by admin | 10.07.2025 12:00 пп
Бриллиантовая свадьба — почтенная дата. Люди, которые посвятили друг другу 60 лет своей жизни, и для которых семья и верность — не пустой звук, а великий дар, достойны безмерного, просто бесконечного уважения. И пусть они уже не молоды, как много лет назад, но по-прежнему дорожат друг другом…
«ГОРЬКО!» НАД БОЛЬШЕВИКОМ
…Ферма второго отделения Конезавода им. Буденного. 15-летняя Люба, в черной юбке и белой кофте, ловко накладывает силос буренкам. Стройненькая, с черными, как ночь, волосами звонко смеется, переговариваясь между делом с подружками… Именно такой увидел её в первый раз Анатолий Иванович. Увидел, и влюбился без памяти.
Сама же Люба обратила внимание на Толю, когда увидела его с баяном в руках. А уж когда он запел в местном клубе на концерте, то поняла: вот она, ее судьба. Сначала дружили, домой провожал с танцев, а потом и расписаться решили.
В сельсовет, до которого от Большевика (так называлось тогда второе отделение Конезавода, а сейчас это поселок Поливной) шесть километров, пешком шли, держась за руки. Это было как раз перед тем, как Анатолия Ивановича в армию забрали. Родные удивились, что расписались молодые тихо, не сказав никому, а потому решили устроить им большую, веселую свадьбу.
Люба сама сшила себе платье: белое, как и положено. Фата, цветы, линейка, запряженная лошадьми, щедрый стол, поздравления… Вроде, как вчера всё было, когда весь Большевик кричал им свадебное «Горько!»
ОХОТА НА СУСЛИКОВ
Любовь Ивановна родилась в Новом Егорлыке в многодетной семье тракториста и домохозяйки. А в Большевике оказалась, когда родители решили сменить место жительства. К счастью, как оказалось…
Папа Любови Ивановны был на фронте. Пуля не задела его за всю войну, а вот собаками был травлен: пережил ужасы плена в одном из концлагерей в Польше. Больше Любовь Ивановна ничего и не знает: не любил отец рассказывать о войне. От матери, правда, слышала, как немцы в её родном селе орудовали во время оккупации, как поселились в доме и чуть не убили сестренку, которой тогда всего годик было — мать закрыла её собой.
После войны было трудно… Любовь Ивановна не помнит, чтобы на ногах в то время была какая-то обувь. Все больше босыми бегали. А если мяса хотелось, то они с братом шли на охоту. На сусликов. Он шкурки сдавал, а она мясо готовила…
ЛЕДЕНЦЫ В ФАРТУКЕ
Да, голодно и трудно было… У маленькой Любы были специальные грабельки, и она ходила курай собирала, чтобы топить печку. В шесть лет коров пасла, молоко с людей собирала — тогда каждый должен был сдать в качестве налога государству по пол-литра молока каждый день. Вот она и следила, чтобы каждый добросовестно сливал в общий бидон свои пол-литра.
«Трудновато было с продуктами, — вспоминает Любовь Ивановна. — Помню, мама идет после зарплаты, в фартуке несет леденцы. Мы рады были до смерти! А так суп да суп. Изредка борщ варили. Но несмотря на скудность продуктов, мы жили хорошо. Весело. Дружно. Детство и юность провели на улице, на фермах, помогая родителям по хозяйству. Молодежи у нас было много. Клуб работал. Кино привозили раз в неделю. Кто играл на баяне, тот автоматически становился первым парнем на деревне. Как мой Толя…»
ЗАПАХ ПРЯНИКОВ
Любовь Ивановна окончила семь классов и пошла в вечернюю школу. После поступила на курсы кройки и шитья, потом училась на продавца.
В 1964 году приняла магазин в Большевике. Это было за год до замужества. Чем торговала? Конфетами — шоколадными, леденцами, «подушечками». Печеньем. Колбасой — «Докторской», «Краковской». Розовыми мятными пряниками в виде фигурок, запах которых помнит до сих пор.
«Пиво, лимонад в бочках привозили, — вспоминает Любовь Ивановна. — Углем и керосином торговала. И овощи у нас были. Словом, универсальный магазин…»
ЖДАЛА ТРИ ГОДА
А Анатолий Иванович родился в Большевике. Родители его — люди тоже простые, работящие. Детство — такое же, как у всех в то послевоенное время: есть особо нечего было, краюха хлеба да суп из печи. Летом — пыль столбом, когда играли в лапту и догонялки, зимой — санки, горки. И обязательно — труд. Помогать колхозу, по дому было святой обязанностью, а не повинностью.
К слову, отца Анатолия Ивановича тоже на фронт забрали. Их, как потом выяснилось, даже вместе с папой Любови Ивановны в одном эшелоне везли. Тяжело ранен был, инвалид войны…
После школы Анатолий Иванович прицепщиком работал. Затем отучился на тракториста в Сальске. А потом ушел в армию, служил в танковых войсках.
Дома осталась любимая, которой предстояло ждать мужа долгих три года. Благо, скучно Любови Ивановне не было: первенец, сыночек Славик рос…
ЗВЕНЬЕВОЙ МАКАРЕНКО
Вернувшись из армии, Анатолий Иванович пошел учиться на шофера. Как раз построили новый совхоз — «Южный». Туда молодые и переехали в 1968 году.
Возил молоко восемь лет. А потом 27 лет звеньевым в рисовом цеху проработал. «Он у меня знаменитый. Я им горжусь, — с любовью говорит Любовь Ивановна. — У него орден «Знак Почета», медали ВДНХ, три знака отличника соцсоревнований и 24 Благодарственных письма, Грамот и Дипломов».
«Тяжелый труд — вырастить рис, — вспоминает Анатолий Иванович. — Надо поливать, держать уровень воды. У меня было 11 поливальщиц в подчинении и пять трактористов. А всего в нашем совхозе было семь звеньев. И наше было в числе лучших…»
ВСЕ — ПРИ ДЕЛЕ
А Любовь Ивановна работала кассиром в конторе, потом бухгалтером в звене мужа. Шли годы, одна за одной появились на свет дочери Оля и Лиля.
Работа, дом, семья, друзья — в заботах, праздниках, суете повседневных дней проходила жизнь своим чередом.
Всем детям родители дали хорошее образование, все при деле, работают, семьями обзавелись. Как продолжение — у Макаренко шестеро внуков и двое правнуков.
НИ ДНЯ БЕЗ БАЯНА
Отметившие бриллиантовый союз супруги сейчас находятся на заслуженном отдыхе, но по-прежнему не могут сидеть без дела: выращивают урожай, делают заготовки, успевают помогать детям, внукам и правнукам.
Их дом всегда открыт и хлебосолен. Любовь Ивановна — гостеприимная, заботливая жена, мама и бабушка, очень общительная, ответственная и верная подруга своего мужа. А Анатолий Иванович — мастер на все руки, внимательный муж, отец и дедушка. Он, кстати, до сих пор играет на баяне. Дня не бывает, чтобы не взял инструмент. Под передачи Малахова вместе с участниками программы играет и поет по эту сторону экрана.
«И ВЕРИТЬ НАДО…»
А она вяжет. Давно. Когда дети был маленькие, и кофты, и костюмы, и шарфы, и шали вязала. Сейчас чаще — носки, салфетки. А буквально вчера закончила очередной плед. Очень красивый и яркий получился…
Оглядываясь назад, супруги признаются, что прожили вместе счастливую жизнь, и даже если бы выпал шанс прожить её заново, они ничего в ней не поменяли бы…
«В жизни все бывает: и хорошее и плохое, — говорит Любовь Ивановна. — Но главное в семье — это терпение и понимание. И верить надо друг другу. И любовь, конечно, важна, ведь с неё всё и начинается. С годами она становится только крепче, мудрее, страсти молодости уходят, принося новые нотки в отношения. 60 лет с одним человеком прожить — это не поле перейти. Наша дорога не была гладкой и идеальной, но она была и продолжается теперь в наших детях, внуках, правнуках. И я счастлива, что именно с Толей мне дал Господь идти по этой дороге…»
Светлана Омельянович, omelpress@bk.ru[1]
salsknews.ru
Source URL: https://salsknews.ru/brilliantovaya-lyubov-60-let-nazad-anatoliya-ivanovicha-i-lyubov-ivanovnu-makarenko-obyavili-muzhem-i-zhenoj/
Copyright ©2025 Сальскньюс unless otherwise noted.