Как живёт человек, который знает, что мы увидим в телевизионном кадре?

Как живёт человек, который знает, что мы увидим в телевизионном кадре?
Сентябрь 02 11:12 2021 Печать 635

В Сальске побывал автор сценариев и телепродюсер федеральных телеканалов Виктор Григоренко.

 Среди наиболее известных работ нашего земляка — цикл «Как уходили кумиры», документальные ленты об известных людях. На встречу с Виктором Григоренко пришли работники культуры и старшеклассники, которые мечтают связать свою жизнь с журналистикой.

 «Звёзды» как люди

Над фильмом работает целый коллектив обычно не менее чем из 15-ти человек: три-четыре оператора, их помощники, автор сценария, корреспондент, редактор, шеф-редактор, режиссёры монтажа, звукорежиссёр, специалисты по компьютерной графике, водители…

Виктор Григоренко предпочитает снимать документальные ленты, в основе которых – репортаж, например, о предприятии или о музее. «Если внутри сюжета есть «движуха» — это уже репортажная история», — говорит документалист.  Он снял и много биографического кино — «портретных» историй, где главный герой – конкретный человек.

По мнению Виктора Григоренко, журналист — прежде всего человек, который умеет слушать. Это одно из важнейших качеств интервьюера. Иначе как он разговорит собеседника, причём — любого: и «звёздную» личность, и простого человека. «Нужно суметь помочь человеку раскрыться, а самому получить от него информацию, да ещё и правильным образом преподнести героя на экране. А для этого нужно приложить усилия и иметь знания», — делится Виктор секретами профессии с юным журналистами.

А ещё нужна искренняя заинтересованность жизнью своих героев.

«Оказалось, «звёзды» — актёры, спортсмены — живут так же, как простые смертные, у них такие же проблемы: любовь или её отсутствие, семейная жизнь, реализованность или нереализованность в творчестве, успехи, сменяющиеся конфликтами и непониманием на работе. Они так же боятся заболеть, умереть», — говорит Виктор.

Документалист рассказал, что фильм снимается примерно три месяца, и за это время он вникает в жизнь своего героя. По ощущениям Виктора, его собственная жизнь делится на кварталы, и это превращает её в безумно интересный творческий процесс, который не менее важен, чем результат.  При этом, Виктор Григоренко никогда не скатывается в «желтизну», смакуя подробности личной жизни своих героев, чем грешат многие сегодняшние телепроекты.

 Как снимать легенду?

Одной из последних историй, снятых Виктором Григоренко, был фильм о Народном артисте СССР Владимире Этуше. Тогда легенде советского и российского театра и кино исполнилось 95 лет. «Мы назвали фильм «Мне без пяти минут 100». Он хорошо прошёл по Первому каналу. Позвонил сам Этуш, поблагодарил. И это тот случай, когда ты получаешь огромное удовольствие от того, что делаешь», — рассказал Виктор Григоренко.

Правда, он признался, что сначала не понимал, как будет снимать Этуша. Но личность огромного масштаба, что само по себе подстегивает. Стали думать, как организовать интервью. Побывали с Владимиром Абрамовичем в театре, в тех местах, где он жил. Но этого оказалось мало, нужна была какая-то «изюминка». И тут выяснилось, что Этуш является большим поклонником Мирей Матье, а «звезда» французской эстрады как раз должна была дать концерт в Санкт-Петербург.

«И мы предложили Этушу встретиться на этом концерте с Матье. И всё получилось! Сняли, как Владимир Этуш в скоростном поезде «Сапсан» едет в Петербург, как он в концертном зале «Октябрьский» выходит навстречу певице на сцену. Весь зал встал, и я даже не знаю, кого больше приветствовали: Мирей Матье или Народного артиста с букетом цветов. Это были завершающие кадры фильма, стало понятно: мечта героя сбылась, жизнь продолжается», — вспоминает о том проекте Виктор Григоренко.

Запомнились и съёмки Николая Караченцова. «Трагедия этого человека в том, что его жизнь резко изменилась в один день: он спешил на похороны матери своей жены и попал в страшную аварию. Народный артист, мачо, любимец женщин, прекрасный, востребованный актёр — человек,  который жил полной жизнью, в миг оказался прикованным к постели», — объяснил своё видение ситуации Виктор Григоренко.

Когда Виктор ехал на съёмку, он представлял себе человека, которого видел в полюбившихся фильмах и спектаклях, и не ошибся в своих ожиданиях. «У Николая Петровича блестели глаза, он пожал мне руку, читал стихи, шутил, иногда даже употреблял не совсем литературную лексику — в общем, удивил своей непосредственностью», — вспоминает Виктор Григоренко.

И тем не менее, автор фильма предложил руководству канала не давать это интервью в эфир.

«Да, был соблазн показать, как он выглядит сейчас, но пусть любимый актёр останется в памяти миллионов людей таким, каким они его увидели в любимых ролях. И мы вырезали интервью», — объяснил своё решение Виктор Григоренко.

Зато проводниками эмоций, которые должен был получить зритель, стали друзья Николая Караченцова, его жена Людмила Поргина, которая была, как всегда, откровенна в своём интервью. По мнению некоторых людей, зря она «таскала инвалида» по театрам, выставкам и концертам.  Людмила Поргина на это ответила: «Попробуйте закрыть своего близкого человека в четырёх стенах, чтобы он света белого не видел. Не обвиняйте меня и поймите: я ему продлила жизнь».

«Получаю удовольствие от Сальска»

Несмотря на то, что ещё с 90-х годов Виктор Григоренко живёт в Москве, он всегда в курсе событий сальской культуры, да и вообще города — в любой момент готов помочь советом, подсказать…  Виктор – частый гость в Сальске. Здесь живут его родители, у него здесь много друзей. Он признался, что получает удовольствие от родного города: «Когда я иду по улице Ленина, то радуюсь. Далеко не в каждом городе есть центральная улица, которая стала бы его «визитной карточкой», — говорит Виктор. В то же время он признался, что с сожалением смотрит на здание вокзала, на парк, на место, где был кинотеатр «Дружба».

«Это мои мысли, но почему бы не «стекляшку» очередную построить, а воссоздать здание вокзала, через которое прошли, без преувеличения, миллионы людей, отправляющихся на море с Урала, из Сибири. И все знали, что остановка в Сальске на 20-30 минут — это отдельное удовольствие», — продолжил рассуждать о родном городе Виктор. Он рассказал, что недавно нашёл в Интернете фотографии с толпами пассажиров на перроне сальского вокзала. К сожалению, такие картинки пока — только на старых фото. Кстати, когда начали сносить вокзал, Виктор Григоренко попросил своих друзей приехать и снять.

Не возникало ли желание сделать фильм о Сальске? Конечно, да. Виктор Григоренко рассказал, что была идея фильма о соборе Кирилла и Мефодия. Виктор успел побывать в соборе, для него провели экскурсию. Он поделился идеей с несколькими телеканалами. Тут бы самое время писать сценарий и приступать к съёмкам, но началась пандемия.

Мне всё же кажется, идея фильма о Сальске осуществится, потому что Виктор Григоренко любит свой родной город. На встречу он пришёл с пластинкой в лаконично оформленном конверте с надписью «Городу Сальску — 150 лет». Это запись духового оркестра музыкальной школы № 1 под руководством Анатолия Тучкова. «Я недавно перебирал свои архивы и вспоминал, что я читал, какую музыку слушал в определённое время — как будто путешествовал на «машине времени». Наверное, ностальгия», — признаётся Виктор Григоренко.

По законам жанра

Начинал Виктор свою карьеру на сальском радио. Городская редакция радиовещания располагалась на улице Ленина. Он был «мобильным репортёром» — бегал по городу, делал репортажи.

Ещё во время учёбы в Ростовском университете в его жизни появилось ростовское телевидение. «Для меня это была просто какая-то нереальная мечта. А потом пришли девяностые. В стране — кризис. Банально не на что было жить. В Москве возможностей было больше — в этом и была причина переезда», — рассказал Виктор.

Да, когда Виктор Григоренко по окончании школы № 1 поступал в РГУ, жизнь была совсем другой: окончание вуза почти автоматически означало наличие стабильной работы.  «Сегодня условия изменились: телевизионные проекты постоянно открываются и закрываются, люди могут потерять работу. И это — огромные риски. Но таковы законы жанра, и нужно быть к этому готовым. Зато работать интересно», — говорит Виктор.

Будущим коллегам на заметку

«Если бы не понимание и помощь творческих людей, которые работали на радио, в «Сальской степи», в моей школе, ничего бы не состоялось. Поэтому, обращайте внимание на тех, кто находится рядом с вами. Мы многое можем почерпнуть друг от друга», — посоветовал Виктор юным коллегам.

И ещё: нужно всегда думать о будущем. «Я только в восьмом кассе опомнился, что у меня по сочинению — 5/2, а двойка — это грамотность. В итоге за последние школьные годы пришлось перелопатить всю школьную программу, чтобы добиться пятёрки по русскому языку. В общем, пришлось исправлять ошибки. Иначе я бы не поступил в университет», — признался Виктор.

«Почаще оглядывайтесь по сторонам — и, будьте уверены, увидите что-нибудь интересное. Например, у вас есть замечательный художественный музей. Когда я впервые попал туда, был просто поражён. К сожалению, там не всегда бывает много людей, и задача журналистов — создать такой репортаж или фильм, написать такую статью, чтобы людям захотелось прийти в музей или, скажем, посмотреть хорошее кино. Не будем стесняться этого слова — нужно пропагандировать искусство. Да и у вас, когда вы работаете над такими материалами, постепенно накапливается багаж знаний. Вот вы улыбаетесь — что он тут «лекцию» читает. А когда вы в последний раз были в своём музее? Для будущего журналиста посещение таких объектов – один из способов познания мира», — обращается Виктор Григоренко к юным участникам встречи.

И о творческих планах

«К сожалению, пандемия очень сильно повлияла на жизнь людей, которые занимаются творчеством. — говорит Виктор Григоренко. — Все закрылись, не идут на контакт. Возникли вопросы: а у кого брать интервью, с кем общаться?» Интервью с Владимиром Меньшовым не состоялось по трагической причине: оскароносный режиссёр, любимый актёр оказался в больнице с коронавирусом и оттуда уже, к сожалению, не вышел.

Сейчас Виктор Григоренко работает над проектом «Один день с…». Документалисты будут проводить день с известным человеком, чтобы показать, из чего складывается его жизнь. Виктор просил пока не раскрывать публично фамилию первого героя нового проекта, поэтому — заинтригуем: это знаковая личность нашего кинематографа. Надеемся, что всё у нашего земляка получится.

Ольга Борисова, 8(86372) 7-10-22, olya.borisova.2018@inbox.ru

salsknews.ru

написать комментарий

нет комментариев

Пока нет комментариев!

Вы можете начать диалог.

Добавить комментарий


доступен плагин ATs Privacy Policy ©