Сальск и железная дорога — 120 лет вместе

Сальск и железная дорога — 120 лет вместе
Август 04 11:11 2019 Печать 705

Большой юбилей отмечает станция Сальск. Благодаря ей в свое время появился наш город

Поезда день и ночь идут по магистралям, везут по стране и за ее пределы грузы, доставляют в нужный час пассажиров, открывая им новые города и возможности. Железная дорога — это целая жизнь, и 120 лет ее славной истории пишут труженики станции Сальск.

ГОРОД И СТАНЦИЯ — БРАТ И СЕСТРА

 В июле 1899 года по нашей малой родине прошла железнодорожная магистраль «Тихорецкая — Торговая» протяженностью 148 км. При станции Торговой появился одноименный поселок, ставший в 1926 году городом Сальском, а в конце 50-х включивший в себя село Воронцово-Николаевское — ровесника Отечественной войны 1812 года.

 Рука об руку росли станция и город. А ее сотрудники, целые династии железнодорожников, изо дня в день четко выполняют свою работу, улучшая производственные показатели. Так, по итогам работы за первое полугодие 2019-го погрузка народнохозяйственных грузов выполнена к плану на 129%, выгрузка — на 106,5%. План отправления вагонов выполнен с ростом — 111,4%, выросла и производительность труда — 115,6%. За этими цифрами стоят люди. Сегодня на станции их трудится 113.

Фото редакции.

МУЖСКАЯ РАБОТА

Жара или снег, ветер, дождь или град — железная дорога работает по графику. В любое время из поста регулировщиков скорости движения, небольшого здания под двускатной крышей, расположенного посреди железнодорожных путей, постоянно к полотну выходят работники. Составитель поездов Александр Щебетунов формирует и расформировывает поезда, подает вагоны под погрузку, отцепляет и сцепляет их. «Работа требует большой ответственности и выносливости. И за восемь лет я так привык к сменному графику, что в пятидневке себя уже не представляю».

Жутковато наблюдать за тем, как регулировщик скорости движения вагонов Павел Кривошеев с «вилкой» в руках кладет «башмак» на пути катящегося вагона, замедляя его ход. «Без адреналина в нашей работе не обойтись. Она действительно мужская — требует и внимательности, и скорости, и интуиции, если хотите, — рассказывает Павел. — Много где довелось поработать, но с железной дорогой я уже 10 лет. Уверен в ее надежности: знаю, что у меня будет нормальная пенсия, что здесь соблюдают трудовой кодекс, и всё прозрачно».

Составитель поездов Александр Щебетунов. Фото редакции.

Регулировщик скорости движения вагонов Павел Кривошеев. Фото редакции.

МЕЖДУ ПОЕЗДОМ И КОМПЬЮТЕРОМ

Женщинам тоже приходится в любую погоду и в любое время суток выходить на улицу, если они приемщицы поездов. Парами с двух сторон осматривают составы на предмет безопасности и сохранности грузов — чтобы нигде не сыпалось, не лилось, чтобы пломбы, закрутки, растяжки были целы. Времени на один поезд уходит от 30 минут до часа.

«Каждый день — разные грузы: бывают негабаритные и даже сверхнегабаритные. А знаете, сколько всего интересного через нашу станцию проехало в годы подготовки к Олимпиаде в Сочи и при строительстве Крымского моста?» — увлеченно рассказывает Вера Мацегора, которая и через 36 лет на железной дороге не перестает находить интересные моменты в работе.

Приемщица поездов Вера Мацегора. Фото редакции.

Фото редакции.

СВЕРХУ ВИДНО ВСЁ

Высоко сидит — далеко глядит оператор поста централизации Лариса Шурховецкая. Железнодорожница с 30-летним стажем дежурит в той самой желтой башенке, мимо которой идут сальчане, переходя пути по дороге от центра к Ново-Сальску. С высоты видит, как идут поезда, перемещаются маневровые локомотивы, и настоятельно просит пешеходов снимать наушники и смотреть по сторонам на переходе. Ей подконтрольны маневровые работы, роспуск вагонов с сортировочной горки и перевод всех стрелок в парке.

«Нравится, когда работа кипит. Время быстро пролетает: поезда расформировываем, формируем, заявляем, отправляем. Движение идет — и чем интенсивнее, тем больше премия. Выбрать железную дорогу вдохновили родители. Муж, дочка и зять — тоже железнодорожники. Да и новорожденный внучок, надеюсь, тоже продолжит династию, — смеется Лариса. – Уже в трех поколениях убедились, что работаем в серьезной организации, с такой огромной структурой по всей стране, и гордимся этим».

Оператор поста централизации Лариса Шурховецкая. Фото редакции.

ВАГОНЫ ЛЮБЯТ СЧЕТ

Задача оператора обработки технологического центра — подготовить документы для диспетчера, и по ним по вагонам соберут поезд для отправки. 18 лет в этой должности, а всего на станции — 33 года, трудится Елена Горенко. «Дорожу нашим дружным коллективом. И будни, и праздники — всегда в хорошей компании, и профсоюз у нас отличный. Хочется, чтобы и для новых сотрудников станция стала больше, чем просто работой. Чтобы всей семьей участвовали в праздниках, конкурсах».

Рядом свой трудовой путь только начинает Стелла Тахмазова — оператор по обработке перевозочных документов и поездной информации. «В нашей семье любовь к железной дороге — это уже вопрос генетики, — смеется девушка. — С детства запомнились папины рассказы после смены. За полгода убедилась, что нашу работу можно назвать творческой. Люди думают, перед нами просто бумажки, а это же — огромные вагоны! Это ли не творчество — отцепить, прицепить, собрать вагоны в поезд и отправить?!»

Оператор обработки технологического центра Елена Горенко. Фото редакции.

Оператор по обработке перевозочных документов и поездной информации Стелла Тахмазова. Фото редакции.

ВНИМАНИЕ! ТОЛЬКО ВНИМАНИЕ!

«Это действительно интересно. Например, зашел к нам поезд на разборку, и мы должны вагоны разобрать и собрать по назначению, чтобы вагон, который должен прибыть в Тихорецк, не отправился в Котельниково», — рассказывает маневровый диспетчер Виталий Скосарев, чей стаж — почти четверть века. Его смена — из 15-ти сотрудников. Команда в ответе за прием и отправление поездов, подачу вагонов на подъездные пути под выгрузку и их уборку, сборку и отправление поездов. «В этой работе нет сложностей, когда четко знаешь свое дело. Нужно быстро принимать решения, выделяя первоочередные работы. И мои первые помощники — дежурная по станции и оператор поста централизации — меня не подводят».

Маневровый диспетчер Виталий Скосарев. Фото редакции.

Проходим пешком в сторону переходного моста. Там, где он спускается на Ново-Сальске, трудятся приемосдатчики груза и багажа. «Моя мама работала здесь же, и я ребенком приходила к ней, — вспоминает Людмила Рыжова. — Работа эта очень ответственная. Ты должен много знать, за каждую строчку отвечать. Уже 12 лет как я пришла сюда и о выборе не жалею».

«Да, документации очень много. Работа сложная, и поэтому мне нравится: нужно искать решения и объяснять людям, а с ними всегда интересно — узнаешь столько нового, — считает агент системы фирменного транспортного обслуживания Татьяна Сухарева, которая 13 лет посвятила железной дороге. — Да и вся моя семья, все родственники, друзья — железнодорожники, и другого дела я для себя не вижу».

Приемосдатчик груза и багажа Людмила Рыжова. Фото редакции.

Агент СФТО Татьяна Сухарева. Фото редакции.

В здание рядом с перроном даже с разрешения начальства бдительный охранник пускает неохотно. Здесь, будто в ЦУПе, за огромным пультом сидит «мозг» всей смены — дежурная по станции Ирина Романенко, железнодорожница с 26-летним стажем. Она аккумулирует работу всех структур, которые есть на сальском узле, — и вагонное хозяйство, и локомотивное, и сигнализации и связи. Работает в тандеме с маневровым диспетчером и отвечает за прием, пропуск, отправление поездов как грузовых, так и пассажирских. «От тебя требуется максимальная концентрация внимания в течение 12-ти часов смены. Тут все по минутам: четко распланировано и происходит согласно графику, этим мы и обеспечиваем безопасность движения».

Свои команды дежурная сопровождает движением рычагов и даже нажимает на педали — так разговаривает со станцией. А визуализация — на целой стене-схеме с горящими лампочками.

Дежурная по станции Ирина Романенко. Фото редакции.

ВРЕМЯ ПЕРЕМЕН — ПОСТОЯННО

Заместитель начальника станции Дмитрий Февралёв уже 23 года на железной дороге. «Папа немного успел поработать проводником на рефрижераторном вагоне. И, наверное, на выбор профессии повлияло то, что мы жили недалеко от станции Пролетарской. Мальчишкой часто там бывал, наблюдал за поездами. Да и баловались, что скрывать: клали гвоздики, копеечки на рельсы, переводили ручные стрелки, когда шли на речку. Тогда о последствиях не думали. К счастью, железнодорожники исправляли наш непорядок. А я после института пришел составителем на Пролетарскую, после очередного повышения — направили в Сальск, и вот уже 21-й год я заместитель начальника станции. Работа наша на месте стоять не дает — нужно постоянно выполнять поставленные цели и задачи. И работать ты должен так, чтобы не было стыдно ни перед коллективом, ни перед начальством. А люди у нас золотые. Спасибо нашим ветеранам, спасибо нынешним сотрудникам, да и молодежь не так сложно организовать — все-таки на железную дорогу приходят люди, которым близки дисциплина и ответственность, готовые ко взаимовыручке. С такими работать приятно и почетно.

За двадцать лет работа наша сильно изменилась. Сначала ходили только тепловозы. Затем мы пережили период электрификации, когда повсеместно устанавливались мачты, над станцией натягивали провода. Помню, как радовались, когда пришел первый электропоезд! Однопутные перегоны сдерживали развитие железной дороги, и мы видели строительство двухпутных. В ближайшие два года застанем много изменений в связи с реконструкцией станции».

Заместитель начальника станции Дмитрий Февралёв. Фото редакции.

НОВЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ

С марта на станции новый начальник — Александр Мельников. На железную дорогу в Сальск его привела… любовь! После института он трудился на металлургическом комбинате «Северсталь», там встретил будущую супругу, и семья переехала в Ростов, где Александр Михайлович и начал работу в РЖД. Карьерная лестница (дежурный по станции, поездной диспетчер, начальник станции второго класса «Ростов-Западный») привела его в Сальск.

«Железная дорога манила со школы. В чем ее прелесть? Здесь всё четко и понятно. В первую очередь, нужно обеспечить строгое выполнение задач коллективом: грамотно поставить задачу, обозначить направление и помогать двигаться в нем. А коллектив здесь слаженный, и наши люди откликаются моментально на любой вопрос — и в профессиональных, и в жизненных ситуациях.

И это очень важно, когда мы стоим на пороге перерождения станции. По прогнозам, грузопотоки пойдут через Котельниково в порты Азово-Черноморского побережья, и пропускная способность нашей станции должна увеличиться с 44-х пар поездов в сутки до 120-ти пар.

Появится новый парк для приема и отправления поездов на перегоне в направлении станции Шаблиевская, для повышения эффективности маневровых движений пройдет переукладка стрелочных переводов, возможно строительство нового поста электрической централизации и перенос сортировочной горки — удлинятся пути парка «Север» в границах станции, и горку придется «подвинуть».

Начальник станции Сальск Александр Мельников. Фото редакции.

НАША СТАНЦИЯ — ПРИМЕР

Три года, с 2006 по 2009-й, станцию возглавлял Виталий Охритько. С 2010-го года Виталий Александрович — начальник Сальского центра организации работ железнодорожных станций. В центр входит территория бывшего сальского отделения железной дороги (43 станции, общая протяженность — 600 км). Первая запись в трудовой книжке будущего начальника появилась в январе 1989-го — о приеме в качестве монтера пути. «Это, наверное, семейная традиция. Отец всю жизнь проработал машинистом маневрового локомотива. И я никогда не забуду ту ночную смену — последнюю перед выходом на пенсию отца и мою первую самостоятельную, в качестве составителя. Помню, как спускался по ступеням тепловоза, а отец сказал: «Сынок, прошу одно — не опозорь нашу фамилию». Отец вдохновил расти, двигаться дальше, учиться. Так, два родных брата трудились в должности заместителя начальника локомотивного депо, и много родственников посвятили жизнь железной дороге. Как и они, я не представляю себя без железной дороги.

Во-первых, потому что железная дорога очень сильно дисциплинирует. Это та же самая армия, поверьте. Телефон у меня всегда с собой: 3-4 звонка за ночь — норма, когда нужно знать о любой задержке на дороге и подключать соответствующие структуры. Во-вторых, стабильность. Железная дорога — это лакмусовая бумага нашей экономики. И соцпакет на железной дороге не зря считается одним из лучших.

Виталий Охритько, начальник Сальского центра организации работ железнодорожных станций. Фото редакции.

Конечно, как и везде, у нас бывают и тяжелые времена. И мы проходили этап, когда нам не платили зарплату. Это не сравнить со сложностями, что пережили наши деды, прошедшие войну и поднявшие страну из разрухи. Главное — руководитель должен лично объяснять людям ситуацию, поддержать, и тогда он встретит понимание. К каждому нашему сотруднику отношусь с уважением, знаю по имени и отчеству. Я прошел все ступени нашей работы и знаю, сколько времени и сил требует каждая операция, поэтому нам просто общаться.

Мы застали интересное время: на развитие железной дороги выделяются большие инвестиции. В этом году мы завершим строительство двухпутного участка протяженностью 350 километров от Котельниково до Тихорецка — это большой труд всех железнодорожников. А реконструкция станции Сальск через два года превратит ее в самый главный грузовой вход в порты Черноморского побережья».

Фото редакции.

Кристина Круговых, 8(86372) 7-10-22, kristina.krugovyh@mail.ru

salsknews.ru

написать комментарий

нет комментариев

Пока нет комментариев!

Вы можете начать диалог.

Добавить комментарий

Ваши персональные данные будут в безопасности Ваш электронный адрес не будет опубликован. Также другие данные не будут переданы третьим лицам.
Все поля являются обязательными.