Создавать новые миры, не видя мира. Сальская школьница-инвалид пишет сказки и повести

Создавать новые миры, не видя мира. Сальская школьница-инвалид пишет сказки и повести
Декабрь 05 08:28 2018 Печать 219

Как отличница с ограниченными возможностями здоровья и ее мама живут, несмотря на болезнь

Впервые за полтора года жизни в Сальске Ксюша Радченко попала на концерт в ДК. Отвезти ее на шоу «Голос» предложила учитель из шестой школы Ольга Геннадьевна Морозова. «Сначала было так волнительно оказаться в столь людном месте, а потом я обо всем забыла и погрузилась в пение, музыку», — говорит Ксюша. До этого ее раз вывозили на спектакль и конкурс. Видно, что подростку хотелось бы чаще выходить в люди, общаться. В свои 13 лет она всё время дома — страдает ДЦП и прикована к инвалидной коляске.

С уроками — отлично

Заканчивается седьмой урок. Семиклассница шестой школы Ксюша занимается дома, уверенно отвечает на вопросы учителя. Видишь ее в первую минуту: голос непривычен, поза робкая (не может держать спину ровно), но вскоре перестаешь это замечать, а только слушаешь смысл слов. Девочка говорит убедительно, рассуждает о литературных персонажах, как взрослая. «С Ксюшей очень интересно работать и совсем не трудно. У нее цепкий ум, а если что-то запомнит — не забудет точно. Она быстро схватывает и запоминает материал, тогда как в классе сложную тему мы можем разбирать дольше. За отведенную ей пятидневку успеваем освоить то, на что остальным дается шесть дней в неделю, — делится Елена Александровна Жужнева, учитель русского языка и литературы школы № 6. — Творческий человек, пишет стихи и рассказы. С ней интересно беседовать, а не только уроки учить». При этом ученица жалует английский язык и обществознание, объясняя, что в жизни без этих знаний не обойтись. «То, как она учится, — просто подарок маме. Ксюша с раннего возраста была любознательной и старательной, в четыре уже научилась читать, первый рассказ написала в третьем классе», — добавила мама Ирина Васильевна.

Так какие же это рассказы?

Любимец Ксюши — кот Семён вдохновляет написать сказку. Фото редакции.

Делится чувствами

Ксюша спускается со стула и достаточно быстро, со сноровкой, переползает через комнату по ковру к дивану, чтобы взять котенка Семёна на руки. Мурлыка, гладь его хоть в четыре руки, не просыпается, а только довольно мурчит. В аквариуме рыбки молча наблюдают за хозяйкой. В коридоре озорно стрекочет попугай Кеша, а на улице спокойствие хозяев охраняет пес. Ксюша и мама вынуждены быть домоседами, но заскучать им не дают питомцы. Они часто вдохновляют юную хозяйку на творчество.

«Сочиняю и бытовые сцены, и сказки волшебные, и фэнтези — мой любимый жанр. Начинала в третьем классе с рассказов. А сейчас их уже много, написала также две повести и несколько стихотворений», — говорит Ксения. Первый свой рассказ она посвятила монаршей семье котов и их кошачьему царству. Первый опубликованный рассказ — тоже о животных. Из тех крох событий, что ей удается увидеть, она извлекает максимум, отмечая не приметные другому взгляду мелочи. Глядя на рыбок в аквариуме, написала от их имени рассказ: что они чувствуют, что думают о человеке. Вот вы задумывались о таком? Есть в ксюшиных сочинениях драконы и принцессы, добрый еж, который героически накормил весь лес в голодное время, грустное стихотворение о слякотной осени, но концовка в нем хорошая — с котом не пропадешь! И еще много сочинений. Фанфики (новые истории на основе известных литературных произведений) автор не жалует. «Это очень здорово — придумать собственный мир, заселять его, переносить в него, в события свои переживания. Так читатель может почувствовать то, что испытывала я, когда писала…»

Свои произведения автор под ником Мишелла Кэт публикует на сайте Проза.ру: обзавелась своей аудиторией, которая уже «начитала» ей тысячу просмотров и написала два комментария, где отмечает, что ее истории, пусть и наивные, полны добра, тепла и надежды.

Это отражение самой Ксюши — светлой и жизнерадостной девочки, которая мечтает стать писателем и радовать детей и взрослых добрыми историями с обязательно счастливым концом.

А жизнь — не сказка

Прошлым летом мама привезла Ксюшу из Калмыкии, где они жили. «Моих родителей уже нет, сестры — в Сальске, мы с Ксюшей там были одни, — рассказывает Ирина Васильевна. — Продала родительский дом, земельные паи, квартиру в Яшалте и с трудом нашла достойное жилье — полдомика вдали от центра».

Ксюша с мамой Ириной Васильевной. Фото редакции.

Ирина не может работать — постоянно нужна Ксюше. Живут на пенсию ребенка-инвалида и свою — инвалида третьей группы. «Пособия по уходу за ребенком-инвалидом или как матери-одиночке не положены, — объяснили нам в МФЦ, — потому что сумма наших пенсий чуть больше прожиточного минимума».

Идем в зал: Ксюша — впереди, мама поддерживает дочку за руки, пока она с трудом переставляет ноги. Несмотря на недуг, девочка старается помочь маме: делать пельмени и пироги, вытирать пыль.

В зале — инвалидное кресло. «Спасибо, в Сальске при обращении в Фонд социального страхования сразу выдали коляску и ортопедическую обувь», — говорит Ирина. Сейчас, когда вся улица утопает в грязи, Ксюша сидит дома. Своего транспорта у семьи Радченко нет.

Детский церебральный паралич (ДЦП) — группа заболеваний головного мозга, возникающих вследствие его недоразвития или повреждения в процессе беременности и родов, и проявляющихся двигательными расстройствами, нарушениями речи и психики.

История, каких много

Как умная и талантливая девочка оказалась заключена в тело, которое ограничивает столько возможностей? «Роды были сложные, и нас передержали в местном роддоме, вместо того чтобы везти в Элисту. Кислородное голодание, время упущено. Как результат — детский церебральный паралич. Нарушены двигательные функции ног и рук, речь, — рассказывает мама. — Несколько лет мы постоянно лежали в больницах». В пять лет сделали в Туле операцию: подкожным рассечением измененной мышечной ткани (так называемых фиксированных мышечных контрактур) удалось увеличить объем доступных девочке движений. Мама освоила множество навыков — и ставит уколы, и занимается с дочкой лечебной физкультурой, и делает массаж — знает всё о недуге. Ирина отмечает, что в подростковом возрасте Ксюша стала чувствовать себя хуже. Курсы реабилитации позволяют удерживать состояние на нынешнем уровне.

Не теряя надежду

Из года в год папка с грамотами — похвальными листами за отличную учебу, за участие в конкурсе стихов и рисунков пухнет. Куда эти знания применить? Мама и дочка будут искать способы дистанционно учиться после школы. Очень хотелось бы верить, что сказки светлой девочки, вынужденной находиться в четырех стенах постоянно, выйдут в жизнь, познакомятся с людьми за нее, найдут своего читателя — и однажды Ксения Радченко выпустит свою книгу, например, сказок. А сегодня ей, как и любому подростку, радоваться бы общению, чаще выбираться из дома. Тут без помощи не обойтись…

Кристина Круговых, 8(86372) 7-10-22, kristina.krugovyh@mail.ru

salsknews.ru

написать комментарий

нет комментариев

Пока нет комментариев!

Вы можете начать диалог.

Добавить комментарий

Ваши персональные данные будут в безопасности Ваш электронный адрес не будет опубликован. Также другие данные не будут переданы третьим лицам.
Все поля являются обязательными.