Художник Сергей Мацкиев готовится к персональной выставке

Художник Сергей Мацкиев готовится к персональной выставке
30 декабря 10:00 2022 Печать 2088

Для этой экспозиции живописец готовит около 100 работ

Как и после каждого лета с поездками на пленэр, у художника остались этюды и незаконченные работы, которые он сейчас завершает.

КРЫМСКИЙ ПЛЕНЭР

Крым уже не первый год служит источником вдохновения для Сергея Мацкиева. Вот и минувшим летом художник побывал в Балаклаве. Работалось легко: экспериментировал со светом, делал этюды. Дача в Балаклаве, где жил Сергей Владимирович, — место притяжения художников со всей страны.

Время пребывания в Крыму у Сергея Мацкиева было ограничено, тем не менее не работать он не мог.

«Хозяин гостиницы, сам будучи художником, выставляет фото написанных у него работ в Интернете. Я среди них увидел одну, очень интересную, — это натюрморт, написанный на кухне. При этом, за окном — темно, а помещении присутствует освещённость. Очень интересное световое решение, требующее определённых усилий, чтобы воплотить его на холсте. Я подумал: почему бы не попробовать поработать ночью на улице? И вышел с мольбертом и красками на веранду», — рассказал Сергей Мацкиев.

Художник признаётся, что не ожидал такого эффекта: при правильно установленном свете, даже ночью, тёплые и холодные цвета видны прекрасно. Муза не покидала — ночной натюрморт написал всего за два сеанса.

А ещё художнику понравился натюрморт с рыбой одного из коллег.
«Работа очень весёлая, яркая, написана «открытыми» красками. Но главная её изюминка — сковорода с жареной рыбой!»

Сергей Мацкиев так вдохновился творчеством коллеги, что решил последовать его примеру. Нет, на рыбалку не пошёл — рыбу купил на рынке, необходимые аксессуары, так получилось, привёз с собой, а рыболовные снасти — сети и натяжные канаты с поплавками — одолжил у хозяина гостиницы. Из всего этого и составил свой натюрморт…

ПОСЕЩЕНИЕ МУЗЫ

«Если выбираешь профессию художника, то нужно много работать. Только если ты имеешь хорошее образование, если стал Мастером, у тебя есть шанс получать удовольствие от этой профессии», — уверен Сергей Мацкиев.

По мнению художника, идеи не рождаются. Ты приезжаешь в незнакомое место — и ищешь мотивы, которые тебе интересны, которые тебя трогают — не важно чем: состоянием или композицией. И ты их пишешь. В то же время у тебя остаются какие-то впечатления, твои этюды, твои эмоции, переживания — и на их основе может родиться работа.

Сергей Мацкиев рассказал, как писал портрет племянницы с велосипедом. Девочка просто стоит во дворе со своим двухколёсным другом. Но как развить, к чему «привязать» этот сюжет? И тогда художник вспомнил, что у него был этюд балаклавской улицы, перенёс его на холст с юной велосипедисткой — и получилась композиция.

«Можно пойти и другим путём: на основе своих впечатлений задумать сюжет картины, а потом ездить и собирать под него конкретные этюды», — рассказывает Сергей Мацкиев.

А как же та самая муза, которую так ждут художники и поэты?

«Муза — это не нечто материальное. Это необъяснимый момент, когда желание писать становится настолько непреодолимым, что ты забываешь обо всём остальном. И это не каждодневное явление. Такое состояние невозможно создать искусственно, и возникает оно только если очень многое совпадает: работа должна нравиться, она должна захватить своей необычностью, оригинальностью», — так считает художник.

Впервые Сергей Мацкиев испытал это состояние, будучи студентом. Однажды он побывал в мастерской у своего преподавателя. Тот спросил:

— У тебя во время работы было когда-нибудь ощущение, что кисточка проваливается в пространство?

— Один раз случалось…

Только позже Сергей понял, что это и есть то самое вдохновение или муза: когда ты попадаешь в тон и цвет, такое чувство, что рука не на холсте, а уходит куда-то вдаль.

ПОД ВЛИЯНИЕМ ТВОРЧЕСТВА

На вопрос, с кем из художников прошлого он хотел бы встретиться, чьё творчество оказало влияние на его собственное, Сергей Мацкиев назвал имя Аркадия Пластова — советского художника-живописца, народного художника СССР.

«Обожаю этого мастера с его манерой письма, с сельскими мотивами, затронутыми в его работах. Да и в целом, мне нравится пленэр, а Пластов — «пленэрный» художник, он пишет «вживую» — и это прекрасно», — говорит Сергей Владимирович.

От Пластова Сергей Мацкиев взял желание привнести в свои работы как можно больше солнца, хотя добавил, что буквально «настроил» его на наше светило педагог Григорий Устинович Кравченко.

«При ярком солнечном свете сложно писать, но красиво. Я уже привык к этому и чувствую себя в этой теме довольно свободно», — признался Сергей Мацкиев.

Ему близко и творчество Гелия Коржева — также советского, российский художника-живописца, педагога, Народного художника СССР. Многие считают Гелия Коржева одной из самых мощных фигур в отечественном искусстве прошлого века. Сергей Мацкиев с этим согласен, называя его «гением XX века».

Стиль работ Коржева считают «суровым». В своих острых по композиции и сдержанных по колориту картинах, с выделенными крупным планом, тщательно моделированными фигурами художник обращается к большим общечеловеческим темам, показывая людей в драматических, героических и бытовых ситуациях. Впрочем, сам Гелий Коржев расшифровывал приставку «соц», характеризующую его творчество, не как «социалистический», а как «социальный» реализм. Что в полной мере показал последний период творчества известного живописца. Смерть обоих родителей, а затем и распад Советского Союза буквально перевернули мировоззрение мастера. У него появился целый цикл «христианских» полотен.

«Мне очень нравится «Снятие с креста». На картине Иисус лежит на земле. Самого креста не видно, но через тело Христа падает крестообразная тень. И, конечно, написанные Гелием Коржевым портреты ветеранов Великой Отечественной войны — они удивительны», — поделился своим мнением Сергей Мацкиев, добавив, что, конечно, Пластов и Коржев — далеко не единственные художники, чьё творчество его привлекает…

За какую работу Сергей Мацкиев никогда бы не взялся?

«Идея, тема работы должны духовно возвышать человека, нести в себе положительный заряд. Конечно, не стал бы просто констатировать какой-то сюжет, пусть даже происходящий в жизни. Тем более, зачем переносить на полотно или на экран сцены насилия, убийства? Какой в этом смысл?», — сказал Сергей Мацкиев. И добавил: важно, каким будет эмоциональное воздействие твоей работы.

ПРЕМЬЕРА С ОТКРЫТОЙ ДАТОЙ

Премьерного показа своих новых полотен в ближайшее время автор не планирует — не все оформлены: много времени отнимает преподавательская работа в детской школе искусств, где Сергей Владимирович учит живописи детей и готовит их к поступлению в творческие вузы. «Накапливается так называемый внутренний конфликт, когда ты слишком много много времени проводишь на работе, и его личной части, чтобы писать, просто не хватает», — признаётся художник.

Влияет на то, насколько комфортно в профессиональном, а значит и в материальном плане чувствует себя художник, и место его жительства. Конечно, в большом городе — перспектив больше, больше покровителей искусства, готовых делать заказы.

«Там постоянно проходят выставки, какие-то мероприятия. Там всё это — в шаговой доступности. Из маленького города работы нужно ещё привезти. Я думал — это ерунда: оказалось, нет», — признается художник.

Тем не менее за годы работы у Сергея Мацкиева накопился опыт по преодолению трудностей, и свои творческие достижения он обязательно покажет. А вот где и когда — вопрос пока открытый…

Ощущает ли художник, что его работа «пробьёт» зрителя, затронет его на уровне эмоций? «Да. По крайней мере, одна из последних картин мне нравится. Мне кажется, что я нашёл то решение, которое позволило сделать её необычной и по композиции, и по эмоциональному воздействию на зрителя», — говорит художник.

Чтобы проверить это, остаётся дождаться открытия персональной выставки.

Ольга Борисова, 8(86372) 7-10-22, [email protected]

salsknews.ru

написать комментарий

нет комментариев

Пока нет комментариев!

Вы можете начать диалог.

Добавить комментарий


доступен плагин ATs Privacy Policy ©