Александр Борщевский: фашисты зубами вцепились в эту станцию

Александр Борщевский: фашисты зубами вцепились в эту станцию
18 января 17:24 2018 Печать 6316

 

В преддверии круглой даты со дня освобождения Сальска и района от немецко-фашистских захватчиков вспомним события тех далёких январских дней…

В руках у немцев

Директор сальского историко-краеведческого музея РДК им. Р.В. Негребецкого Александр Борщевский провёл уже не одну экскурсию, посвящённую 75-й годовщине освобождения города и района от немецко-фашистских захватчиков. На днях там побывали военнослужащие воинской части № 31727 Сальска.

«Здравствуйте, уважаемые товарищи бойцы!» — так обратились бы к нынешним солдатам в далёком 1943-м», — встретил нынешних солдат хранитель музейных реликвий. В тот год, 1 января 1943 года, началась ростовская стратегическая наступательная операция. К тому времени на территории Ставрополья, Кубани, предгорьях Кавказа находилась полумиллионная группировка немецко-фашистских войск. Фактически вся группа армии «А», которая оказалась там с лета 1942 года. На тот момент наша небольшая узловая железнодорожная станция для врага возымела стратегическое значение: день и ночь через неё шли нескончаемым потоком эшелоны с вражеской живой силой, техникой, которую выводили из-под удара, из-под возможного окружения в направлении на Ростов. И наше командование прекрасно понимало: для того, чтобы прервать этот грузопоток, необходимо было во чтобы то ни стало отбить станцию у фашистов.

Фото редакции.

Вброд через Маныч

Операция войсками 28-й Армии по освобождению Сальского района началась в ночь с 13 на 14 января 1943 года с форсирования реки Маныч. Тогда он не замерзал на всём своём протяжении, а плавсредств никаких не было. И вот командир принимает решение — преодолеть водную преграду вброд. Представьте себе картину: пронизывающий, холодный, степной ветер. Сотни практически полуобнажённых бойцов — ведь есть приказ командира: одежду не мочить. Сушить негде, да и некогда. Со всей стремительностью, которая только позволяет илистое дно, вооружённые вещмешками, боеприпасами, вооружением бойцы пытаются преодолеть и саму водную преграду, и губительный огонь противника…

Этот боевой манёвр стоил больших потерь. Командование всё понимало и сознательно на это шло, потому что не было другого выхода. «У нас есть данные центрального архива Министерства обороны СССР, — рассказал Александр Борщевский. — 98-я бригада только за один день 14 января, с рассвета и до сумерек, потеряла убитыми 1564 человека! 655 было ранено. Редко такое бывало на войне, когда санитарные потери в 2,5 раза были меньше, чем безвозвратные. Обычно бывает наоборот…» Да, советские солдаты действительно стояли насмерть…

Фото редакции.

Зубами вцепились

Бои на территории Сальского района продолжались практически девять дней и ночей. Такова была цена за эту железнодорожную станцию. «Зубами в неё немцы вцепились, — рассказал директор музея. — А нам необходимо было её от них освободить. И вот к исходу восьмых суток командующий 28-й Армией генерал-лейтенант Василий Герасименко предпринимает обходной манёвр. Частью сил, используя вторую переправу в районе бывшего хутора Красная Долина, выйти на зерносовхоз «Гигант», перерезать железную дорогу и таким образом обеспечить окружение немецкой группировки».

Немцы, понимая, чем это всё грозит, в ночь на 22 января оставили и железнодорожную станцию, и освободили всю территорию Сальского района. И 22 января, в 13.00, над зданием, где сейчас находится Сальский индустриальный техникум, взвилось Красное знамя — символ освобождения нашего города. Правда, этот праздник был со слезами на глазах: при освобождении Сальского района 5,5 тысячи бойцов и командиров 28-й Армии навечно остались в сальских степях. Ещё более 15 тысяч получили ранения с одновременным обморожением…

Фото редакции.

В книге рекордов

Военнослужащие отдельного инженерно-сапёрного батальона не только прослушали интересный рассказ, но и увидели множество орудий, с помощью которых была завоёвана победа: легендарный «Максим», немецкий карабин, ППШ (пистолет-пулемёт Шпагина). Хранится в музее противотанковое однозарядное ружьё системы Дегтярёва — экземпляр образца 1941 года. Интересна история его создания. Когда началась Великая Отечественная война, оружия было много, а вот противотанкового — нет. И вот в конце июня 41-го на совещании товарищ Сталин поручил конструкторам разработать модель противотанкового оружия. Этот случай даже вошёл в книгу рекордов Гиннесса: с момента, когда Дегтерёв вышел из кабинета, и до серийного производства прошло 17 дней! Да, война есть война. Увидели молодые бойцы и противотанковую мину образца 1943 года: они устанавливались в шахматном порядке. Если танк попадал на минное поле, он уже невредимым выйти никак не мог.

Добавим, что город понёс большие потери во время оккупации. Карьеры кирпичного завода превратились в братскую могилу для 3215 человек. Примерно 800 из них — это военнопленные, которые были расстреляны в ночь на 22 января. Остальные — это мирное население. И потому каждый год 22 января тысячи сальчан идут к памятникам, чтобы отдать дань памяти храбрым воинам, принёсшим сальчанам освобождение от врага.

Фото редакции.

Светлана Омельянович

salsknews.ru