Теплая встреча в южном колорите: в художественном музее вспоминали Василия Нечитайло

Январь 16 08:00 2020 Печать 928

В юбилей художника собрались его родные и представители культуры Сальска

Василий Кириллович Нечитайло.

9 января исполнилось 105 лет со дня рождения народного художника России, основателя сальского музея Василия Нечитайло. Его жанровые композиции и портреты, посвященные, в основном, людям труда, стали классикой русской живописи эпохи СССР. Его картины экспонируются в Третьяковской галерее, музее русского искусства в Миннеаполисе и Дрезденской галерее. О силе таланта художника дают представление и работы из фондов нашего музея. Все они — на юбилейной выставке, которую посетили родные художника, приехавшие из Москвы.

 

ЗВУКИ ЖИВОПИСИ

«Конь боевой с походным вьюком

У церкви ржёт, кого-то ждёт.

Вот из дверей святого храма

Казак с доспехом сам идёт…»

Фойе на втором этаже музея замерло — и громкая песня, которую так ярко пела внучка художника Полина, широко разлилась за пределы здания, в бескрайние степные просторы картин. Оживали полотна, и когда ее отец Дмитрий читал свои стихи. Радовали душу и песни ансамбля «Сальчанка». Теплая встреча, полная драгоценных воспоминаний, собрала в стенах музея всех, кому важно творчество Василия Кирилловича, кто ценит его ключевой вклад в появление в Сальске картинной галереи, ставшей музеем с уникальной коллекцией.

Тематический вечер «Певец Сальской степи» тщательно подготовила и душевно провела главный хранитель музейных предметов Ирина Павловна Переварюхина. Чуть ли не каждую картину она сопровождала интересной историей из жизни живописца — историй не на один вечер!

Директор музея Василий Шеховцов вспоминал, как именитый художник помогал сальскому очагу культуры: «Представлял меня всем чиновникам директором галереи, которой еще и не было, чтобы не отказывали». Когда в московских фондах «жадничали» отдать работы Нечитайло в провинцию, сам автор настаивал на том, чтобы родному Сальску досталось больше картин: благодаря ему к нам попали полотна его современников. Подсобил сальчанам, добившись перевода сотрудников на зарплату, и это будущий музей спасло — многие народные галереи без поддержки спустя годы закрылись…

На встречу пришло немало представителей местной власти. «Наш земляк оставил заметный след в истории советского искусства, — отметил глава администрации Сальского района Владимир Березовский. — Любовь к Родине, к труду, к человеку как к многогранной личности — вот чему учат его картины всех нас».

Глава администрации района Владимир Березовский приветствовал семью художника — сыновей Дмитрия (третий слева) и Сергея, внучку Полину. Фото редакции.

ЖИЗНЕУТВЕРЖДАЮЩЕЕ ИСКУССТВО

Картины Нечитайло — о простых человеческих радостях и чувствах. Писал Василий Кириллович быстро, много, воспевал крестьянский труд, родную Сальскую степь. Его отец Кирилл Никитович был красным партизаном, участвовал во всех войнах, стал одним из организаторов колхоза на Кучерде в селе Воронцово-Николаевском. Мама Ксения Матвеевна — человек труда, и видно, как, уже будучи пожилой, она с трудом удерживала руки, чтобы не заняться работой, позируя сыну для портрета.

Василий окончил семилетнюю школу, его первые рисунки публиковала «Сальская степь», которая тогда звалась газетой «Трактор». Он с отличием оканчивает оформительское отделение Краснодарского художественного техникума, за что премируется поездкой в Москву. Там он и решает поступать в Московский государственный художественный институт имени В.И. Сурикова, а после подготовительных курсов, в 1936 году, его принимают сразу на второй курс.

Собираться в музее в юбилей художника – добрая традиция. Фото редакции.

ВОЙНА В ПОЛЕВЫХ БЛОКНОТАХ

Вы знаете, что скульптор Вячеслав Клыков и архитектор Вячеслав Снегирёв изобразили художника, идущего с этюдником по пшеничному полю? Фото редакции.

Успешную учебу прерывает война. В июле 1941 года Василий Нечитайло вступает в 18-ю дивизию народного ополчения. Молодых художников оставляли в тылу, и наш земляк применил весь свой дар убеждения, чтобы его и сокурсников отправили на фронт.

Его часть то и дело перебрасывали с одного фронта на другой. Дивизию ополченцев Ленинградского района Москвы вооружали и обмундировывали на ходу, они совершали длительные переходы — до 60 километров в сутки, рыли окопы и противотанковые рвы, выходили из окружения, видели сожженные города и сёла, испытывали горечь отступления.

Уже зимой студентов-дипломников отзывают в Самарканд, куда эвакуируется институт. Там сальчанин пишет дипломную работу «Ходоки у Ленина» и защищает с отличием. В 1944 году вступает в московское отделение Союза художников и возвращается на фронт.

С войсками Украинского фронта он идет на запад через разоренные земли Украины, через Венгрию и Румынию — и везде живые впечатления художника воплощаются в эскизы, наброски и рисунки. Необычайно наблюдательный художник создавал репортажные рисунки с правдивыми характерами.

Известно, что в июне 1944-го Василий, направляясь на фронт, встретил на Висле возле Варшавы своего отца Кирилла Никитовича, 50-летнего добровольца 4-го Кубанского казачьего кавкорпуса.

Гости (слева — друг семьи, актер театра имени Чехова и киноактер Виктор Рябов) возложили цветы к памятнику Василию Кирилловичу. Фото редакции.

Лето и осень он провел в Румынии и Венгрии, много рисовал. Его зарисовки тонко передают характеры: «Воздушный бой» с еле заметной улыбкой и прищуром казака, наблюдавшего за падением сбитого горящего вражеского самолета, «Связистка» в грубых солдатских сапогах и телогрейке, но с аккуратной прической с бантом. Зарисовка «Казаки. Атака» передает огромное напряжение боя, а врагов в работах «Руки вверх!» и «Плененный немец» он изображает без тени ненависти — обмякшие, поникшие, в смятении и неловкости. Единственный акварельный набросок с войны послужил основой для картины «Кубанские казаки в Румынии», он передает живость весны и дружескую радость встречи людей разных национальностей. А как на одном рисунке льется казачья песня под гармонь на привале — каждый слышит свою песню!

Эти работы появлялись в короткие передышки, когда часть отводили от линии фронта. На передовой художникам приходилось рисовать для боевых донесений в штаб бригады или фронта. Это были схемы минных полей, наглядные инструкции бойцам, рисунки мин-сюрпризов и многое другое.

Наверняка многое было утеряно, подарено, чтобы герои могли отправить портрет родным. И дар супруги Василия Кирилловича Марии Владимировны Савченковой — два фронтовых альбома — бесценен.

За участие в Великой Отечественной войне художник награжден медалями «За оборону Москвы», «За Победу над Германией», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и другими наградами.

Ирина Переварюхина знакомит гостей с портретом матери художника. Фото редакции.

Василий Шеховцов поведал интересные факты из биографии Василия Нечитайло. Фото редакции.

СЕМЬЯ РАВНО ИСКУССТВО

Василий Кириллович с супругой Марией Васильевной.

В институте Василий Кириллович встречает Марию Савченкову, ставшую ему супругой в 1939 году. Мария Владимировна, уроженка Новочеркасска, во многих своих произведениях воспевала материнство, его тепло и радость, передавала и его безмерную усталость.

Василий Нечитайло хоть и стал москвичом, но каждый год ностальгия тянула его на Родину. В Сальске художник черпал силы для вдохновения, создавал яркие, жизнеутверждающие портреты героев труда. Всё, что так бережно хранится в фондах нашего музея, а это 62 живописных полотна, 11 графических работ и два фронтовых альбома с этюдными набросками художника, — представлено в юбилейной экспозиции.

По примеру Василия Кирилловича Мария Владимировна активно содействовала созданию в хуторе Пухляковском Усть-Донецкого района картинной галереи с собранием советской живописи, графики и скульптуры. Ежегодно там проводятся всероссийские «Пухляковские пленэры».

В 1940 году у молодой четы появился первенец — сын Дмитрий, в 1942-м появляется на свет дочь Ксения. В 1952 году в семье рождается третий ребенок — сын Сергей.

После войны супруги много и плодотворно работают. Василий Кириллович также преподает в родном Суриковском институте. И в 1965 году он, член-корреспондент Академии художеств СССР, удостоен звания «Народный художник России». Мария Владимировна получит это звание в 2002 году.

Все дети пошли по стопам родителей, стали известными художниками. Дмитрий Васильевич — Заслуженный художник РФ, Сергей Васильевич — член Союза художников России, а Ксения Васильевна — член-корреспондент Российской Академии художеств — ушла из жизни в прошлом году.

ХВАТКА ЖИЗНИ

В выставочных залах работы не только Василия Кирилловича, но и его супруги Марии Владимировны, их детей. Некоторые работы Василия Кирилловича пришлось дописать после того, как его не стало. Основная тема работ Дмитрия — Святая Русь, живописные виды храмов и монастырей. «Я стараюсь сохранить его хватку к прекрасному, к жизни, эту радость, которую он нес в творчестве, в любви к народу своему, к Сальским степям, где родился, — делится Дмитрий Васильевич. — Помню, в четыре часа утра вставал и уже бежал писать полынную степь, где коршун парит и большой гурт сена вдали виднеется. Он мощно ковал в своих картинах это напряжение жизни, и всегда — с огромной любовью. Для него хороший рисунок в картине был превыше всего. На день рождения всегда дарил набор карандашей, альбомы, краски и кисти. Это было так трогательно — папа несет мне такую коробку: «Митя, дерзай! Не бросай карандаш!» Поэтому мы, его дети, и пошли по его стопам. Всё в нашей семье пересиливает именно любовь к цвету, жизни и красоте. Это самое главное. Это мы стремимся нести».

За картину «На Красной площади» Василию Нечитайло было присвоено звание Лауреата государственной премии имени И.Е. Репина. Репродукция была введена в учебник для 2-го класса «Родное слово». В Сальске — авторский повтор. Фото редакции.

ВОСПИТАЛ ПОКОЛЕНИЕ

«Семья механизатора». Фото редакции.

Творчество Сергея в большей мере связано с Северным краем. От отца он взял точность цвета в живописи. Мама ему говорила, что он никогда не ошибается. «Отец каждый день начинал с зарядки, бегал и, не задерживаясь на кухне, приходил в мастерскую: с этого момента для него всё отсутствовало, — вспоминает Сергей Васильевич. — Он был очень трудолюбивым, писал, когда другие уже валятся с ног. Прекрасный рисовальщик! Еще очень много занимался общественной деятельностью. На него вечно вешали обязанности, записывали во все комиссии Союза художников: потому что «Вася — принципиальный и честный». Мы все были очень дружны, и отец брал нас с собой в творческие поездки. Запомнилось, как в 1966 году мы ездили в Псково-Печерский монастырь. С папой и мамой были Юрий Кугач и Ольга Светличная, Василий Васильевич Почиталов, который считается отцом целого поколения художников, Владимир Стожаров, Иван Коржев и другие. Идет навстречу нам наместник монастыря, и тут мама бросается к нему:

— Ваня!

— Маша!

Это был архимандрит Алипий, в миру Иван Воронов, который учился с мамой еще до войны. Ему удалось спасти монастырь от закрытия, вернуть сокровища, вывезенные в 1944 году нацистами из обители.

Когда отец уезжал на Кубань или в Сальские степи, а мама — в Пухляковку, я рос на даче под опекой бабушки Ксении Матвеевны. Родители отца последовали за ним и поддерживали во всем (Василий Шеховцов вспоминал, как Ксения Матвеевна, уже москвичка, по телефону справлялась у него о здоровье соседей). Она была очень скромной, верующей женщиной, делилась с нами всем, помогала.

Отец многое дал следующему поколению художников-модернистов. Это Таня Зоря, Наташа Нестерова, Женя Струлев, Сережа Светлицкий, которые станут академиками. А когда мама уезжала на пленэр, мы собирались под руководством отца писать. Сидим на поляне, а он у костра что-то вещает. А потом приезжала мама и всех разгоняла (смеется). Он много проводил времени с молодежью, и те, кто сейчас жив, с теплом о нем вспоминают. Такую поддержку оказал, незримую нить он протянул в искусство будущего поколения».

Немало художником написано и женских портретов. «Звеньевая» и «Невеста».

ЧУВСТВОВАТЬ СКВОЗЬ ГОДЫ

«Как-то отцу на пленэре пришлось отгонять от нас быка, — рассказал сын Сергей. — Взял из багажника полотно и направил в его сторону работу, пока бык не ушел». Фото редакции.

Когда в семье столько талантов, нужно держать «честь мундира». Внучка Полина с достоинством носит фамилию Нечитайло. Она актриса театра на Таганке, снимается в кино, прекрасно рисует и пишет книги. В своей первой книге «От родного к родному» она, член Союза писателей, взяла эпиграфом дедушкины слова: «Земля детства — самая дорогая».

«Часто бывала у бабушки в мастерской в городке художников, на Верхней Масловке в Москве. Столько слышала рассказов, видела столько картин дедушки и репродукций! Бабушка создала прекрасную традицию — каждый год, 9 января, собираться за большим столом в мастерской: коллеги, друзья, родственники читали стихи, пели песни, слушали записи, как дедушка исполнял казачьи песни, играл на гитаре и балалайке. И в этой атмосфере праздника, приверженного служения творчеству я росла…

Такое ощущение тепла, сердечности и доброты появилось, когда приехала в Сальск, откуда всё пошло, откуда наши корни. Сальский музей — потрясающий! Здесь собрана прекрасная коллекция, и многие полотна — на мировом уровне! Великая благодарность сотрудникам за их труд! Здесь тоже ощущается сила, которая нам позволяет держаться в творчестве.

Дедушка, наверно, помогает соответствовать высоким стандартам творчества в семье. Всегда ощущаешь его присутствие. Можно подумать: два года прошло после его ухода, как я родилась, но в семье он настолько осязаем, настолько живой его язык. Я уже не говорю о его картинах: его знаменитый мазок, когда одним взмахом кисти может быть дан типаж, образ… Посмотрите, даже пасмурный день или полынная степь по тону холодные, а у него — по-своему теплые. Это колорит юга, родной земли».

«ЧАСТИЦА СУДЬБЫ САЛЬСКА»

Так судьбу художника определяет название постоянной экспозиции в его честь с картинами и предметами быта. Василий Кириллович оставил большое творческое наследие, и в Сальске его ценят особо. Наш музей, радушный прием сальчан произвели впечатление на московских гостей. Они уверены: эта встреча — не последняя.

Фотоотчет — в нашей группе ВК.

salsknews.ru

написать комментарий

нет комментариев

Пока нет комментариев!

Вы можете начать диалог.

Добавить комментарий

Ваши персональные данные будут в безопасности Ваш электронный адрес не будет опубликован. Также другие данные не будут переданы третьим лицам.
Все поля являются обязательными.

 необходимо принять правила конфиденциальности