В очередной раз отправляемся в зону СВО с волонтёрами Сальского филиала благотворительного фонда «Святогор»
Везём гуманитарную помощь для 6-ти подразделений Российской Армии и 2-х госпиталей в Донецке и Бахмуте. «Святогор» представляли супруги Сергей и Елена Омелечко и сестра Сергея Татьяна. Сергей — почти сутки за рулём легковой машины, на которой мы едем; Александр Кучеев ведет грузовую «ГАЗель». Встречаются военные и волонтёры традиционно в одном из «тыловых» районов Донецка. Постепенно доверху заполненная «ГАЗель» пустеет — коробки отправляются адресатам…
С некоторыми ребятами добровольцы знакомы давно, а некоторые приехали за гуманитаркой впервые. Многие из бойцов — жители ДНР. В очередной раз убеждаюсь, какие это особенные люди — дончане. Восемь лет жить в прифронтовых условиях, под постоянными обстрелами, без каких-либо обещаний и гарантий и не потерять веру в правоту своего выбора быть вместе с Россией — для этого нужна несгибаемая воля. И сейчас несломленная республика продолжает сражаться, но уже вместе со всей огромной страной.
СИСТЕМНЫЕ АДМИНИСТРАТОРЫ ТОЖЕ ВОЮЮТ…
Одно из подразделений, которому мы доставили гуманитарку, — батальонно-тактическая группа при первой славянской бригаде. О гражданской специальности «Админа» говорит его позывной. Но с 2018 года молодой человек (ему всего 30 лет) — в зоне боевых действий. Сейчас занимается аэроразведкой. «На каких аппаратах, я рассказать не могу, но у нас есть и маленькие, и большие «крылья», — говорит военнослужащий. Беспилотники применяются, чтобы вести разведку, обнаруживать вражеские цели и таким образом корректировать огонь артиллерии подразделения — САУ «Акация», миномётов… Конечно, БПЛА используются для доставки «подарков» — боеприпасов — неприятелю.
В зону ответственности подразделения входит, в том числе, Авдеевка, часть военнослужащих задействованы под Угледаром.
«Авдеевка — крайне сложное направление. Противник целых восемь лет строил здесь укрепрайон и окопался очень серьёзно. «Разбирать» — очень тяжело. Там есть бункеры, есть часть ПВО, подземная инфраструктура для которой строилась ещё при СССР», — рассказывает «Админ» .
— Я часто в комментариях на очередное сообщение об обстрелах Донецка со стороны Авдеевки читаю, что её давно пора превратить в пыль — всё равно мирных жителей там нет…
— Не всё так просто! Не забывайте, что в городе есть коксохимический завод, и если хорошо «жахнуть», как предлагают некоторые, мало не покажется, — говорит сослуживец «Админа» с позывным «Энт».
Ребята рассказали, что недавно своими глазами видели, как наш самолёт заходил на атаку по вражеским позициям, шикарнейше отработал по укрепрайону — попал прямо в цель. И вот лётчик разворачивается, чтобы уйти на базу, тут из этих же укрепов вылезают украинские боевики и работают по самолёту.
«Сколько там подземных этажей, какого качества бетон — можно только догадываться. Это похоже на вариант «Азовстали» в Мариуполе», — говорят наши военные.
По словам военнослужащих, за последнее время боевые действия стали гораздо интенсивнее. Если раньше больше «прилетало» обычными боеприпасами, то сейчас в основном — кассетными. Противник обстреливает ими наши позиции практически ежедневно.
«В то же время мы не были свидетелями ни одного случая, когда бы наши применяли кассетники. Более того, даже на складах таких боеприпасов не видели», — говорят ребята. И честно признаются: «Хотелось бы наплевать на моральные ограничения (напомним, официально международную конвенцию о запрете кассетных боеприпасов Россия не ратифицировала — ред.) и дать равносильную ответку. Сколько ещё мирные жители будут гибнуть?»
«Энт» — из Донецка. Служит тоже с 2018 года. До войны мужчина работал радиоинженером. Сейчас занимается радиоэлектронной борьбой со всем, что летит с «той» стороны. «Это взаимосвязанные вещи. Когда «Админ» полетел, я не работаю. Когда он на земле, я на страже — противодействую чужим «птичкам», — объясняет «Энт».
— Как местные жители относятся к большим переменам, произошедшим в жизни республики с началом СВО, к присоединению к России?
— Положительно! Мы же были не признаны и опасались, что можем стать вторым Приднестровьем. Прекрасно понимали, что у нас нет будущего без присоединения к России. Это для нас — глоток воздуха, наше спасение.
Дома «Энта» ждут супруга и трое детей — шести, семи и двенадцати лет, а за «Админа» переживает жена. К счастью, иногда с родными удаётся увидеться. Наша встреча с ребятами состоялась накануне 1 сентября.
— В каком формате в Донецке начался учебный год?
В «тыловых» районах города — очно. Мы живём в прифронтовом Киевском, поэтому дети, пока не будет отодвинута от города линия фронта, будут на «удалёнке», — говорит «Энт».
Может ли быть более веская причина, чтобы сражаться?
«ЕСЛИ НЕ Я, ТО КТО…»
Командир взвода с позывным «Лис» — из мотострелкового батальона 114-й бригады. Ребята тоже воюют под Авдеевкой. На фронте «Лис» уже год, был дважды ранен. Мужчина — тоже местный, из Горловки. До войны был частным предпринимателем. «Я долго думал, прежде чем пойти на передовую: семья не отпускала, жена и дочка плакали. Но я их убедил, что моё место — здесь. Если не я, то кто…»
Ответ на свой вопрос о причинах, заставивших «Лиса» отправиться за ленточку, я получила, когда в день нашей встречи появились новости об очередном обстреле ВСУ Горловки. Основные прилёты пришлись по молокозаводу, пострадали жилые дома. А главное — погибли трое мирных жителей…
«Люди здесь живут с надеждой на наше удачное наступление и скорую победу. Все устали от постоянных взрывов и обстрелов. Мы пытаемся освободить Авдеевку, но сделать это очень тяжело. Они за неё буквально зубами держатся, понимая, что, если сдадут, это будет очень серьёзный удар. Мы наступаем — не сомневайтесь!» — говорит «Лис».
Одновременно с участием в боевых действиях его подразделение продолжает подготовку на полигоне. «Сейчас качество подготовки значительно улучшилось по сравнению с тем, что было год назад, когда новобранцем был я. Приезжают специалисты. Ребят учат обращаться с разными видами вооружений, занимаются физподготовкой», — рассказывает «Лис».
Он передаёт искренние слова благодарности волонтёрам: «Ребята очень благодарны, что о них заботятся. Каждый хотел бы лично сказать добрые слова волонтёрам, но это пока невозможно — идут боевые действия».
В свою очередь, волонтёр «Святогора» Сергей Омелечко передаёт «Лису» и всем нашим военным пожелание беречь себя и как можно быстрее вернуться домой с победой от руководителя музея РДК Александра Борщевского. А ещё Александр Анатольевич просит для музея шевроны военнослужащих вражеской армии: «Вы же понимаете, это нужно взять в плен офицера — рядовые у них шевроны не носят», — пояснил «Лис». Впрочем, почему-то кажется, что благодаря нашим ребятам такие экспонаты в музее появятся.
ШТУРМОВОЙ «ШТОРМ Z»
Эти бойцы находятся ещё в одной «горячей точке» — под Марьинкой.
Штурмовые подразделения — всегда на острие, поэтому ребятам трудно вырваться с передовой, чтобы лично получить гуманитарку. И вот такой удачный случай выпал — впервые с тех пор, как волонтеры «Святогора» ездят в зону СВО.
Добровольцы с позывными «Сухой» и «Буря» приехали, чтобы поддержать жителей Донбасса, с другого конца страны — из Архангельской области. Что заставило ребят пойти на передовую? «Здесь дети гибнут. Украинские боевики по школам стреляют», — объяснили бойцы. Они не скрывают: в подразделении есть люди, которые подписали контракт, находясь в местах лишения свободы: «Им месяц-два оставалось — и они могли вернуться домой. Но — предпочли пойти защищать интересы Родины. Потому что наше дело — правое. Мы максимально пытаемся приблизить момент, когда СВО закончится — конечно, нашей победой, чтобы на этой земле не было ни фашистской свастики, ни немецких крестов».
«Сухой» делает акцент на том, что боевые действия сейчас — очень технологичные: «Много дронов! Казалось бы, игрушка, но она несёт смерть! Ничего, мы привыкаем, учимся и будем побеждать!» Ребята говорят, что за ленточкой полностью меняется мировоззрение: «Если мы выживем, то станем совершенно другими людьми».
Бойцы говорят спасибо за помощь всем причастным: «Нет слов, чтобы выразить нашу благодарность! Кто здесь не был, тот этого не поймёт».
«ЕМУ ЭНЕРГИЮ БОГ ДАЁТ!»
В поездке мы познакомились с Алексеем — помощником священника по социальному служению храма Георгия Победоносца в с. Кулешовка Азовского района Ростовской области. «Раб божий, покрытый кожей» — такой у него позывной. Алексей организует доставку на фронт гуманитарной помощи, собранной жителями, — от медицины до снаряжения. На этот раз его миссия — привезти расходники, домашние вкусности и воду в два госпиталя.
— Где же вы всё это собираете и храните?
— В моё распоряжение предоставили огромный склад, выделили шесть автомобилей.
— Кто предоставил?
— Боженька!
Правда, в образе «боженьки» в данном случае выступили предприниматели.
Благодаря появившимся возможностям доставка гуманитарки работает в режиме конвейера: ездят буквально каждый день. Одних госпиталей под патронажем у волонтёров — 36! И это только в ДРН и ЛНР. Теперь будут возить гуманитарку ещё в Херсонскую и Запорожскую области.
— Получается, чтобы объехать всё и месяца не хватит?
— Почему? Мы иногда и в пять мест за день успеваем попасть.
Как устроена эта система, знает водитель нашей «ГАЗели» Александр Кучеев. Он — один их тех, кто работает с Алексеем. «Они уже давно ездят, а я с ними только начинаю. Недавно мы привезли груз к переходу со стороны Черткова — 5-тонную машину, забитую под завязку отходами мебельного производства: они пригодятся для строительства блиндажей. В Чертково нас встретили военные и перегрузили всё это в свой транспорт», — рассказал Александр. А про Алексея добавил: «Этому человеку Бог такую энергию даёт! Когда он спит, я не знаю!»
«С БОЖЬЕЙ ПОМОЩЬЮ ВСЕ НАШИ ПРИХОЖАНЕ ЖИВЫ»
Уже доброй традицией становится, что на обратном пути мы заезжаем в храм Святителя Николая Чудотворца в пос. Кутейниково. Волонтёры привозят сюда продукты, детскую и взрослую одежду, игрушки… В первый приезд настоятель храма отец Валерий благословил добровольцев на их добрые дела.
«Раньше посёлок был густонаселённый. Здесь работали мельница, комбикормовый завод, элеватор. И наш приход был больше. Боевые действия затронули Кутейниково в 2014 году, когда были прилёты. Многим жителям пришлось уехать», — рассказала прихожанка Светлана. Отец Валерий дал женщине послушания быть казначеем в храме, а также дежурить возле купели (о ней — чуть позже) и встречать гостей.
Храм — небольшой. Работает где-то с 1960-х годов. Говорят, это был обычный дом, который владельцы пожертвовали под Дом Божий. Более подробной информации, как ни старались прихожане, найти не смогли. Службы в храме проходят по церковным праздникам и выходным дням.
По словам пономаря Николая, на воскресную службу приходят 30-40 прихожан; на престольный праздник собираются и до нескольких сотен человек. А ещё по утрам отец Валерий проводит красивые песнопения в честь Пресвятой Богородицы. Молодой батюшка пришёл в храм в 2011 году, а в 2012-м митрополит Донецкий и Мариупольский Илларион благословил открытую при храме купель в честь Святителя Николая Чудотворца. Это настоящая достопримечательность! Побывать в Кутейниково и не совершить омовение святой водой — непростительно. Прежде чем войти, купальщик должен произнести молитву в честь Святителя Николая, текст которой размещён прямо на двери небольшого домика, где расположена купель. Для женщин специально приготовлены рубашки и косынки — в обнажённом виде и обуви в купель заходить нельзя. Летом купель действует постоянно. На зиму её «консервируют». Исключение делается для Крещенских купаний.
При храме есть воскресная школа. Занятия ведёт матушка Ольга. Дети учатся петь и читать на клиросе. «Им это даётся легко, потому что все ребята посещают ближайшую музыкальную школу в г. Иловайске», — говорит Светлана.
Происходящее сейчас на Украине — захваты и поджоги храмов, выселение монахов из монастырей, преследование верующих украинской православной церкви Московского патриархата — пономарь Николай называет «богоборчеством и сатанизмом»: «Люди, которые этим занимаются, явно пошли не в ту сторону. Слава Богу, что мы наблюдаем это только в социальных сетях и по телевизору, а не наяву».
«Сейчас все молятся за победу и надеются на помощь Божью и Пресвятой Богородицы! Наверное, поэтому все наши прихожане живы. И дома целы», — говорит Светлана.
«ПТИЧКА» ПОЛЕТЕЛА РАБОТАТЬ!»
Буквально через несколько дней после нашего возвращения с Донбасса мне пришло сообщение от сальчанина Анатолия Кудряшова: «Не подскажете, кто занимается отправкой гуманитарной помощи бойцам СВО? Хочу передать им квадрокоптер».
Мастерскую Анатолия Кудряшова, где он собирал беспилотники, мы снимали несколько лет назад. Тогда БПЛА только стали входить в нашу повседневную жизнь, и Анатолий Кудряшов оказался на острие времени. Так что переправить на передовую мужчина хотел аппарат, сделанный собственными руками. И — вот совпадение: как раз в это время всего на пару дней из зоны СВО приехал одноклассник Татьяны Омелечко. Он и увёз с собой коптер. «Птичка» полетела работать!» — написал мне Анатолий Кудряшов.
А ещё Анатолий Кудряшов с друзьями — любителями игры на губной гармонике — передали эти музыкальные инструменты нашим бойцам. Ребятам настолько понравилось, что они попросили повторить акцию. Что сейчас и делается!
«ТЫЛ ВСЕГДА ПОМОГАЛ ФРОНТУ…»
Обращение волонтёров Сальского филиала благотворительного фонда «Святогор» к жителям Сальского района.
«Один из командиров, с которым мы общались в зоне СВО, очень точно заметил: «Мы — щит, который вас защищает, а волонтёры — это рука, которая держит этот щит». Как когда-то наши деды, сегодня наши парни стоят за Россию, за всех нас. Осознание необходимости поддержки наших ребят зависит от конкретного человека. Каждый может внести свой посильный вклад в нашу общую победу. Волонтёры понимают, что даже небольшие суммы складываются в значимую цифру. Мы благодарны всем, кто к нам присоединился. Чем больше единомышленников, тем больше помощи нашим военнослужащим.
Мы оказываем разную поддержку, но она всегда — адресная. Мы объявляем закупку по конкретному списку, формируем груз, сопровождая его письмами поддержки для наших ребят. Да-да: обычные письма — это самый простой способ поддержать эмоциональное состояния и боевой дух тех, кто сейчас за ленточкой. Ведь бойцы долго бывают без связи. Оказывая помощь нашим ребятам, мы в первую очередь помогаем себе стать человечнее.
Сейчас мы начинаем формирование очередной партии гуманитарной помощи, которая отправится на передовую в конце сентября. Присоединяйтесь!»
Телефон для связи — 8-951-821-00-95, Татьяна.
СПАСИБО ЗА ПОМОЩЬ
* Дружественной волонтёрской группе «Нить надежды. Русский мир» Анны Уваровой.
* Директору ООО «Энергия» из г. Пролетарска Владимиру Бухтиярову.
* Руководителю ООО «Казачье-Агро» Андрею Зинченко.
* Рукодельницам из группы Елены Глазуновой.
* Волонтёрам пос. Белозёрный и Александру Горелову.
* Волонтёрам с. Березовка и Ольге Сидоровой.
* Волонтёрам пос. Юловский и Светлане Омелечко.
* Жителям пос. Конезавод им. Будённого и Марине Сенченко.
* Андрею Деревянчуку, Елене Золотарёвой, Валентине Романовой.
* Магазину «Корма» (пер. Рабочий).
P.S. К сбору гуманитарной люди подключаются целыми улицами. Так, жители ул. Лазурной в Сальске Галина и Андрей помогают формировать и грузить гуманитарку; Галина предоставила свой гараж для её хранения. Проживающая на этой же улице Евгения — самая активная в плетении маскировочных сетей.
Мнение:
Татьяна ОМЕЛЕЧКО:
«Донбасс меняет ощущение реальности…»
«Я не перестаю удивляться, как изменяется восприятие реальности, когда ты всего лишь пересекаешь административную границу Ростовской области и ДНР. Сначала вокруг всё, как обычно: зелёные поля, лесопосадки, мирное небо. Но вдруг начинают встречаться военные машины: сначала — единицы, а потом их становится всё больше и больше. В этот момент обычный человек начинает терять чувство реальности, ему всё ещё кажется, что это кино или фантазия. И только углубляясь на территорию республики, он понимает, что это — самая настоящая жизнь, это — боевые действия…»
Ольга Борисова, 8(86372) 7-10-22, olya.borisova.2018@inbox.ru
salsknews.ru
Ваше имя (обязательно)
Ваш e-mail (обязательно)
Тема
Сообщение
Версия для слабовидящих