Ещё два Неизвестных солдата будут торжественно перезахоронены в селе Екатериновка Сальского района

Ещё два Неизвестных солдата будут торжественно перезахоронены в селе Екатериновка Сальского района
25 февраля 10:00 2020 Печать 3560

Поисковики военно-патриотического поискового клуба «Русич» провели праздничный день 23 февраля на вахте

 

ДОРОГА В ПРОШЛОЕ

Поисковикам позвонил военком Андрей Герусов и передал номер телефона сальчанина-рыбака, обнаружившего недалеко от Екатериновки торчащие из земли человеческие останки. К слову, этим человеком оказался Евгений Олейников, который потом присоединился к поисковой вахте.

Уже при беглом осмотре исследователи военной истории обнаружили на указанном месте несколько костей, в том числе — практически целый череп. Но явно требовались дальнейшие исследования.

На место выехала большая группа участников «Русича» и волонтёров. Как обычно, захватили с собой необходимые инструменты — металлоискатель-«щуп», лопаты, палатку. Правда, её решили не устанавливать, чтобы не терять время, поскольку погода, несмотря на  конец февраля, позволяла провести целый день на открытом воздухе.

Конечно, взяли с собой провизию — тушёнку, кашу, бутерброды, чай и кофе. Еда, вроде бы, самая простая, но, приготовленная на костре, вполне может соперничать с деликатесами. Расположившись, поисковики приступили к делу. Предварительно они подписали документы о том, что предупреждены: оружие или боеприпасы, которые они, возможно, обнаружат, представляют угрозу жизни.

Фото редакции.

ПОИСК: УРАВНЕНИЕ СО МНОГИМИ НЕИЗВЕСТНЫМИ

Довольно быстро исследователи военной истории наткнулись на землянку, в которой обнаружили останки двух человек. Поисковики подняли фрагменты второго черепа и двух берцовых костей: именно по их количеству, говорят специалисты, определяется число погибших.

«Предположительно, возраст одного из них — лет 45-50 — об этом можно судить по состоянию зубов: они довольно сильно стёрты, второму — лет 30, может, чуть больше. Один из бойцов был высокого роста, около 190 сантиметров, второй — гораздо ниже. К сожалению, никаких предметов, указывающих на личность людей — солдатских медальонов, именных котелков, кружек или ложек — обнаружено не было. Значит, как ни печально, но установить имена найденных бойцов будет, скорее всего, невозможно»,- говорит руководитель «Русича» Сергей Киршенко.

Поисковики подошли к главному вопросу: как останки оказались в землянке? Здесь необходимо вернуться в историю. В годы Великой Отечественной войны под Екатериновкой шли ожесточённые бои, причём и летом 1942-го года, при наступлении фашистов, и зимой 1943-го, при освобождении нашего района от гитлеровцев.. Но это не было непосредственно местом боя: особых его следов, кроме стреляной гильзы от винтовки и нескольких осколков, не нашли.

Фото редакции.

Может, в землянке прятались раненые, а фашисты их добили? На эту мысль натолкнула найденная здесь же кухонная утварь — два глиняных горшка: один — большой, расколотый на три части, а второй — поменьше, практически целый, разве что небольшой скол на горлышке. Логично предположить, что местные жители приносили в этой посуде еду раненым солдатам. Если это верно, получается, что бойцы, скорее, оказались  здесь летом 1942-го.

И всё же, сопоставив факты, поисковики решили остановиться на версии 1943-го года. Но что именно произошло? Удивило, что не было обнаружено никаких следов не только личных вещей, но и одежды. Сначала предположили, что бойцы вплавь переправлялись через Маныч, и, заметив землянку, решили хоть как-то в ней согреться.

— Разве такое могло быть в январе?

— Не просто — могло быть, а было, и это документально подтверждено, — говорит Сергей Киршенко. — Многие просто умирали от переохлаждения…

Правда, и у этой версии оказались свои слабые стороны. «Судя по состоянию останков, они какое-то время пролежали на открытом воздухе. Вполне возможно, бойцы погибли в бою и так и остались в поле, а когда весной 1943-го местные жители вышли на полевые работы, они обнаружили тела и перенесли их в землянку. Скорее всего, погибшие — бойцы 99-й отдельной стрелковой бригады 28-й армии, Приблизительное время смерти — январь 1943-го года», — рассказывает заместитель руководителя «Русича» Яна Киршенко.

Фото редакции.

По словам Сергея Киршенко, в пользу этой версии говорит то, что во время наступления 28-й армии по территории Сальского района её подразделения разделились: 156-я стрелковая дивизия пошла на Шаблиевку, а 99-я как раз наступала на Екатериновку. Верхнюю одежду, по версии поисковиков, могли снять, когда переносили тела, ведь она в тяжёлое военное время была в большом дефиците.

К слову, землянка сама по себе оказалась очень интересной находкой. Версию о том, что это был блиндаж, отвергли сразу — в укрытии не нашли никаких деревянных укреплений, которые обязательно были бы в таком случае. «Скорее всего, эту землянку вырыли местные жители: может, подростки, а может, просто люди, прятавшиеся там от фашистов», — предполагает Яна Киршенко.

По словам одного из поисковиков, Геннадия Ивановича Проценко,  родные рассказывали, что у них был добротный по тем временам дом в Екатериновке, и фашисты, когда вошли в село, в нём поселились, а хозяевам пришлось вырыть землянку во дворе. Так что подобное в военное время — обычная история.

А как же с обнаруженными горшочками? «Они вряд ли имеют отношение к останкам: скорее всего, их туда принесли местные жители, прятавшиеся в землянке во время оккупации села фашистами», — говорят поисковики.

Фото редакции.

ИЗ ЖИЗНИ АРТЕФАКТОВ

Все найденные артефакты остаются на той территории, где они были обнаружены. В данном случае, все находки передали в администрацию Екатериновского сельского поселения. Как правило, они потом украшают местные музеи — школьный или в Доме культуры, если таковой есть.

У извлечённых из земли человеческих останков — несколько иная судьба: их аккуратно раскладывают на простыне. По окончании работ составляется акт в трёх экземплярах — один отправляется в местную администрацию, второй — в военкомат, а третий остаётся у поисковиков; останки пакуются и передаются опять-таки в поселение, где они хранятся до церемонии торжественного перезахоронения.

«Это очень важная работа, особенно — в канун 75-летия Великой Победы, поэтому мы благодарим за понимание и помощь администрации сельских поселений — в данном случае, главу администрации Екатериновского сельского поселения Наталью Абрамову», — говорит Сергей Киршенко.

ВОЛОНТЁРЫ ПАМЯТИ

Интересно, что поисковиками и волонтёрами, присоединяющимися к поисковым работам, становятся люди, независимо от возраста и профессии. Максим Проценко — житель Екатериновки, но работает сейчас в Ростове. Тем не менее, на поисковые вахты выезжает при первой возможности. Максим уже два-три года является волонтёром «Русича».

Фото редакции.

«Мне интересны история, судьбы людей — всё, связанное с Великой Отечественной войной. Азарт какой-то пришёл. Тянет…», — говорит молодой человек.

На вахту он приехал вместе с отцом, Геннадием Проценко. К поисковой работе привлёк и своего друга — Владимира Гришина, молодого жителя Шаблиевки. Владимир признался, что чем больше узнаёт, тем больше хочется заглядывать в историю, открывать её тайны.

Кроме них, в вахте в Екатериновке участвовали Евгений Дорохин, Вячеслав Безбородов, Сергей Лобышев. «Уже то, что эти люди променяли праздничный стол в тёплом доме на работу на холоде и промозглом ветру, многое о них говорит. Спасибо большое всем участникам «Русича» и волонтёрам», — говорит Сергей Киршенко.

Поисковые работы — это образ жизни. Для поисковиков — вполне обыденное дело за личные средства отправиться на вахту в другой конец страны. Только за несколько последних лет «Русич» побывал на вахтах в Белгородской, Воронежской областях, Карачаево-Черкессии, Белоруссии…

Так находятся не только погибшие солдаты Великой Отечественной, но и исследователи военной истории устанавливают связи с живущими за тысячи километров коллегами.

Вот и на ближайшее лето наши поисковики получили приглашение на вахту на Марухский перевал в Карачаево-Черкессии. Там — ледники, и условия работы будут совершенно отличаться от привычных «земных». Если планы осуществятся, это будет совершенно новый опыт.

Фото редакции.

Поисковики уверены, что отношение к памяти наших воинов — это маркер настоящих человеческих качеств. Независимо от того, кто ты — президент страны или простой рабочий, хранить солдатскую память — наш общий долг. Поэтому, кроме поисковых вахт, они не оставляют без ответа десятки просьб разыскать родственников, пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны, которые приходят на электронную почту Русича» 79281873895@yandex.ru.

Ольга Борисова, 8(86372)7-10-22, olya.borisova.2018@inbox.ru

salsknews.ru