает переписка в мессенджерах. Не все студенты успевают выполнить задания к определённому сроку, поэтому «досылают» в течение всего дня. В результате преподавателям приходится работать практически в круглосуточном режиме.

Тем не менее, коллеги освоились в новой системе достаточно успешно, что в очередной раз подтвердило высокий уровень наших преподавателей.

Не забывайте и о технических проблемах. Не у всех студентов есть компьютер, а на смартфоне, из-за  размера его экрана, работать сложно. Как оказалось, недостаточное покрытие всей территории Сальского района высокоскоростным Интернетом — это тоже одна из проблем. Бывает, из сёл звонят: пропал Интернет или отключили электроэнергию.

— Как Вы думаете, в каких случаях дистанционное обучение действительно незаменимо?

— Для детей с ограниченными возможностями здоровья, которые хотели бы получить профессиональное образование, но не могут посещать образовательное учреждение; для повышения квалификации или дополнительной подготовки действующих специалистов… К слову, благодаря электронным технологиям мы в рамках акции «Бессмертный полк» разместили на сайте техникума около 40 рассказов о родных студентов и преподавателей техникума-участниках Великой Отечественной войны — здесь и видео, и эссе о героях. На сайте мы подводим и первые итоги дистанционного обучения.

— Как будет выглядеть летняя сессия?

— Невыпускные курсы будут её сдавать в дистанционном режиме. Для выпускников разрешено проведение учебной и производственной практики, выпускных квалификационных работ в очной форме, конечно, с соблюдением всех санитарно-эпидемических требований. Но это касается только рабочих профессий. Их перечень определён министерством, и в него попали четыре наши специальности: сварщик, мастер общестроительных работ, мастер отделочных строительных работ и повар-кондитер (правда, по последней специальности, в связи с переходом на четырёхлетнее обучение, у нас в этом году нет выпускного курса).

По остальным специальностям экзамены будут проводиться дистанционно, и мы к этому сейчас готовимся. Сейчас некоторые наши студенты выпускных курсов проходят практику на предприятиях, которым разрешено работать — тоже при соблюдении всех требований: маски, дезинфекция, социальная дистанция…

— Уверена, что девятиклассников и их родителей интересует, как в этом году поступить в суз?

— Это расписано в документе Министерства просвещения РФ «Особенности приёма граждан на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования на 2020-2021 учебный год». Приём документов будет проходить дистанционно. Если ограничительные меры в регионе ослабят, возможно, будем принимать документы очно, с соблюдением всех санитарных норм.

Всю информацию можно получить на официальном сайте техникума sit-salsk.ru, а документы отправить на электронную почту.

С началом приёмной кампании информация о наличии свободных мест, как бюджетных, так и на внебюджетных, будет обновляться на сайте техникума ежедневно. При этом, понимая экономическую ситуацию в стране в связи с пандемией, повышать стоимость обучения в этом году мы не планируем. При зачислении абитуриента, оригинал аттестата можно будет предоставить в течение первого года обучения.

— Не могу не поинтересоваться: есть ли среди студентов заразившиеся коронавирусом?

— Да, один. Но он проживает в Калмыкии и подхватил вирус спустя длительное время после того, как уехал домой. Ни с кем из одногруппников или преподавателей не контактировал. По последней информации, он в больнице, но мы её уточняем. Зная, что молодые люди в основном переносят инфекцию в лёгкой форме, надеюсь, он быстро поправится.

Ольга Борисова, 8(86372) 7-10-22, olya.borisova.2018@inbox.ru

salsknews.ru

написать комментарий

нет комментариев

Пока нет комментариев!

Вы можете начать диалог.

Добавить комментарий

 необходимо принять правила конфиденциальности