Как дети генерируют бизнес-идеи: в Сальске заработал федеральный проект, развивающийся уже почти в 70-ти городах России и странах СНГ

Как дети генерируют бизнес-идеи: в Сальске заработал федеральный проект, развивающийся уже почти в 70-ти городах России и странах СНГ
Июнь 17 12:00 2021 Печать 1533

ВИШЕНКА НА ТОРТЕ

Внимание многих сальчан в первый день лета привлёк яркий праздник с дискотекой и шоу мыльных пузырей на летней площадке кафе «Вишнёвый сад», который посетили более 400 человек. Вишенкой на торте стала большая выпускная ярмарка, где дети продавали товары своего производства, а в основе — франшиза большого федерального проекта «Фабрика предпринимательства Дети». Это единственный «детский» бизнес-проект, имеющий лицензию, лауреат премии «Наставничество номер 1». Участие в проекте требует обучения и аттестации педагогов, поскольку ребята получают дипломы гособразца. Сейчас в сальской бизнес-школе — три преподавателя. Чаты, где общаются и делятся опытом все города, поддерживают руководителей, педагогов, помогают их развитию. «Сальск — пока единственный маленький город, где открылась фабрика детского предпринимательства. Когда я обратилась к авторам и сказала, что заинтересована в приобретении франшизы, меня спросили о населении города и были сильно удивлены, услышав цифру — порядка 60 тысяч человек. Как правило, проект приходит в города с населением не менее полумиллиона. Меня даже пытались отговорить», — рассказывает руководитель бизнес-школы Анна Левашова.

Правда, когда она объяснила, что уже 23 года работает с детьми и подчеркнула, что в любом случае запустит проект в этом направлении, с ней согласились: «У Вас — получится!»

КУЛИНАРНАЯ ШКОЛА — С ПРОДОЛЖЕНИЕМ

В ноябре прошлого года Анну заинтересовала информация о детской бизнес-школе. Взяли в аренду помещение в центре города, сделали ремонт. Кстати, интерьер студии о многом говорит: в зоне отдыха — уютный диван в стиле лофт и яркие кресла, в которых можно просто утонуть, вещи 60-х годов, «парящие» на потолке старые книги; «кухонную» зону украшают светильники, сделанные из тёрок. Ну, и акцентный предмет — чёрный холодильник с рисунками мелом на нем. Это не удивительно, поскольку с «Кулинарной школы» многое началось. «За четыре года работы ни один рецепт не повторили: я постоянно отыскиваю новые в Instagram, в поваренных книгах. Раньше мастер-классы проводили дома или мы арендовали помещение. С появлением студии организовывать творческие, обучающие мероприятия для детей и взрослых стало намного проще. Одним словом, решили создать уютное пространство для творчества, обучения, общения и кофе», — рассказала Анна.

Ребята не только учатся готовить: они ненавязчиво, в игровой форме изучают влияние на организм человека состава и качества продуктов, учатся выбирать здоровую еду.

Были даже кулинарные мастер-классы на английском языке! Часто проводятся кулинарные путешествия с историей блюда, на которых дети научились говорить по-итальянски: «buon appetito» (приятного аппетита) и «un pizzico di sale» (одна щепотка соли). Анна позаимствовала эти фразы в Instagram у одного преподавателя итальянского. Казалось бы, мелочь, но как оживляет занятие, привлекает внимание детей. Море эмоций! Как раз то, что нужно!

Кстати, на мастер-классах побывали, в общей сложности, более 700 детей. «Один из поварят ходит на занятия с пяти лет — сейчас ему девять. Очень активный, задира. Но как только он начинает готовить, моментально преображается. Постепенно мастер-классы перешли на его домашнюю кухню. Он закрывался там на пару часов, после чего приглашал родителей к красиво накрытому столу. Потом Влад пришёл и в бизнес-школу. Понятно, что его проектом стал ресторан полезного питания. Я попросила ребёнка спланировать, каким он его видит: интерьер, блюда, название, в чем уникальность. Ребята посчитали, кто когда оканчивает школу, и все уже собираются отметить выпускной в его ресторане», — улыбается Анна.

Одним словом, в каждом ребенке есть талант. Главное — его заметить и направить в нужное русло.

«МЫ НЕ ГОТОВИМ К ЭКЗАМЕНАМ — МЫ ГОТОВИМ К ЖИЗНИ»

Но — вернёмся к бизнес-школе. Ещё 17 лет назад Анне, учителю начальных классов по образованию, предложили целенаправленно изучать бизнес. Она начала посещать семинары, читать книги, появился Интернет-магазин умных покупок экотоваров — в первую очередь для личного пользования и развития. «Я навсегда запомнила слова своих родителей: «Если будешь работать на кого-то, никогда в жизни ничего не добьёшься». Они очень перекликаются с тем, что я услышала во время обучения: «Когда ты работаешь на кого-то, ты реализуешь его мечты, когда работаешь на себя — свои», — говорит Анна.

Ей стало больно, что некоторые семилетние дети не могут загадать желание, не верят в себя, не верят, что перед ними открывается много возможностей. Анна загорелась идеей научить детей мыслить шире.

В качестве наставников в бизнес-школу пригласили успешных предпринимателей города. Это необходимо для формирования у ребят образа успешного человека. Ведь для многих детей слово «предприниматель» звучит как-то непонятно. А когда ребёнок видит конкретного человека, всё становится на свои места. «Человек рассказывает свою историю: как он пришёл к идее своего бизнеса, как воплотил её в жизнь. И ребята понимают: «И я так смогу!» Наши самые активные наставники — Татьяна Жаворонок, Любовь Бараковская, Любовь Кучерова, Татьяна Иванча, Виктор Столяренко», — говорит Анна.

Разве не интересно послушать, что в детстве мама Татьяны Жаворонок Наталья Королевская лепила куличи из песка и мечтала радовать людей красивыми тортами? Её мечта выросла и превратилась в ресторан, кафе, пекарню… Выросла и дочь, которая с удовольствием занимается бизнесом.

«Миссия бизнес-школы — развить природный потенциал ребёнка и на этой основе найти бизнес-идею, помочь ему её запустить: это создание бизнес-плана, грамотная «упаковка» соцсетей, логотип, визитки, написание резюме, образование команды, лидерство, уникальность. Мы хотим помочь ребёнку пройти весь путь становления стартапа и одновременно привить ему навыки успешного человека. Не важно, станет ребёнок в будущем предпринимателем или нет, он вырастет уверенной в себе личностью», — говорит Анна Левашова.

УРОК КОМАНДООБРАЗОВАНИЯ

Первый урок в бизнес-школе — именно про то, как создать команду. Пока здесь учатся дети и подростки от 7 до 16 лет, но уже набирают мини-вариант для малышей от 4 до 7 лет; прошла необходимую подготовку педагог. В школе есть трёхмесячный, шестимесячный курсы; с сентября планируют начать полный курс, рассчитанный на весь учебный год. В общем, ребёнка буквально ведут за руку: поддерживают, продвигают — от начала до результата. Детям рекомендуют читать книги по финансовой грамотности «Собачка по имени Мани» Бодо Шефера. «Богатый папа, бедный папа» Роберта Кийосаки, книги Джона Максвелла, Джима Дорнена о лидерстве, мечте, цели…

Но 80% занятий — это практика, и только 20% — теория. Действующие предприниматели дают будущим советы, слушают их бизнес-проекты, предлагают сотрудничество — например, представляют товары, сделанные детьми, в своих магазинах. Кстати, наставники отмечают, что ребята на первом представлении своего бизнес-проекта и в конце, на его защите, — это совершенно разные люди. Они уверенно говорят, могут сделать примерный расчёт своих доходов и расходов, фотографии, визитки. Вот визитка десятилетней Миланы — «Вкусняшки от Милашки». Между прочим, на ярмарке её печенье разобрали мгновенно. Дети делают слаймы (игрушки-лизуны), деревянные значки, пирожные, леденцы, мыло ручной работы, соли для ванны, майки с ручной росписью, лимонад, аквагрим, дизайнерские вещи для интерьера.

Вот пишет сообщение Анне Максим: «Купил новые формы для мыла! Как я счастлив!» Кстати, одиннадцатилетний мальчик оказался чемпионом среди первых выпускников бизнес-школы: заработал за полгода 46 тысяч рублей, при чистой прибыли 25 тысяч. Очень неплохо для начала! (При этом на данном этапе заработать — не самоцель). Максим — отличник в школе, занимается боксом, участник олимпиад по английскому языку. Придя в бизнес-школу, загорелся идеей производства декоративного мыла: приобрёл формы, основы, начал импровизировать.

Есть в бизнес-школе девочка Соня, слаймы которой разлетаются как горячие пирожки ещё до начала ярмарки. Кира и Катя делают очень красивые леденцы без сахара, а Катя в 11 лет очень профессионально печёт капкейки и даже проводила мастер-класс в кулинарной школе.

«При этом мы учим их не конкурировать, а сотрудничать. Скажем, Артём, Даня и Елисей обожают делать деревянные значки. Но у каждого — своё уникальное предложение: у одного — значки ручной росписи, у другого — с мотивационными надписями, у третьего — значки для домашних любимцев и их хозяев. Значит, можно объединиться», — подчёркивает Анна Левашова.

«ВИЖУ ДЕЛО!»

Важная часть обучения ребят — это экскурсии на действующие предприятия, где они видят бизнес изнутри. Скажем, на пекарне дети прошли весь процесс приготовления булочек, увидели, как автоматы раскатывают и разрезают тесто, «умную» печь, которая сама выбирает режим под сорт хлеба. Вообще, посторонних в святая святых не пускают, но для фабрикантов сделали исключение.

Во время таких экскурсий ребята наблюдают за работой бизнеса разной направленности, пробуют себя в разных ролях, ищут своё предназначение. Постепенно они понимают, что зарабатывать можно на любом деле. Главное, чтобы оно было любимым.

В магазине цветов детям рассказали, из каких стран прибывают растения, как их хранят, а во время мастер-класса фабриканты собрали букеты для своих мам.

Иногда случаются удивительные метаморфозы. Кто бы мог подумать, что в салоне красоты мальчики захотят оказаться на месте мастера маникюра? И главное: дети начинают совсем по-другому мыслить, задают абсолютно осмысленные, говорящие об их вовлечённости в тему вопросы.

Интересные ребятам успешные люди и сами приходят в бизнес-школу. Причём это может быть не только взрослый человек, но и подросток. Дети встречались с известным на уровне города блогером и коуч-психологом Мариной Ткаченко, у которой порядка 10 тысяч подписчиков. Она показала, как снять интересные сториз, как выйти в прямой эфир, что ребята сразу и сделали. Ну, и какой же блогер без классных фото? Фотограф Роман Игнатенко раскрыл секреты работы со светом и ракурсом, благодаря которым даже камерой не самого «крутого» телефона можно сделать отличные фотографии.

«ВНУК НА ЧАС»

Это отдельная «фирма», а вернее — направление работы. Началось с того, что старшие ученики бизнес-школы стали помогать пожилым соседям: убрать в доме, подмести двор, приготовить что-нибудь, просто провести время — поиграть в шахматы или в шашки, пообщаться. Так родилась услуга «Внук на час» — кстати, очень востребованная. А некоторым подросткам нравится работать «усатыми нянями»: они могут развлечь ребёнка, поиграть с ним или помочь сделать заданную в школе презентацию, пока мама спокойно работает или занимается своими делами.

ЛЕТНИЙ «БИЗНЕС-КЛУБ»

В течение всего лета при школе будет работать лагерь «Бизнес-клуб» со сменами по 10 дней, в каждой из которых отдыхают и развиваются по 10-15 ребят. Дети находятся здесь целый день. Каждая смена — с определённой тематикой, отталкивающейся прежде всего от запросов самих детей, от того, что им наиболее близко: от чисто бизнес-направленности до ораторского мастерства или темы «Я — блогер». Кстати, мастер-классы для отдыхающих в лагере будут давать и вчерашние выпускники бизнес-школы. Всё это «разбавлено» экскурсиями на предприятия, играми на развитие коммуникабельности и просто… играми на свежем воздухе. Развивают не только бизнес-мышление, но и так называемый «эмоциональный интеллект». Как известно, ничего лучше музыки для этого не придумали, поэтому педагог Маргарита Михайличенко предложила ребятам освоить первые навыки игры на флейте и гитаре. Идея была с восторгом поддержана!

Участники первой смены «Бизнес-клуба»» уже успели побывать на экскурсии в кинозале «Сальск-синема» — и не только для того, чтобы посмотреть кино. Специалист РДК Елена Холод рассказала, как устроен изнутри кинобизнес; ребята узнали принципы работы кинооборудования, сравнили «исторический» и современный кинопроекторы. Ученики бизнес-школы не боялись вступать в диалог, спрашивать о том, что им интересно. Как знать, может быть, через несколько лет мы встретимся с одним из фабрикантов уже как с известным кинопродюсером или владельцем сети кинотеатров?

Ну, и, конечно, «Бизнес-клуб» — это встречи с новыми людьми, хобби которых оказалось настолько ярким, что занимает всё большую часть их жизни и становится бизнесом. Как вам девушки, работающие на железной дороге, но увлекшиеся плетением афрокосичек? Конечно, фабриканты не упустят возможности пообщаться с ними.

Анна Левашова уверена:

«Первый вопрос, который должен себе задать маленький или взрослый человек, начинающий свой бизнес: «Чем я могу помочь людям?»

«Наши ребята не будут искать работу — они будут создавать рабочие места!»

«Когда ребята видят успешного человека, близкого им по возрасту, у них загораются глаза».

«Если человек занимается нелюбимым делом, он становится злым».

«Ошибаться — не страшно. Ошибка — это точка роста!»

Ольга Борисова, 8(86372) 7-10-22, olya.borisova.2018@inbox.ru

salsknews.ru

написать комментарий

нет комментариев

Пока нет комментариев!

Вы можете начать диалог.

Добавить комментарий


доступен плагин ATs Privacy Policy ©