Безопасный банкинг, или Как не стать жертвой мошенников, взяв телефонную трубку

by admin | 27.08.2024 4:00 пп

О чём нужно помнить, делая денежный перевод или оплачивая покупку?

По нынешним временам плуты и обманщики Лиса Алиса и Кот Базилио, которые рассказали Буратино про волшебное Поле Чудес в Стране Дураков, — только начинающие представители криминального мира. Современные мошенники научились действовать куда более изощрённо. Как современному человеку не стать доверчивым Буратино, который закопал денежки в землю и ждал, что наутро из них вырастает целое дерево с золотыми монетами вместо листьев?

СХЕМЫ ОБМАНА

Есть две ситуации: осуществлённый факт мошенничества, и когда попытку удалось заблокировать кредитной организации, прежде чем средства ушли со счёта жертвы, — говорят специалисты. Только по ростовскому филиалу одного из банков за первое полугодие 2024 года таких случаев — более 100. Но необходимо понимать, что не все пострадавшие обращаются в банк или в правоохранительные органы, особенно если кража денежных средств была предотвращена.

И власти, и банки, и СМИ постоянно напоминают об опасностях, которые подстерегают людей при входе в электронный банкинг. И всё же мошенникам удаётся продолжать обманывать людей. «Схемы остаются прежними: в 100 процентах случаев это телефонное мошенничество. Но истории появляются и новые, в силу фантазии мошенников. Из последних «ноу-хау»: мошенники работают не массово, а точечно ищут состоятельных клиентов. Стали использовать возможности искусственного интеллекта — подделывать голоса родственников потенциальных жертв — причём довольно качественно. Подделывают номер телефона. Он определяется, как будто человеку звонит его ребёнок или родители», — рассказал специалист по безопасности филиала одного из крупных российских банков в Ростове-на-Дону. Такой вид мошенничества опасен тем, что если история (ДТП с участием родственника, рассказ о близком человеке, которого нужно вызволить из полиции и прочие подобные вещи) точечно попадает в человека, сохранять хладнокровие практически невозможно, и мошенник, к сожалению, добивается своей цели.

В последнее время, чтобы выманить у людей средства, мошенники начали использовать даже тему СВО: поддержка наших военнослужащих, сбор гуманитарной помощи. Это не только наносит материальный ущерб людям, но и бросает тень на настоящих волонтёров, которые действительно собирают и доставляют гуманитарку. Конечно, остаётся «классика», когда звонящие представляются сотрудниками МВД, ФСБ, не говоря уж о службе безопасности банка.

К счастью, люди верят в это всё меньше. Недавно автор этого материала, как и многие жители Донского региона, получила на электронную почту сообщение от Правительства Ростовской области с пошаговой инструкцией, как не стать жертвой мошенников, совершая банковские операции.. Это значит, что серьёзная работа по борьбе с кибермошенничеством проводится не только банками, но и государством.

КРЕДИТ… ДЛЯ МОШЕННИКОВ

В кредитных организациях говорят, что если человек поверил в историю мошенников, а собственных средств, чтобы «спасти» родственника, у него недостаточно, они вынуждают его брать кредит. На карту приходят деньги, и уже через несколько минут средства снимаются мошенниками в банкомате в любой точке России. «Мужчина перевёл денежные средства на счета мошенников — их было пять или шесть. Мы увидели, что украденные деньги мошенники пока не сняли, но формальных оснований заблокировать их счета у нас не было: ни обращения клиента в банк (он пришёл к нам только спустя несколько часов после произошедшего), ни его заявления в полицию. По факту человек осуществил обычную банковскую операцию», — рассказал руководитель филиала одного из банков. Тем не менее было принято решение о блокировке. На следующий день, каждый в своем городе, возмущенные мошенники появляются в отделениях банка: «Что происходит? Почему я не могу воспользоваться своими средствами?» Привлекли и полицию. «Проблема в том, что в подобных случаях, чтобы вернуть средства, трактуя действия людей, на счёт которых клиент перевёл деньги как мошеннические, нужно решение суда», — говорят банкиры. Спустя полгода пострадавший получил назад свои средства, но ему пришлось платить проценты, переведённые мошенникам деньги он брал в кредит.

ПЕРИОД «ОХЛАЖДЕНИЯ»

Эта история может служить примером того, как работает вся система. Именно для того, чтобы человек подумал о последствиях своего финансового шага заранее и принял правильное решение, закон предоставляет так называемый «период охлаждения». Напомним, в июле 2024 года вступил в силу федеральный закон, по которому банки обязаны приостанавливать на два дня переводы, если информация о получателе денег содержится в базе данных Банка России о случаях и попытках мошеннических операций… «Банки и раньше предупреждали своих клиентов о том, что счёт, на который они совершают перевод, может принадлежать мошенникам. Хорошо, что теперь это закреплено в законе, где прописан конкретный механизм с указанием временных рамок», — говорят эксперты.

На мой взгляд, стоило бы подумать о периоде «охлаждения» при выдаче кредитов. Был период, когда между кредитными организациями началась буквально гонка за клиентом банки старались выдавать займы как можно быстрее. Временной разрыв между одобрением банком заявления на кредит и получением денег позволил бы клиенту ещё раз взвесить свои силы, прежде чем взять на себя обязательство на крупную сумму. В «Центробанке» говорят о кредитах на сумму более 1 млн рублей. К тому же, такая норма закона могла бы стать очевидным вкладом в борьбу с мошенничеством.

АТАКА КЛОНОВ

К сожалению, мошенники активно осваивают и растущую семимильными шагами сферу интернет-торговли. Чаще всего они используют сайт-подмену или «клон»: копируется интерфейс популярного маркетплейса — название может отличаться от оригинала всего на одну букву, что легко не заметить. Вы заходите: скидки — огромные, цены — заманчивые; начинаете оформлять покупку и своими руками переводите средства мошенникам. Заказанный товар вы, естественно, не получите. Именно поэтому нужно быть осторожным, совершая покупки через интернет.

Внимательно проверяйте адресную строку сайта, где вы совершаете покупку. Ещё должно вызвать подозрение требование стопроцентной предоплаты. На крупных маркетплейсах оплата чаще всего по факту доставки товара.

ШКОЛА ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

Вопреки расхожему мнению, далеко не всегда жертвами нечистых на руку людей становятся пожилые люди. Пенсионеры, измученные разными рекламными звонками, просто не берут трубку с неизвестных номеров. Зато часто попадаются на крючок мошенников более молодые люди. Это могут быть, казалось бы, продвинутые сотрудники крупных компаний, бизнесмены и, как показала нашумевшая история с Ларисой Долиной, даже «звёзды» шоу-бизнеса. Именно поэтому необходимо, чтобы как можно больше людей имели достаточное представления о финансовой грамотности, чтобы чувствовать себя уверенно и безопасно, проводя банковские операции.

Кстати, в нашем регионе, на базе учреждений профессионального образования открываются центры поддержки бизнеса «Дон-бизнес» при партнёрстве налоговой инспекции, «Гарантийного фонда» Ростовской области и одного из банков.

«Имея прямой контакт со специалистами, студенты будут повышать свою финансовую грамотность. Но очень важно, как в дальнейшем эта информация будет распространяться среди населения. Нужен как можно более широкий охват и обратная связь с людьми. Если люди будут знать о существовании таких центров, если об этом будут говорить СМИ, если это будет распространяться в соцсетях и даже заработает «сарафанное радио» («Я пошёл и бесплатно получил консультацию, и всё было на достойном уровне»), то проект состоится», — считают специалисты.

Ольга Борисова, olya.borisova.2018@inbox.ru

salsknews.ru

Post Views: 181

Source URL: https://salsknews.ru/bezopasnyj-banking-ili-kak-ne-stat-zhertvoj-moshennikov-vzyav-telefonnuyu-trubku/