«Я могу всё!» — педагог, который превращает банальные вещи в шедевры

«Я могу всё!» — педагог, который превращает банальные вещи в шедевры
Февраль 23 09:00 2021 Печать 223

Александр Клименко — универсальный творческий человек. Ему под силу всё — от финифти на крышке изящной шкатулки до боевого пулемёта.

Такой мастер на все руки живет в Сальске и работает в школе № 17 села Кручёная Балка, а зовут его Александр Клименко. Родные, друзья, коллеги знают его как ответственного и надежного человека. Но, помимо этого, Александр Владимирович ещё и одаренный творец, работам которого может позавидовать любой признанный художник или декоратор!

ТАЛАНТ С ДЕТСТВА

Общаясь с Александром Владимировичем, поражаешься, сколько талантов может быть у одного человека. Его золотым рукам подвластно всё — федоскинская миниатюра, ростовская финифть, жостовская роспись, изготовление ювелирных украшений и так далее и тому подобное, как говорится. А приехал в наши края этот уникальный человек из Сочи около 20-ти лет назад. Художник родом оттуда. Вырос в семье заместителя начальника ГАИ по городу Сочи и директора трестов ресторанов. Отец с детства видел интерес мальчика к искусству и, когда пришёл час, определил его в художественную школу. С 14 лет Александр уже неплохо зарабатывал — плёл макраме на дому. А после 10 класса поступил в Федоскинское училище в Москве. Оттуда был призван в армию, отслужил и вернулся доучиваться. Получил профессию художника-миниатюриста. Обучался различным техникам. К слову, диплом защищал по ростовской финифти. Это древнейший декоративно-художественный промысел России, один из наиболее интересных и ярких видов миниатюрной живописи, который всегда относился к элитарным видам искусства. Эксклюзивный характер эмалевых миниатюр обусловлен высоким живописным мастерством художника и чрезвычайно сложным, трудоемким процессом их изготовления. История создания промысла в Ростове Великом насчитывает более 200 лет.

Александр Владимирович показал нам свои работы. Жостовские подносы, шкатулку с портретом Петра I, женские украшения, выполненные в технике ростовской финифти, в федоскинском стиле — шкатулку с пейзажем. «Здесь присутствует перламутр, он аккуратно впаян в крышку, обработан и по нему написан пейзаж, — пояснил художник. — Хочу пояснить: федоскинская миниатюра — это народный промысел, вид традиционной русской лаковой миниатюрной живописи масляными красками на папье-маше, сложившийся в конце 18 века в подмосковном селе Федоскино. Федоскинская лаковая миниатюра исполняется масляными красками в три-четыре слоя — последовательно выполняются замалёвок, пропись или перемалёвка, лессировка и бликовка. Оригинальной федоскинской техникой является «письмо по сквозному»: на поверхность перед росписью наносится светоотражающий материал — в нашем случае это перламутр. Просвечивая сквозь прозрачные слои красок, эти подкладки придают изображению глубину, удивительный эффект свечения…»

Пишет он и иконы. Даже писал их для кремля в Ростове Великом. Использовал традиционные сюжеты. Для греческой церкви расписывал иконы именно в технике финифти. Интересует мастера и портретная живопись…

ОТ СУВЕНИРОВ ДО ШКОЛЫ

Свою вторую половинку Александр Владимирович встретил, когда учился в училище, расписались на четвёртом курсе. Она из Сальска. После окончания учебного заведения супруги уехали в Сочи, устроились на сувенирную фабрику как молодые специалисты. «Я помню то огромнейшее пятиэтажное здание с прилегающими постройками и территориями, в которых мы выпускали бесподобные поделки и сувениры для туристов, но со временем Китай заполонил прилавки своей дешевой продукцией — и фабрика закрылась, — рассказывает Александр Владимирович. — Долго искал себя. Вернулся к плетению макраме, работал художником в кинотеатре «Спутник», который стоял в центре города. Расписывал огромные щиты. Но кинотеатры тоже потом закрылись. И снова я не знал, куда себя деть, даже открывал свою мастерскую по изготовлению ювелирных украшений. Но большого дохода это не приносило, и жена предложила переехать в Сальск, на её малую родину. Мы купили старенький домик и начали обустраивать быт на новом для меня месте…»

Из 20-ти лет, что Александр Владимирович живёт в Сальске, семнадцать преподаёт в школах. Начинал учителем ОБЖ и ИЗО в 6-й школе, потом работал учителем технологии, ИЗО и черчения в первой. В 17-й кручёнобалковской трудится четвёртый год. Сегодня его увлекает декоративно-прикладное творчество. Так, когда мы приехали в школу, Александр Владимирович был занят изготовлением декоративного панно, которое назвал «Весна». Хочет сделать подарок дочке на 8 Марта…

«Быть художником и зарыть свой талант в землю — это просто кощунство, — не отрываясь от работы, говорит Александр Владимирович. — Нужно во всём развиваться. Было бы неинтересно, если бы я занялся чем-то одним. Художественное мастерство, к большому сожалению, сейчас не приносит никакой прибыли. Раньше художники требовались на любом предприятии, а сейчас нет… В каждое своё произведение я вкладываю душу, силы. Все они выполнены в каком-то творческом порыве. Дома, кстати, своих работ у меня практически нет, все дарю…»

Фото редакции.

ТОЧНЫЕ КОПИИ

Однако вернёмся к работе в школе. Перейдя в сельскую, как он сам говорит, ощутил большую разницу между городскими и деревенскими детьми — и в воспитании, и в желании что-то делать. «Здесь у них меньше развлечений и возможностей, и они с удовольствием занимаются тем, что я могу им предложить, — рассуждает педагог. — Я творческий человек, и мне неинтересно заниматься только резьбой, или выпиливанием лобзиком, или выжиганием, мне интересны поделки своими руками. И я попытался здесь это сделать. Мы изготавливаем такие поделки, которых нет даже в городских школах. И детям это очень нравится. Вот эти машины из дерева делали ученики, конечно, с моей помощью. Я делаю чертежи, выверяю нужные размеры. Даю подсказки, что и как. Ориентируюсь на возможности ребёнка и отталкиваюсь от того, что он принёс на урок. Никаких финансовых затрат, всё делается из бросового материала. Дети несут в мастерскую любые деревяшки. Вот нашли доску в курятнике, она валялась под ногами, никому не нужная, а они принесли её, высушили на батареях и работают, делают самолёты…»

Одних уроков технологии детям мало. Они остаются и на кружок. Особенно интересует мальчишек боевое оружие. Смастерили, например, пулемёт Дягтерёва — он сделан один к одному. Причём учли все детали, которые должны быть на настоящем оружии. Всё из дерева, из металла — только прицел. Вот так-то! Есть и ППШ, тоже из дерева. Выглядит, как точная копия настоящего оружия. Главная гордость педагога и его учеников — пулемёт «Максим». В нём — более 120 деталей. Делали его год. «Он тоже точная копия оригинала, работают все ручки и спусковой механизм, — говорит Александр Владимирович. — С ним мы должны были ехать на олимпиаду в Ростов, но нет денег. Это печально, потому что дети готовились. Вся боевая техника останется в музее школы. Она представляет ценность, потому что всё сделано руками ребят. Причём без станков. Кроме точильного, ничего нет. Но нам обещают. А пока напильники и наждачная бумага — наши главные помощники в создании шедевров декоративного творчества…»

Фото редакции.

МЕЧТАЕТ СДЕЛАТЬ ТАНК

И сам педагог, и его ученики принимают самое активное участие в конкурсах районного, областного и всероссийского уровней и всегда занимают призовые места. На один из таких конкурсов Александр Владимирович, конечно, с помощью детей соорудил предмет декора интерьера в виде контрабаса из фанеры и металлической проволоки. На одной выставке увидел подобный и захотел сделать. Он светится изнутри, есть удобные полочки для хранения каких-то мелочей. «Я могу сделать в принципе всё, — рассказал Александр Владимирович. — Особенно с такими детьми, как у нас в школе».

В творческих планах у художника-педагога — сделать танк в натуральную величину, заняться точением древесины. «Это сложно объяснить, просто иногда руки чешутся взять и что-нибудь эдакое сотворить, — говорит Александр Владимирович. — Я люблю охоту, выезжаю в сезон, и, бывает, идешь по лесополосе, видишь пень, а в голове уже образ какой-то вырисовывается. Про зайцев сразу забываю. Частенько все едут домой с добычей, а я тащу очередную корягу. Мне очень нравится, когда в моих работах люди вдруг видят не тот образ, который я изначально закладывал, а что-то свое. Очень полезно и интересно бывает посмотреть на вещи с другой стороны». Занимается Александр Владимирович и наружной рекламой. Объёмные буквы, вывески любой сложности — всё ему по плечу!..

Вот с таким уникальным человеком мы знакомились в стенах сельской школы. Видно, как ему нравится всё, чем он занимается, нравится работать с детьми, учить их, передавать свой опыт. Когда подрастут его внуки Артём и Алексей, он и их научит тому, что умеет сам. А пока всего себя отдаёт сельским ребятишкам…

Саид Бадалов из 8 «А» — один из лучших учеников Александра Владимировича — с макетом корабля, который он смастерил своими руками.

Светлана Омельянович, 8(86372)7-10-22, omelpress@bk.ru

salsknews.ru

написать комментарий

нет комментариев

Пока нет комментариев!

Вы можете начать диалог.

Добавить комментарий

 необходимо принять правила конфиденциальности