Впервые «районка» написала об этом в 1991 году
1991-й…
В этом году впервые в газете «Сальская степь» упоминается Рождество, причём под рубрикой «Народные праздники». Вот что писали: «Как говорится — и слава Богу! Мы, наконец, последовали примеру западных стран, где давным-давно сложилась традиция отмечать большой праздник — Рождество Христово. Верховный Совет РСФСР принял постановление, в котором говорится: «Принимая во внимание обращение патриарха Московского и Всея Руси Алексия II, международную практику и уважая религиозные чувства верующих, Верховный Совет РСФСР постановляет объявить 7 января — Рождество Христово — нерабочим днём… Итак, 7 января православная церковь отмечает великий праздник. В сальском молитвенном доме Покровском по этому случаю будет отслужена Божественная литургия, которая начнётся в 2 часа ночи. Почитание Иисуса Христа, Спасителя мира, продолжится вечерей 7 января (в 16 часов) и заутреней 8 января (в 7 часов). На радостях, что Иисус родился, в рождественскую неделю отменяются обычные посты в среду и пятницу. Славить рождение Спасителя нужно широко, бурно: песнопениями, играми, плясками, детскими колядками…»
1992-й…
Александр Чапуровский писал: «Есть в христианском календаре даты, которые отмечаются с особой торжественностью. Это Рождество Христово и Пасха, или Воскресение Господне. Наиболее чтимый и любимый у православной церкви — Рождество. Впервые за семь последних десятилетий мы отмечаем его всенародно…»
Интересные мысли по поводу праздника Рождества на первой полосе газеты выразил журналист Виктор Макушкин: «Знаете, земляки, что-то мало верится, когда люди, бившие себя ещё вчера в грудь и с гордостью говорившие «товарищ» (прекрасное, между прочим, слово!), сегодня с такой же яростью благородной утверждают, что они уже «господа». Или кощунство это, или хитрость, или глупость. Что одно другого хуже. Нечто подобное происходит и с бурной нашей «религиозностью». Не научившись как следует отличать православие от католичества и едва ли их отличая от ислама, мы уже нацепили на себя чин «верующих». А это ведь очень ответственно! Это — результат сложнейшего интеллектуального и нравственного процесса, земляки! Когда же мы успели его одолеть? Неужто обливая друг друга последними словами в очередях? Могут спросить: «Так вы что — «против веры?!» Нет: за. Но — без скоропалительности, без самообмана. Давайте приближаться к ней, как к некоему общечеловеческому идеалу осознанно. А не «по моде»… В общем, с Рождеством вас Христовым, земляки! И пусть осуществление нашего несколько неожиданного призыва провести этот день по-христиански (без злобы, попоек, соседских потасовок и прочего «атеизма»!) будет нашим реальным шагом в том направлении, конечная цель которого — истинная вера. И в Бога. И в человека…»
Фото редакции.
1995-й…
В этом году рядом с рождественским посланием патриарха Московского и Всея Руси Алексия II — призыв быть терпимее: «По решению ЮНЕСКО 1995 год объявлен в мире Годом терпимости. И это не случайно: накопившееся в международном сообществе зло, проявление насилия, терроризм, военные конфликты — результат того, что человечество всё более утрачивает духовную способность терпимого отношения друг к другу, к чужим обычаям и ценностям. А ведь любая религия учит, прежде всего, добру и терпимости… Давайте хоть на какое-то мгновение остановимся, добрым взглядом посмотрим друг другу в глаза. И будем терпимее!..»
В принципе, каждый последующий с 1991-го год в газете рассказывали, что это, собственно, за праздник. Ведь долгие годы верить в Бога было, скажем, не принято. Поэтому рассказывали, какие обычаи и обряды приняты на Рождество. Так, «рождественские обряды на Руси имели два источника. Один — это христианская церковь. Другой — это языческие верования, древние, дохристианские и новые, скажем, советские. К последним можно отнести, например, чисто языческий обычай ставить водку и закуску перед портретом умершего на кладбище на Пасху или Рождество. Иногда языческие и христианские обряды переплетаются, как, например, колядование. С одной стороны, колядки — это песнопения, прославляющие Рождество Христово, а с другой, Коляда — это языческое божество, олицетворяющее ночь, чучело, которое сжигают. По древним воззрениям, это символизировало начало новой жизни, обновления природы. Церковь включила Коляду в свой рождественский и крещенский циклы, языческим обрядам противопоставила прославление Христа, хождение с рождественской звездой. До революции священники в Рождество обходили дома своих прихожан, поздравляли их и славили Христа. Неплохо было бы возродить в наши дни эту прекрасную традицию. Одарить, поздравить, к примеру, больных, одиноких, безродных…»
1998-й…
Настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы протоиерей Валентин Почтовый в тот год обращался к сальчанам с таким словами: «С чувством особой радости необходимо отметить то, что в минувшем году множество чад вернулось к православной вере. Церкви возвращено большое количество храмов, монастырей. Идёт духовно-нравственное возрождение России. В разных областях открыты духовные школы. В большинстве приходов имеются воскресные школы для нравственного воспитания детей и юношества. Расширяется церковно-просветительская деятельность. В Сальске при поддержке администрации города и района, а также дирекции по строительству храма Покрова Пресвятой Богородицы идёт целенаправленная работа, позволяющая прямо сказать о том, что в ближайшее время начнётся закладка фундамента разрушенного в 30-х годах храма, который как был, так и будет знаменем православия на евро-азиатской границе, где с одной стороны живут буддисты, а с другой — мусульмане…
Призываю каждого следовать путём любви к Богу и ближнему, преданности Церкви и Отчизне, чистотой жизни и трудом служить её процветанию…»
2000-й…
В этот год Рождество Христово праздновалось особенно торжественно. Как писал Валентин Почтовый, «2000 лет святая церковь возвещает людям истину. Стремится сеять мир и согласие среди народов, независимо от их национальных, политических и религиозных воззрений… Для нас, сальчан, 2000-летний юбилей знаменателен тем, что мы общими усилиями начали строительство нового храма…»
К Рождеству, как правило, проводится немало праздничных мероприятий. Одно из таких описывала начальник управления культуры и искусства г. Сальска и Сальского района Н.И. Матяш: «В детской художественной школе открылась выставка рисунков учащихся, посвящённая празднику Рождества Христова. Сюжетами их работ стали рассказы из Библии (Ветхого и Нового Заветов)… Присутствовавший на выставке генеральный директор ООО «Дирекция по строительству храма» проявил большой интерес к детским работам и решил оказать художественной школе помощь в приобретении красок, кистей и бумаги для награждения участников выставки…»
2017-й…
А вот, можно сказать, и наши дни. На следующий день после святого праздника газета печатала репортаж о том, как в воскресной школе при храме Святителя Димитрия Ростовского готовились к Рождеству: «Ещё до службы мамы деток, которые занимаются в воскресной школе, пришли приготовить еду. К приходу ребят они накрывают стол — перед занятиями обязательно проходит трапеза…
Пока в соседней комнате под руководством педагога младшей группы Екатерины Иксановой идёт подготовка к рождественскому спектаклю, в учебном классе собрались малыши и ребята из начальной группы… В самом разгаре — репетиция рождественского спектакля: маленькие зайчата, лисичка, волк и медвежата из начальной группы вместе ищут рождественскую звезду, рассказчик — двенадцатилетняя Марина Федосеева помогает младшим товарищам с текстом. Выступать труппа будет 8 января, после праздничного богослужения, которое возглавит епископ Волгодонский и Сальский Корнилий… После уроков ребята побегут во двор храма — поздороваться с животными (здесь собрался целый зоопарк: филины, еноты, белки, кролики), поиграют на детской площадке и взахлёб будут рассказывать родителям о сегодняшнем занятии…»
В этом же номере настоятель храма Святителя Димитрия Ростовского отец Димитрий обращался к сальчанам: «Мы хотим, чтобы люди понимали: церковь — это не одни богослужения, это жизнь с её проблемами, скорбями. Не только воспитанники воскресной школы, но и любой человек должен знать, что в церковь они могут прийти момент, когда им хорошо, когда плохо, а священник — это тот человек, с которым можно всегда побеседовать… Сегодня, в Рождество, нам нужно, в первую очередь, поблагодарить Господа за прожитый день, за прожитый год — нелёгкий, полный переживаний…»
Светлана Омельянович, 8(86372)7-10-22, omelpress@bk.ru
salsknews.ru
Ваше имя (обязательно)
Ваш e-mail (обязательно)
Тема
Сообщение
Версия для слабовидящих