Сальский художник Юрий Мирошниченко: «Творчество — жизненно необходимо»

Сальский художник Юрий Мирошниченко: «Творчество — жизненно необходимо»
Июнь 28 08:36 2019 Печать 390

Известный сальский художник Юрий Павлович Мирошниченко 28 июня отмечает свое 80-летие

«А ведь когда-то спектакли сальского народного драматического театра с его декорациями настолько меня впечатлили, что в итоге пришла в театр на много лет! Так ярко была передана атмосфера в «Даме-невидимке» и «Золушке»…»

Не успели журналисты «Сальской степи» войти в розовый зал художественного музея им. В.К. Нечитайло, где проходит выставка работ юбиляра Юрия Мирошниченко, как заведующая отделом теленовостей Галина Соколова узнаёт эскиз декораций из экспозиции!

Эскиз декораций к спектаклю «Дама-невидимка» по комедии Педро Кальдерона. Фото редакции.

ПОД ВПЕЧАТЛЕНИЕМ

В это время на выставку приходят пятиклассники сальской художки:

— Это не просто эскиз сценических декораций — это полноценная картина!

— А как детально выполнены герои кукольных спектаклей!

Все экспонаты выставки — из фондов музея, с которым художник Юрий Павлович Мирошниченко плодотворно сотрудничает с 1973 года. Это и задумчивые степные живописные пейзажи, и старинные церкви средней полосы России в графике, и затейливые, атмосферные декорации к спектаклям, которые когда-то сальчане видели на сцене ДК «Коммунар» и ДКЖД. В центре зала — тростевые куклы: кот, петух, заяц, лиса, ворон и Баба Яга. Им уже несколько десятков лет, и они до сих пор настоящие артисты — показывают сценки ребятне в стенах музея.

«Каждый сальский художник — яркая индивидуальность. Юрий Мирошниченко удивителен своей разноплановостью, — уверена Ирина Переварюхина. — Он работает и в живописи, причем выбирает разные направления, и в графике, и в декоративно-прикладном искусстве, и как художник-сценограф. На его полотнах — не только быт, но и рассуждения о жизни, он философствует на исторические, религиозные темы…»

Тростевые куклы участвовали в представлениях в Коммунаре, а теперь служат в музее. Фото редакции.

ОТ СУДЬБЫ И ОТ КРАСОК НЕ УЙДЕШЬ

С самим Юрием Павловичем и его супругой Маргаритой Петровной мы встретились в центре города во время утренней прогулки.

Уроженец станицы Линейной Абинского района Краснодарского края родился в 1939 году. «Рисовал, как и всякий ребенок. Смотрел на наш сад — изображал цветущие деревья и… взрывы — война-то прошла только-только, — вспоминает Юрий Павлович. — Бумаги особо не было, так что рисовали на всем подряд».

И его первая персональная выставка была уже в 1947 году в армавирском Доме пионеров! Сегодня в восьмом классе ребята уже оканчивают художественную школу, а Юрию в этом возрасте пришлось идти работать в колхоз после смерти отца.

Рисование осталось увлечением, которое было с ним и в Барнауле, где будущий художник в армии учился на авиамеханика, а на службе в Альтенбурге (бывшая ГДР), где ему достался подвальчик-мастерская оформителя. Стены и пол так расписал портретами летчиков, что начальство даже требовало каким-то волшебным образом роспись «снять» и перевезти. С железобетона?! Так и осталась на месте.

Лирика в красках и названии: «Октябрь уж наступил». Фото редакции.

На Кубе зрел Карибский кризис, и дембель, которого ждали 9 сентября, всё отодвигался. «Некоторых летчиков и механиков отправили в командировку, а меня к зиме ближе — домой».

В ГДР Юрий и встретил свою судьбу. Маргарита из Пермской области приехала трудиться киномехаником.

Вернувшись в Ростов, где жил еще до армии, год ждал ее и, к собственному удивлению, с первого раза поступил в художественное училище им. М.Б. Грекова. «Учился со мной один парень — Иосиф, так он много лет пытался поступить», — вспоминает художник.

По вечерам работал в цирке на улице Горького и применял свои знания, которые получал на театрально-декорационном отделении. «Черт его знает, почему полюбил театр. Помню, как ходил в театр в Краснодаре, как решил для себя, что буду работать обыкновенным декоратором, а не метить в директора. Просто расстилал на полу занавес, грунтовал и таскал за собой тележку с банками краски — так и работал». Маргарита Петровна тем временем трудилась на производстве вертолетов.

ВСЯ ЖИЗНЬ — ТЕАТР

По приглашению сальского отдела культуры художник приехал в наш город и привез свою уралочку. «Первые годы не могла свыкнуться с сальской жарой! В шесть утра идешь на рынок, не успеешь вернуться — уже жарко».

Плодотворный художник активно участвовал в выставках — от городских до республиканских. К счастью, в Сальске тогда была возможность выразить свою любовь к театру — художник разработал декорации и костюмы к сорока спектаклям для детей и взрослых. «Запомнился потрясающий спектакль «Сердце — не камень» по Островскому — все стулья на сцене выкрасил в белый. А какие препоны были у режиссера, когда ставили «Вечно живые» — песни Высоцкого руководители не жаловали…»

В 1976-м Юрий Мирошниченко поступает на худграф Кубанского госуниверситета и приходит в художественную школу, где преподает 23 года. «Уже столько лет прошло, а ко мне до сих пор подходят ученики, которых сразу и не узнаешь: и в Сальске трудятся, и в столице, и даже в Канаде и Италии».

ПОЭЗИЯ АССОЦИАЦИЙ

Художник нередко обращается к истории России, философствует. Здесь изобразил иконописца Андрея Рублева. Фото редакции.

«Еще в училище главный художник ростовского ТЮЗа Василий Рахов говорил писать то, чего не существует, и мне нравится изображать ассоциации. Причем, оставив работу, к ней не вернусь — просто не вспомню, что хотел ею сказать, о чем думал. А если нужна конкретика и дословная правда — так это к фотографам», — рассказывает художник.

Затейлив он и в названиях своих произведений, выбирает лиричные: «И тлеет медленно закат», «Вот опять окно, где опять не спят», «Октябрь уж наступил»… «Когда сын готовил свою фотовыставку и спрашивал, как назвать работы, я ему рекомендовал брать всё в поэзии, перечитать Пушкина — поэты уже словами продумали то, что мы изобразили».

Несмотря на солидный возраст, и сегодня художник не дает себе ни дня покоя. Творит, насколько позволяют силы. «Этюдов дома уже целая гора», — смеется супруга. «Писать для меня необходимость, — объясняет художник. — Каждый день нужно хоть что-нибудь сделать. Когда получается, когда — нет, но всегда в радость».

ГЛАЗАМИ МУЗЫ

«Я поначалу возмущалась, что вся квартира забита его работами. А он: «Рисовал и буду рисовать до конца жизни!» — такой трудоголик без выходных и праздников! Свыклась давно. Главное — ничего не трогать, чтобы не нарушить его порядок, даже если пыльно! — смеется Маргарита Петровна. В первое время в Сальске она трудилась киномехаником и до пенсии — в администрации. — Конечно, нелегко приходится с творческим человеком. По молодости конфликтовали. Тут нужно терпение. Зато Юрий Павлович всегда со мной советуется, когда пишет картину, хотя и сам знает, как лучше».

Вместе они уже 53 года: вдохновение и опора друг для друга. Юрий Павлович и Маргарита Петровна Мирошниченко. Фото редакции.

Когда речь заходит о сыне, которого несколько лет назад не стало, у Маргариты Петровны увлажняются глаза. Осталась отрада — внук, который живет в северной столице. «Как Пушкин — наше всё в отечественной литературе, так Маргарита Петровна — всё для меня, самая замечательная», — подбадривает супругу Юрий Павлович. Он ласково говорит о ней, даже прожив 53 года в браке.

Художник неуверенно встает со скамьи и ловит баланс, опираясь на трость. Ежедневные прогулки прописали врачи. «Уже восемьдесят лет: целая жизнь прожита, — с налетом печали улыбаются супруги. — И сейчас каждую секунду ловишь, смотришь — всё важно сердцу».

Кристина Круговых, 8(86372) 7-10-22, kristina.krugovyh@mail.ru

salsknews.ru

написать комментарий

нет комментариев

Пока нет комментариев!

Вы можете начать диалог.

Добавить комментарий

Ваши персональные данные будут в безопасности Ваш электронный адрес не будет опубликован. Также другие данные не будут переданы третьим лицам.
Все поля являются обязательными.