Лицею № 9 исполняется 105 лет

Лицею № 9 исполняется 105 лет
19 января 11:00 2023 Печать 1452

Об истории достижениях образовательного учреждения мы поговорили с ветераном педагогического труда Раисой Матюшкиной. Она отдала работе в лицее более 30  лет. Здесь прошла все ступеньки, которые ведут человека вверх по лестнице педагогической карьеры: была учителем, заместителем директора по воспитательной работе, два года — директором школы, почти 20 лет исполняла обязанности заместителя директора по учебно-воспитательной работе.

PENTAX Image

  • Раиса Васильевна, давайте вспомним самые яркие даты в истории лицея…
  • С удовольствием. Железнодорожная школа № 9 открылась в 1918 году. В 1925 году состоялся первый выпуск учащихся седьмых классов. Да-да, на тот момент школа была семилетней. Преобразована в среднюю она была только в 1932-м году, а в 1937-м выпустила в большую жизнь первых 16 ребят, окончивших десятилетку. В 2007-м году образовательное учреждение стало победителем конкурса инновационных школ в рамках пилотного национального проекта «Образование» и обладателем гранта в размере 1 млн рублей. В этом же году школе присвоен статус лицея.
  • Что способствовало таким достижениям?
  • Надёжный фундамент для них закладывался на протяжении многих лет. Школа № 9 всегда была одним из флагманов образования на Северо-Кавказской железной дороге, да и в нашем городе, как говорится, «кузницей кадров» не только для железнодорожного транспорта, но и для других отраслей экономики и социальной сферы. Её выпускники становились врачами, учителями, юристами, руководителями предприятий, нашего города и региона — Ростовской области. Этот вектор развития был заложен несколькими поколениями замечательных педагогов: директорами школы Н.И. Сиротенко, И.Я. Припутневым, учителями Т.К. Припутневой, Л.П. Власовой, Ф.Т. Трущаловым, М.И. Власенко, М.М. Головатой, Т.П. Шустовым, В.В. Корольковым, Е.Н. Пивоваровой. Им на смену пришли В.М. Карпенко (также руководивший школой), Г.В. Карпенко, Т.В. Ревякина, Л.В. Кривенко, В.А. Высоцкая, Н.Г. Новикова, В.И. Лобачёва, Н.Б. Богатырёва, Т.К. Жолобова, Л.В. Дулиенко, С.Т. Рябова, Л.И. Ланина, Н.И. Матяш. Этими педагогами  была установлена очень высокая планка профессионального мастерства, и тем не менее, учителя следующих поколений сумели не только её сохранить, но и наполнить образование современными методиками и педагогическими технологиями. Достаточно сказать, что М.Д. Акимов, И.А. Гаркушина, Г.В. Донскова, В.В. Югринова, Е.А Петровская (трижды), С.Ю. Лысикова (дважды) становились победителями конкурса лучших учителей России, удостаивались премии Президента России и губернатора Ростовской области. С.Ю. Лысикова — лауреат регионального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года», на протяжении многих лет постоянно побеждает в конкурсе «Учитель профильной школы»; О.И. Ким — призёр конкурса «Учитель года Дона» в номинации «Учитель здоровья». Талантливый педагог, заместитель директора лицея И.М. Михайленко неоднократно становилась победителем региональных конкурсов, посвящённых правовой тематике. За всеми этими достижениями — кропотливая повседневная работа нынешнего директора образовательного учреждения, к слову — выпускницы железнодорожной школы № 9, О.В. Иванченко.
  • Что объединяет педагогов лицея разных поколений?
  • Я бы прежде всего назвала свободу творчества, которую всегда приветствовала администрация лицея, и которая передавалась от учителей к ребятам. Поэтому, наверное, в школе, а затем в лицее всегда были талантливые педагоги и талантливые ученики. Очень важно, что в лицее никогда не забывали о воспитательной работе — даже в те времена, когда она совершенно несправедливо была отодвинута на второй план. Наверное, поэтому нам удаётся выпустить не только будущих профессионалов, но, главное — настоящих людей с осознанной жизненной позицией, любящих свою страну, не готовых поступиться своими моральными принципами.
  • Почему статус лицея считается столь престижным? Что заставило и педагогов, и учащихся стремиться к нему?
  • На протяжении многих лет школу связывает тесная дружба с Ростовским государственным университетом путей сообщения, что позволило в начале 90-х открыть у нас лицейские классы под патронажем вуза. Именно тогда и зародилась мечта, чтобы школа стала образовательным учреждением повышенного уровня. Были разработаны новые образовательные программы, в частности — профильного обучения, созданы все условия для получения ребятами качественного образования. Ну, а главной идеей, если хотите — философией такого обновления школы, как ни пафосно это прозвучит, стало стремление к совершенству.
  • Какие возможности открылись для лицеистов благодаря полученному статусу?
  • Сегодня лицей позволяет удовлетворить самые разнообразные образовательные потребности учащихся. Они не только имеют возможность осваивать различные профильные, углубленные, дополнительные программы, но и реализуют себя в предметных олимпиадах, в исследовательской работе на кафедрах ДАНЮИ, в спорте и творчестве. Лицеисты постоянно становятся победителями и призёрами самых разных конкурсов. Скажем, команда лицея под руководством Г.В. Донсковой неоднократно выигрывала интеллектуальные соревнования, связанных с IT-технологиями. Лицей всегда входил в тройку лидеров по итогам муниципального этапа Всероссийской предметной олимпиады школьников. В 2022-м году стал стал первым по числу победных и призовых мест. Учащиеся ярко проявляют себя и в региональном этапе предметной олимпиады.
  • Я знаю, что в лицее всегда очень ждут и готовятся к ежегодному празднику «Лицеист года»…
  • Да, это относительно новая традиция. Начиная с 2009 года, итоги работы учеников и классных коллективов в самых разных сферах подводятся на празднике, где звучат имена ребят, которым присвоено звания «Лучший лицеист», «Эрудит года», «Самый творческий лицеист», «Лучший спортсмен года», «Золотое перо», «Лучший рационализатор», «Лучший знаток информационных технологий» и другие. Это лучшие из лучших в каждой возрастной группе.
  • Оправдывают ли ребята высокое звание после выпуска из лицея?
  • Да, многие уже добились достойных результатов. Сергей Матвиенко, Анастасия Бондаренко, Владислав Бидзиля, Дарья Щеблыкина, Дарья Кукарека, Екатерина Джурова, Михаил Кононов (этот список можно продолжать) только недавно окончили вузы, но уже успели зарекомендовать себя как профессионалы, они трудятся не только в родном Сальске, в Ростове-на-Дону, но и в Москве, Санкт-Петербурге.
  • Давайте вернёмся к истории… Если бы праздник «Лицеист года» стали отмечать раньше, как Вы думаете, кто из выпускников прошлых лет мог бы претендовать на самое высокое звание?
  • Сложно ответить на этот вопрос. У лицея — очень много достойнейших выпускников. Кстати, многие из них — известные не только в нашем городе, но и за его пределами люди — приходят на праздник «Лицеист года» в родную альма-матер, общаются с современными воспитанниками. Могу назвать Л.А. Лапину, А.И. Глазунова, С.В. Пьянова и других людей, по праву считающихся гордостью лицея.
  • Что ещё отличает лицей о других образовательных учреждений?
  • Железнодорожная школа № 9 — первая в городе, где стали регулярно выпускать собственную газету «Alma Mater». Конечно, сегодня у каждой школы, у каждого педагога есть свой сайт; они активно присутствуют в социальных сетях. Но 30 лет назад это было недоступно, и выпуск школьной газеты стал настоящим открытием. Издание рассказывало о новостях школы, были выпуски, посвящённые общероссийским праздникам. Материалы готовили сами ребята. Первым редактором был учитель словесности С.А. Диденко, эстафету подхватила его коллега М.Н. Дьяченко. Газету с удовольствием читали учащиеся лицея; её номера дарили на память о родной школе выпускникам.
  • Каким вы видите будущее лицея?
  • Надеюсь, что в лицей будут приходить не менее яркие, нестандартно мыслящие педагоги, что каждое следующее поколение учеников будет проявлять свои таланты и добиваться новых побед.

Ольга Борисова, 8(86372) 7-10-22, olya.borisova.2018@inbox.ru

salsknews.ru

написать комментарий

нет комментариев

Пока нет комментариев!

Вы можете начать диалог.

Добавить комментарий


доступен плагин ATs Privacy Policy ©