by admin | 01.07.2025 9:30 дп
«Портреты деятелей культуры в изобразительном искусстве» — так называется новая выставка из фондов музея, которая вобрала в себя яркие произведения живописи, графики и скульптуры, запечатлевшие портретные образы деятелей культуры, литературы и искусства московских, ленинградских, донских и сальских художников. О самых главных акцентах выставки рассказал научный сотрудник музея Дмитрий Черняков.
ТРУДНЫЙ ЖАНР
Лица, лица, лица…Лица в живописи, бронзе, графике. Самые разные, но такие узнаваемые. Пушкин, Горький, Маяковский, чета Сусиных, Василий Шеховцов… 58 образов деятелей искусства заняли свои места в двух залах художественного музея.
Жанр портрета в искусстве — самый трудный. Ведь внешнее сходство не единственный и не главный критерий художественного портрета. Искусство портрета требует, чтобы наряду с внешним сходством в облике человека отражались его духовные интересы, внутренний мир, типические черты той эпохи, в которую он жил. И переходя от одного портрета к другому, ты словно чувствуешь эту смену эпох.
«Автор портрета не бесстрастный регистратор внешних особенностей портретируемого: личное отношение художника к модели, его собственное мировоззрение, его творческая манера накладывают на произведение зримый отпечаток, — убежден Дмитрий Черняков. — Сравнивая портрет, сделанный художником, с фотографией, критик Белинский говорил, что на портрете человек более похож на самого себя».
ОБРАЗЫ В ГРАФИКЕ
Пройдемся по разделам выставки. Так, в графике особенно интересны графические листы народного художника РСФСР В. К. Нечитайло, по праву считавшегося одним из лучших рисовальщиков в Суриковском институте. Василий Кириллович рисунку придавал большое значение. Вот литография «Портрет художника И. Н. Фомина» (бумага, уголь) выполнена в характерной для автора живописной манере. Внизу графического листа можно прочитать автограф автора: «Портрет худ. Фомина Ивана Николаевича литография худ. Нечитайло Василия Кирилловича 1968 г. и подпись». Кстати, в фондах сальского музея хранятся работы И. Н. Фомина.
Представлен также «Портрет Б. В. Щербакова» (1965 г., бумага, уголь). Имя художника хорошо известно, как пейзажного живописца. Его пейзажи созданы в лучших традициях реалистической пейзажной живописи. Образ природы в его картинах отличается мажорным, жизнерадостным звучанием. В Сальском музее хранятся две работы художника: «На просторах Придонья» (1974 г.) и «Дон Тихий» (1975). Последняя, являющаяся центральным полотном вёшенской серии, была отобрана Михаилом Шолоховым как лучшая из 12-ти картин и должна была украсить кабинет писателя, и лишь по стечению обстоятельств оказалась в сальском музее.
Есть в экспозиции работа молодой художницы Алины Юрченко «Маяковский вот…» из серии иллюстраций к поэме «Про это» (г. Ростов-на-Дону, офорт). Алина — преподаватель кафедры теории и практики изобразительного искусства ААИ ЮФУ. Об офорте Алина выразилась так: «Это очень кропотливый и тяжёлый труд. А с другой стороны, в нём можно размахнуться. Несмотря на то, что это работа с металлом, мне нравится, что я там могу делать какие-то широкие линии, резкие, то есть как-то подходить к композиции свободно. Это очень экспериментальная техника, которая позволяет работать и классическими методами, и какими-то современными, сложными, проводить какие-то эксперименты».
ЦВЕТОВОЕ МНОГОЗВУЧИЕ
Переходим к живописи, и сразу же перед нами раскрываются портреты Виталия Коробова — многопланового художника, творчество которого отличается содержательностью. Работая с большим внутренним напряжением в тематической картине, пейзаже, портрете, натюрморте, он сумел в каждом из этих жанров создать произведения, остросовременные по образному строю.
Работы Коробова отличаются цветовым многозвучием. Всё творчество Виталия Коробова убедительно подтверждает, что классические традиции реалистического искусства в синтезе с новейшими поисками и достижениями последних двух столетий для мыслящего художника неиссякаемы в своём духовном потенциале. В живописи Коробова не просто ликование цвета, а полыхание красок, изумление цветом.
Будете в музее, задержитесь у портретов Юрия Тулина — советского живописца, графика. Тулин проявил себя блестящим мастером портрета. Особенно лиричными и проникновенными предстают они не в заказных и официальных картинах, а в небольших личных, «домашних» работах, будь то портреты друзей и близких или этюды «из окна мастерской». И одним из таких портретов является «Портрет артиста балета, заслуженного артиста РСФСР О. Г. Соколова» (1976 г.), который вы также можете увидеть на выставке.
ЗАСТЫЛИ В БРОНЗЕ
Скульптура представлена работами Леонида Баранова — мастера монументальной скульптуры, работавшего в жанре исторического портрета, автора станковых композиций и портретов. Мир его портретов и статуй рождает особое, гуманитарное пространство. Всё это мы и видим в портрете Достоевского. Произведения классика мировой литературы проникнуты гуманизмом и Баранову удалось отразить это в скульптуре. Можно отметить, что по данным ЮНЕСКО Достоевский вместе с Львом Толстым, Шекспиром и Сервантесом относится к самым читаемым писателям в мире. Но Достоевский был не только выдающимся писателем, но и великолепным оратором. По всей видимости, Достоевский изображён во момент публичного выступления.
А Павел Гусев в скульптурных портретах стремился к раскрытию духовной красоты человека. Как всякий крупный мастер он не копировал слепо натуру, а создавал обобщённый образ, сохраняющий индивидуальные черты. Его приёмы лепки изысканы, образы очень точны, а пластические решения настолько убедительны, что кажется, будто по-другому изобразить и нельзя было.
В экспозиции мы видим портрет образа Горького, который разработан Гусевым в психологическом ключе: Горький как конкретная историческая личность без обобщающего образа писателя. Драматизм и трагичность судьбы великого писателя нашли своё пластическое воплощение через детализацию образа, использование максимально выразительного языка. Необыкновенная экспрессия скульптора позволила показать глубину духовного мира писателя, обуревавшие его думы и переживания и передать всё это в бронзе.
Еще одна ключевая фигура в жанре скульптуры — Ваагн Терзибашян, работавший в различных материалах и жанрах. Терзибашян создавал скульптуры из бронзы, гипса и мрамора. Особого мастерства ему удалось достичь в жанре скульптурного портрета. Одной из таких работ является барельеф из бронзы «Портрет В. И. Сурикова», на котором изображён великий художник в профиль, «Портрет М. Сарьяна» (керамика, глазурь).
А заслуженный художник России, скульптор Сергей Лебедев изобразил владимирского живописца В.Я. Юкина. Характер лепки живой и выразительный. Для него не существовало людей неинтересных. Всегда за внешностью человека он старался разглядеть в нём самое главное, его особенности характера, почувствовать глубину внутреннего мира. Метод раскрытия художественного образа героя через подвижную пластическую форму нашёл свое воплощение в серии портретов представителей творческой интеллигенции. Это «Портрет художника А. И. Левшина», «Портрет Изи Гершбурга», «Портрет венгерского художника И. Межи-Сабо». Сам скульптор как-то сказал о своем творческом методе: «Я стремлюсь не просто показать человека таким как он есть, с точки зрения внешней похожести, а раскрыть его индивидуальные качества, его духовный склад».
СОАВТОР — ВРЕМЯ
Резюмируя, можно сказать, что первое, что обращает на себя внимание в выставке — высокий художественный уровень представленных работ, о чём говорят сами имена художников: Нечитайло, Могилевский, Тулин, Левитин, Тюренков, Котов, Лебедев. Имена Алины Юрченко и Елены Сусиной пусть не столь известны широкой публике, но мастерство их графических работ говорит само за себя. А еще у меня возникло стойкое ощущение, что само дыхание времени стало соавтором картин экспозиции. Да, именно это и осознаёшь при встрече с работами новой выставки.
К слову, работать экспозиция будет до конца июля.
Светлана Омельянович, omelpress@bk.ru[1]
salsknews.ru
Source URL: https://salsknews.ru/58-portretov-predstavleno-v-novoj-vystavke-kotoraya-otkrylas-v-salskom-hudozhestvennom-muzee-im-v-k-nechitajlo/
Copyright ©2025 Сальскньюс unless otherwise noted.