Как живут незрячие люди в Сальском районе?
Членами Сальского местного отделения Всероссийского общества слепых являются 469 человек, в том числе — 16 детей из Пролетарского, Песчанокопского и Сальского районов. Председатель Сальского отделения ВОС, уже на протяжении десяти лет, — Людмила Лаврентьева.
Мы часто говорим о том, что люди с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в особом отношении и помощи. Тем не менее есть люди с нарушениями зрения, которые, не сговариваясь, сказали примерно одно и то же: мы обходимся своими силами, особая поддержка нам не требуется. И это не бравада — это, скорее, попытка доказать нам, видящим, что люди, лишившиеся зрения, — равноправные члены общества, и они хотят жить полноценной жизнью…
БЕЛАЯ КНИГА ШРИФТОМ БРАЙЛЯ
Анне Кравченко — 38 лет. Молодая женщина живёт в Ивановке. И она — незрячая…
В комнате Анны — десятки книг. Если вынести за скобки, что все они написаны шрифтом Брайля, то в остальном — обычная женская библиотека: женские романы, классика, детективы, книги по рукоделию.
Раньше Анна любила исторические романы, но потом в них разочаровалась: «Авторы часто подстраивают историю или то, что они стараются выдать за описание исторических событий, под свой сюжет. А это неправильно», — считает девушка.
Есть издательства, выпускающие специализированную литературу для слепых, где Анна и заказывает особые книги. Они совершенно отличаются от привычных нам, зрячим людям. Книги большие, из очень плотной белой бумаги, естественно, без картинок. Пробую прикоснуться к страницам — они шершавые на ощупь.
— Да, у видящего человека будет именно такое ощущение, — говорит Анна.
— Но это же нужно уметь ощущать каждую букву!
— Ничего страшного. Просто Вы не знаете этого алфавита. Только тот, кто знаком со шрифтом Брайля, может «читать» руками, — успокоила меня Анна.
Брайлевский шрифт — одинакового размера, не делящийся на большие и строчные буквы. Анна показывает, как написать письмо на Брайле. Берётся специальная бумага, на неё кладётся металлический трафарет с буквами — и необходимые символы продавливаются с помощью грифеля (читать можно только по выпуклым точкам). Главной особенностью шрифта по системе Брайля считается то, что текст следует писать справа налево, затем переворачивать и читать написанное уже слева направо. Для читающего человека точки нумеруются по столбцам слева направо и по строкам сверху вниз. Сама Анна познакомилась со шрифтом Брайля в 12 лет…
ДО И ПОСЛЕ
До шести лет Аня была обычным, видящим ребёнком. Зрение начало падать после того, как девочка перенесла менингит. Болезнь вызвала осложнение.
Сначала наступило резкое снижение зрения, но потом ухудшение остановилось. Когда девочка пошла в первый класс, зрение ещё сохранялось, она начала учиться читать, как обычные дети, складывая в слова слоги из написанных букв. Но потом зрение снова упало — осталось только светоощущение. «Поэтому тотально слепой я не считаюсь», — говорит Анна.
Несмотря на серьёзные проблемы со зрением, Анна училась в обычной школе. Девочка была оформлена на индивидуальное обучение — педагоги приходили к ней домой. Тем не менее Аня часто посещала занятия в школе, чтобы привыкать к общению, к контакту с детьми.
«Тогда не уделялось так много внимания созданию доступной среды для людей с ограниченными возможностями здоровья, но относились ко мне хорошо, ребята старались поддерживать. Единственно, в школе много детей, и было опасно, скажем, ходить по лестнице, кто-то мог случайно меня зацепить», — вспоминает Анна.
После окончания школы Анна поехала в Центр реабилитации слепых в Волоколамске — это образовательное учреждение Всероссийского общества слепых.
Затем поступила в специализированный медицинский колледж, где получила профессию массажиста. Анна рассказала, что поддержка ей в основном требовалась в первые годы после потери зрения, когда она училась в школе.
И девушке действительно помогли. Главное — подсказали, где можно продолжить образование, как устроить свою жизнь. И она стала учиться ориентироваться в окружающем пространстве, не полагаясь на помощь других.
ОРИЕНТАЦИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ
«Я жила недалеко от колледжа, минутах в 15-20-ти пешком, поэтому добиралась на занятия и обратно самостоятельно», — рассказала Анна.
Вернувшись в Ивановку, девушка стала налаживать жизнь здесь. Она делает массаж на дому — и малышам, которым нет ещё и годика, и пожилым людям. Из бытовых вещей Анна занимается уборкой. Физический труд девушку нисколько не пугает — наоборот, нравится. Готовить тоже умеет, но по большей части этим занимаются родители.
Молодой женщине очень понравилось гулять по парку. Есть у Анны ещё одно любимое место — футбольное поле напротив дома, где она может находиться часами, когда там не играют подростки: гулять, думать… Иногда к ней присоединяется соседка, с которой они также перезваниваются. Недалеко живёт ещё одна незрячая девушка.
Изолированной от мира Анна себя не чувствует: общения хватает и во время работы. Время она предпочитает проводить за любимыми занятиями.
За пределы привычного пространства, а тем более — за пределы села, Анна выезжает с родителями. «Когда я была в реабилитационном Центре, а затем — в колледже, было несколько проще, потому что там люди понимают, что рядом в любой момент может оказаться незрячий человек, и если видят, что нужна помощь, подходят и предлагают её, — говорит Анна. — Здесь же, если я оказываюсь в большом незнакомом пространстве, приходится сложнее. Проблемой является и разбитый асфальт — по нему сложно передвигаться. Конечно, большую опасность для незрячего человека представляет транспорт». Однако, считает Анна, приспособиться можно.
Пользуются незрячие люди и телефоном. «У меня кнопочный аппарат, и мышечная память позволяет запомнить, где какие функции находятся. Но, в принципе, появились «говорящие» программы, позволяющие пользоваться Интернетом, — рассказывает Анна. — Есть специализированные магазины, где продаются аппараты с уже установленными программами, либо они выдаются через Фонд социального страхования. Я, например, в своё время получала телефон».
И добавила: чтобы подтвердить инвалидность, нужно ехать на комиссию, проходить врачей, а с транспортом, которым можно добраться в Сальск, — сейчас очень сложно.
ВЯЗАНИЕ… ДЛЯ НЕЗРЯЧИХ
Несмотря на особенности своего здоровья, молодая женщина занимается рукоделием — она вяжет. Основные приёмы показала мама. Дополнительным толчком стало знакомство с женщиной, увлечённой вязанием, когда обе лежали в больнице.
«С 2015 года стали выпускаться книги со шрифтом Брайля, где можно почерпнуть необходимые знания. Там же даны схемы разных вязаных изделий: кофт, шалей. Шали я пока не вязала — это очень «мелкая» работа, но шарики, палантин — да. На палантин ушло много времени и сил», — рассказывает Анна.
И всё же зрячему человеку трудно осознать: как можно вязать, не видя. «Обычно количество и цвет петель предварительно рассчитываются (например, две белых, три красных), поэтому, чтобы не запутаться, я отмечаю очередную группу петель булавочками», — рассказывает Анна.
— А как, например, подбирать цветовую гамму?
— В этом случае я советуюсь с мамой.
Добавим, у девушки есть уже опыт участия со своими работами в выставках.
Ольга Борисова, 8(86372) 7-10-22, olya.borisova.2018@inbox.ru
salsknews.ru
Комментарий:*
Логин*
E-mail*
Сайт
Сохранить моё имя, email и адрес сайта в этом браузере для последующих моих комментариев.
Ваше имя (обязательно)
Ваш e-mail (обязательно)
Тема
Сообщение
Версия для слабовидящих