Летописец сальской культуры: к юбилею Владимира Костенко — поэта, композитора, журналиста

Летописец сальской культуры: к юбилею Владимира Костенко — поэта, композитора, журналиста
Январь 09 08:00 2021 Печать 1117

 

Что такое культура города? Это не только чистота улиц, ухоженность скверов, благоухание клумб. Культура — это взаимопонимание и уважение между людьми, их добропорядочность, стремление к высокому искусству, литературе, музыке, духовности…

СВЫШЕ ПОЛУВЕКА — В КУЛЬТУРЕ

Более 50-ти лет работает в области культуры талантливый человек, журналист, музыкант, поэт Владимир Александрович Костенко. Он отдает свои силы, знания людям, развивая вкус ко всему прекрасному в жизни, помогая увидеть мир разносторонне удивительным.

Оптимист и энтузиаст, он приехал в Сальск, будучи молодым парнем, в 1964 году, уже окончив с отличием Московский государственный институт культуры, а позже — Саратовскую государственную консерваторию им. Л.В. Собинова. Во Дворце культуры железнодорожников стал руководить музыкальной студией русских народных инструментов. Создал оркестр, в котором участвовали и дети, и взрослые. Несколько лет был директором ДК «Коммунар». Позже преподавал в музыкальной школе, был завучем, где опять же руководил оркестром русских народных инструментов, пропагандируя русскую музыку, русскую культуру. А в ДКЖД создал ансамбль «Ковыль-струна», состоящий из профессиональных музыкантов. Без него не обходился ни один концерт в городе.

Творческий потенциал Владимира Александровича обширен: он профессиональный журналист, член Союза журналистов России, редактор литературной газеты «Степная лира». Лауреат премии журналистов им. Погодина. Им изданы стихотворные сборники, где с большим чувством патриотизма он говорит о Родине, городе, ставшем для него своим.

Владимир Александрович сочинил и множество песен, в том числе — о нашем степном крае, которые звучат с концертных площадок города.

УЧИЛ МУЗЫКЕ

Когда мне было 12 лет, отец привёл меня в ДКЖД на курсы баянистов к В.А. Костенко, молодому специалисту, прибывшему из Белгородщины. Красивый, интеллигентный, увлечённый профессией, он прививал культуру музыки детям и взрослым нашего городка.

Параллельно с игрой на баяне он обучал меня игре на балалайке. И через год я уже умело и с радостью играл в оркестре народных инструментов, испытывая внутренний восторг и душевный подъём.

Я стремился к творчеству учителя, его умению. Помню, он говорил мне: «Играют, Алексей, не руками, играют головой». К слову, к балалайке Владимир Александрович относится как к серьёзному классическому инструменту и не любит тех балалаечников, которые скоморошничают на сцене.

В разном возрасте я по-разному относился к балалайке. В подростковом — с радостью: мы, оркестранты, с балалайками и домрами в приподнятом настроении шли по улице Ленина, от ДКЖД к сценической площадке. Прохожие с интересом глазели на нас. В юности уже стеснялся балалайки: как же, все молодые люди играют на гитарах, а я — на «примитивной» трёхструнке. Однако с возрастом стал гордиться игрой на этом удивительном русском инструменте. И вот такие стихи у меня выплеснулись:

В дни восторга, тоски и печали

Обнимал твой тонюсенький стан,

И в ответ мне так нежно журчали

Три струны — исцеленье от ран…

И теперь мы, краса-балалайка,

Неразлучны, едины, как сплав.

И люблю я тебя без утайки,

Нежно, трепетно к сердцу прижав.

В советское время я поехал в Москву. Не за вещами и провизией, а за «песнями», точнее — за балалайкой. Продавцы ГУМа с любопытством глядели на меня, человека из глубинки, узнавая по скромному одеянию и южному говору. Улыбались: неплохо живёт народ в провинции, если едет в Москву за балалайками! Находясь в столице, я побывал в театрах, музеях, на выставках. Заглянул и в театр Дурова, где разыгрывали сценку с животными из басни Крылова «Квартет». Обезьянка держала в лапах балалайку. Подошёл дрессировщик и сказал: «А ну, Манюня, сыграй нам на скрипочке». Мне стало обидно…

И взрослым я продолжал принимать участие в оркестре русских народных инструментов под руководством Владимира Костенко. Мы даже играли дуэтом на концертной сцене ДКЖД.

БОЛЕЕ СОТНИ ПЕСЕН!

Влюблённый в жизнь, музыку, Владимир Александрович написал более ста песен о городе, степи, любви: «Облечу я родную Россию», «Имя светлое — Сальск», «А зори над Сальском синие», «Ты стала моей судьбой», «Абрикосовый край», «Вальс невесты»… Их с воодушевлением исполняют женский вокальный ансамбль «Сальчанка», певицы Людмила Панченко и Наталья Шищенко…

Хорошо помню одну из первых его песен, которую исполнял на площади имени Ленина квартет звонкоголосых девушек:

Сальск — степная пристань,

Море волнистых нив.

Ты только вглядись попристальней,

Как город родной красив.

Помимо песен, он создал музыкальные произведения для балалайки. Яркие переборы, мощное тремоло завораживают. Всегда восторгаюсь, слушая вальс «Перекати-поле». Выразительная мелодия, вихрем взметающая чувства, врывается в душу, неистово круговертит и вновь устремляется на волю. Такая музыка пробирает до дрожи!

ПИСАТЬ! ЕЖЕДНЕВНО ПИСАТЬ!..

Сблизила нас и литература. Скажите, кто в юности не прикасался к поэтическому слову? Чтобы выплеснуть чувства, мы пытались выразить их высоким слогом поэзии. Не беда, что порой было коряво, зато от чистого сердца! У большинства пыл-жар к сочинительству со временем гаснет. А у иных пылает вдохновенно до седин…

Стихи Владимира Костенко в начале его творческого пути удивляли разнообразием стилей и тем. Он увлекался поэзией Роберта Рождественского, Евгения Евтушенко, Сергея Есенина, и это сказалось на его творчестве. Со временем выработались свои стиль и манера выражения чувств и мыслей. Стихи Владимира Александровича — сюжетные, ясные и конкретные, а не абстрактные и вычурные, потому понятны всем — и трактористу, и учителю, и ученику, и профессору. И в Сальске, и в Ростове, и в Москве.

Поражаюсь его работоспособности: им написано более тысячи стихотворений! И вот как об этом он говорит сам:

Писать!

Ежедневно писать!

Как брёвна большие тесать.

Как борону полем тянуть.

Как невод в реку окунуть.

Писать!

Ежедневно писать!

Как уголья в топку бросать.

Как глину ногами месить.

Как в поле пшеницу косить.

ЗАДАЛ ВЫСОКУЮ ПЛАНКУ

В юности и меня поэзия завертела, закружила и до сих пор не отпускает. Урок серьёзного отношения к творчеству Владимир Костенко преподал мне, когда я пришёл из армии, имея некоторый багаж стихов. Он старше меня на 15 лет и уже вовсю печатался в районной газете. Набравшись смелости, я попросил: «Напечатайте мои стихи в газетке…» На что он ответил: «Пусть сначала твои стихи напечатает областная газета, а потом — наша районка». Я был обескуражен. Но так и сделал. В «Комсомольце» приняли мои стихи, дали приличную подборку. Я даже стал победителем областного литературного конкурса. С тех пор мои произведения стали печатать и в «Сальской степи». С годами понял: он задал мне высокую творческую планку, и я стараюсь её не опускать…

СЛОВА, СОГРЕВАЮЩИЕ ДУШУ

Помню, как Владимир Александрович усердно работал над рождающимся стихотворением «Брат». Вот его начало.

Вся в узорах рубаха

И вразвалочку шаг,

Будто певчая птаха —

Балалайка в руках.

Фраза «И вразвалочку шаг» претерпела множество вариантов, пока не улеглась в строфу. А было и «Лёгкий скрип в сапогах» (скрип внутри сапог?), и «И гармошкой сапог» (тогда рифма не идёт, да и как быть с другим сапогом?)… Всё не то, не то, пока не вбил нужную строку!

Поэзия Владимира Костенко согревает душу. С любовью и страданием пишет он о матери. Он так спешил к ней из далёкого города! Не успел…

Будто раскалённый уголь,

Жёг так и не подаренный платок…

 С гордостью и болью он пишет об отце, погибшем на войне:

Пришла Победа.

Только: «Папа, здравствуй!»

Немногим довелось произнести..

 О любви несбывшейся:

Для меня ты, как в раме картина,

Та, что трогать руками нельзя.

 О любви взаимной:

Скажут завтра:

«Бесстыжая,

Совратила сама».

Им не знать, как возвышенно

Ты сводила с ума.

 Зачастую строки его стихов становится афоризмами.

Люблю фотоснимки я старые

За то, что в них молоды мы…

Как лист опавший не вернётся к ветке,

Так я в свою деревню не вернусь…

Я тебя каждый день познаю,

Я тебя никогда не познаю…

Я уважаю мужественность женщин

И презираю женственность мужчин…

 И это уже не просто стихи: это — поэзия.

ЗАЛ БЫЛ ПОЛОН!

Приведу яркий пример, как сальчане относятся к творчеству В.А. Костенко. Очередной творческий вечер поэта был назначен на 19 августа 2001 года, в Яблочный Спас. Стояла неимоверная жара, и я подумал: «Наверное, будет мало зрителей, ведь такое пекло на улице — и вдобавок большой религиозный праздник». Но я глубоко ошибался: зал ДК на 600 мест был заполнен до отказа! И когда поэт начал читать свою поэму о гибели подлодки «Курск», зал встал и слушал стоя…

ВТОРАЯ ПРОФЕССИЯ

Журналистика для Владимира Александровича стала второй профессией. С сентября 1987 года он штатный сотрудник «Сальской степи». За годы работы в редакции ни в одной статье не написал плохо о людях, не заклеймил позором и не подверг критике. Он понимает, что в работе тружеников могут быть ситуации, не зависящие от них самих. Пишет Владимир Александрович, в основном, о культурной жизни города и села. Пишет со знанием дела, зная предмет «изнутри».

Окончил курсы Ростовского регионального центра журналистики, где взял на вооружение фразу профессора, доктора политических наук Николая Ивановича Бусленко: «Пишите так, чтобы ваши журналистские работы не канули в лету, мелькнув на мгновение, а можно было бы, собрав их, издать книгу, которая поведает будущему поколению историю жизни вашего города».

ЧТОБ ПОНИМАТЬ И ЛЮБИТЬ ДРУГ ДРУГА

Владимир Костенко — летописец культурной жизни нашего степного края, издал пять книг о творчестве сальчан. Его очерки исполнены душевного света и веры в завтрашний день. Вот с какой любовью и как талантливо он пишет о женском вокальном ансамбле «Сальчанка»: «Какое звучание и равновесие голосов! Есть от чего онеметь сердцу, слушая эти лирические откровения…». О руководителе хора «Славяне» Николае Литвинове: «Как художник кладёт на полотно отдельные мазки, из которых рождается картина, так дирижёр, разучивая фразу за фразой каждого голоса партитуры, «лепит» музыкальную ткань народной песни». И так — в каждом очерке! Владимир Костенко тонко чувствует слово, и нам нужны его произведения, душевные, тёплые, чтобы не очерстветь, не остынуть, а понимать и любить друг друга…

Алексей Глазунов

salsknews.ru

написать комментарий

нет комментариев

Пока нет комментариев!

Вы можете начать диалог.

Добавить комментарий

 необходимо принять правила конфиденциальности