На каждом этапе своего трудового пути Сергей Алексеевич Балюк добивался значительных успехов и становился уважаемым коллективом руководителем. Вот уже 15 лет он строит электрические подстанции и линии электропередачи.
Сергей Алексеевич Балюк
В электросетевое строительство Сергей Алексеевич, по собственному признанию, попал совершенно случайно, но совпал с новой для себя профессией на все сто процентов. В январе 2008 года, когда он устроился на работу в ООО «Сетьстройсервис», ему было уже 45 лет. Позади весьма успешная карьера в сельском хозяйстве Ростовской области, венцом которой стал пост директора крупного племенного конезавода, ну а впереди – полная неизвестность.
– Сейчас даже и предположить не могу, что было бы, если в тот день (точную дату уж и не вспомню) я не решился бы заглянуть в офис обособленного подразделения ООО «Сетьстройсервис» в городе Сальске, – говорит Сергей Алексеевич. – Вот до сих пор не могу понять, что такого во мне увидел руководитель подразделения Владимир Васильевич Ашаев. С электросетевым строительством до этого я не был связан никаким боком. Вся моя прежняя деятельность прошла на сельхозпредприятиях Ростовской области. Но он, выслушав мое краткое резюме, сказал только одно слово: «Пойдет!» И это стало приговором (смеется) на всю мою дальнейшую жизнь.
На лошади в шесть лет
Сергей Алексеевич Балюк родился в 1962 году в Зерноградском районе Ростовской области на хуторе Цветном, где находилось пятое отделение Конного завода имени Первой Конной Армии. Хутор небольшой, всего-то 80 дворов. Все взрослое население работало на конезаводе. Ну и местные мальчишки, естественно, с ранних лет были приучены ухаживать за животными.
– В нашем отделении была конюшня с так называемыми выбракованными лошадьми, теми, которые по каким-то причинам не могли поддерживать чистоту породы, – начинает свой рассказ Сергей Алексеевич. – Их использовали в разных хозяйственных нуждах: у управляющего была лошадь, у бригадира, у завхоза, были также рабочие лошадки на четырех откормочных точках, где выращивали бычков и овец. Меня первый раз на лошадь посадил один из моих дядьев. Мне тогда лет шесть было. Страха никакого не испытывал. Дядя, кстати, знал об этих животных буквально все: мало того, что работал на конезаводе, так еще и служил в свое время в кавалерийских войсках. Ну и пошло-поехало – в подростковом возрасте мы с друзьями уже запросто управлялись с лошадками, даже в соседние деревни на них ездили. Правда, в старших классах интерес к четвероногому транспорту постепенно угас и на смену пришли двухколесные «железные кони», мотоциклы.
Все мое детство и отрочество прошло на хуторе в окружении огромного числа любящих и заботящихся обо мне людей. Кроме мамы, папы и старшего брата всегда рядом была многочисленная родня. У бабушки по папиной линии было три сына, а у маминых родителей и вовсе пятеро детей. У всех потом появились свои наследники: в общем, дядь, теть, двоюродных братьев и сестер у меня было великое множество и практически все они жили в нашем хуторе или где-нибудь по соседству. Вот только дедушек у меня не было – оба погибли во время Великой Отечественной войны.
Конный завод им. Первой Конной Армии с фотоальбома https://langeo-org.livejournal.com/178990.html
Механик по наследству
– В нашем, пятом, отделении конезавода была только начальная школа, три класса, – продолжает Сергей Алексеевич. – Потом учились в интернате, который находился в центральной усадьбе конезавода. До дома было не особо далеко, всего какие-то 12 километров, и на все выходные и праздники нас отпускали домой. Учился я хорошо: отличником не был, но и до троек особо не скатывался. По складу ума, наверное, все-таки физик, а не лирик. Если точнее, то техник. По другому и быть не могло. Судите сами: отец – тракторист, один дядька, тот который кавалерист, мастер-наладчик оборудования, другой – механик, третий – тоже специалист по наладке оборудования.
Получается, что особого выбора то у меня не было – к технике приучали с раннего детства. Сельхозинвентарь изучал, знал устройство культиватора, косилки, других механизмов. Еще мальчишкой работал на косилке прицепной – сначала просто в охотку, а потом и деньги зарабатывал. В летние каникулы между 8 и 9 классом, помню, получил 24 рубля. Отдал маме, она мне костюм в школу купила. Очень собой гордился, что помог родителям. А после 10-го класса дядька взял меня на работу, на комбайн штурвальным.
В 1979 году после окончания школы по направлению от совхоза «Мир» (за несколько лет до этого три отделения, включая наше, вывели из состава конезавода и создали новое сельхозпредприятие) поступил в Азово-Черноморский институт механизации сельского хозяйства, который находился в городе Зернограде (в 77 км от Ростова-на-Дону). Учился на инженера-механика.
Согласно договору после получения диплома вернулся в родной совхоз. Назначили старшим механиком в отделение животноводства и растениеводства. Кстати, в тот год, а на дворе был 1984-й, нас сразу пять молодых специалистов в сельхозпредприятие пришло. Таким было решение директора. Кто-то считал это решение рискованным, но я, думаю, оно было взвешенным и оправданным. Ведь до этого в совхозе на ключевых постах были в основном так называемые старые кадры – с огромным опытом, но чаще всего с образованием в семь классов. А тут сразу пять выпускников вузов – два механика, заведующий мастерскими, заведующий гаражом и заведующий по эксплуатации сельхозтехники. Естественно, во всех случаях подстраховались, и к каждому новому начальнику на первое время приставили наставников. У меня их было сразу два: Данил Васильевич Галкин и Медведев (к сожалению, сейчас уже и не припомню имя-отчество). Это были матерые специалисты, проработавшие в сельском хозяйстве многие десятки лет. В техническом плане я был хорошо подкован и здесь меня учить особо было нечему. Наставники в первую очередь учили меня общению с людьми. Выглядело это примерно так. «К этому работнику можешь даже не подходить, он и без тебя все сделает в лучшем виде, а вот к тому подойди и просто поздоровайся, возле третьего постой, посмотри как он работает и обязательно подскажи что-нибудь,» – говорили они. «Что я ему могу подсказать? – спрашивал я. – У меня ведь нет никакого опыта!» «Да просто скажи что-нибудь, приободри, это важно.» С месяц, наверное, продолжался этот курс молодого механика, и в один прекрасный день мне сказали: «Ну все, Сергей Алексеевич, мы свою миссию выполнили, а дальше уже, будьте любезны, отправляйтесь в самостоятельное плавание». В итоге проработал в должности старшего механика в совхозе «Мир» ровно 13 лет – день в день.
Вверх по карьерной лестнице
– Работал бы и дольше, – говорит Сергей Алексеевич. – Но поступило заманчивое предложение – должность главного инженера в коллективном хозяйстве «Сеятель» в Сальском районе Ростовской области. К слову, на тот момент я уже был семейным человеком и счастливым отцом пятилетней дочери. В Сальском районе жили родители моей супруги Ольги, и, посовещавшись, мы решили, что пренебрегать первым в моей карьере повышением по служебной лестнице не стоит и надо ехать.
«Сеятель» в советские времена был колхозом-миллионером. Когда-то здесь трудилось много Героев Социалистического Труда, кавалеров Ордена Ленина и других серьезных наград. В «Сеятель» я пришел в октябре 1997 года, хозяйство тогда возглавил Александр Иванович Кислица. Первое, что он сделал – это набрал новую молодую команду управленцев. Были приглашены главный экономист, главный энергетик, главный инженер, бригадир отделения, заведующий гаражом и т.д. Должность главного экономиста, кстати, была предложена моей супруге Ольге. В итоге за три года мы сумели поднять «Сеятель» на первое место в районе по урожайности.
Проработал я в «Сеятеле» без малого пять лет, после чего администрация Сальского района рекомендовала меня на пост генерального директора ОАО «Сальск Юг Агро», филиала мощного агрохолдинга «Юг Руси» (более 20 хозяйств). Все в нашей стране знают их продукцию, взять хотя бы подсолнечное масло «Золотая семечка» или «Злато». Так вот, специально для разговора со мной приехал представитель головного офиса компании. А спустя месяц после этого собеседования меня еще вызвали в Ростов-на-Дону, где я познакомился практически со всеми ведущими специалистами «Юга Руси». В итоге в декабре 2002 года меня утвердили, а на работу я вышел 10 января 2003-го. Конечно, был страшновато – мне ведь было всего 40 лет, а руководить предстояло серьезным хозяйством. Впрочем, как потом оказалось, это были только цветочки.
Новое хозяйство находилось в 20 километрах от «Сеятеля». Переезжать смысла не было, так что каждый рабочий день у меня начинался с поездки на автомобиле к месту работы. Не успел еще как следует освоиться на новом месте, как случился новый, еще более крутой поворот в карьере.
Директор Конезавода имени С.М. Буденного
– В том же 2003 году, в конце августа, сразу после уборочной, меня переводят руководителем в другое хозяйство «Юга Руси» – Племенной Конный завод имени Семена Михайловича Буденного, – вспоминает Сергей Алексеевич. – Для понимания: на прежнем месте у меня было 6 тысяч гектаров земли, а здесь 28 тысяч гектаров. Тут еще и уровень животноводства на порядок выше – коневодство, скотоводство, овцеводство, свиноводство. В общем, есть от чего голове закружиться. Ну и людей в хозяйстве более 500, а в прежнем было немногим больше ста. При этом моего согласия никто не спрашивал – просто вызвали в приемную владельца агрохолдинга Сергея Васильевича Кислова. А перед заходом в кабинет, человек, который меня сопровождал, мягонько так намекнул, что там, за дверью, я должен сказать «да» – в противном случае со мной расстанутся навсегда.
Разговор с Сергеем Васильевичем получился доброжелательным, конструктивным и деловым. Уже в начале общения глава «Юга Руси» сказал, что проинформирован о моем происхождении. Знаю, говорит, что вы уроженец хутора рядом с конезаводом, что любите лошадей. Обозначил задачи, и пожелал удачи. И все: идите работайте. Кстати, как я потом выяснил, перед тем как меня пригласить, служба безопасности агрохолдинга провела серьезную работу по изучению моей биографии. Ездили даже на мое первое место работы, в совхоз «Мир» – расспрашивали едва ли не всех, кто меня помнил.
Конный завод им. С.М. Буденного
В племенном конном хозяйстве имени С.М. Буденного я проработал директором почти четыре года. Принял его с убытком в 800 тысяч рублей. Первоочередной задачей было повысить урожайность зерновых, кормовых культур и увеличить поголовье. Не все задуманное удалось выполнить, но моей вины в этом нет. Об увеличении числа животных даже речи не было, наоборот поголовье начали серьезно сокращать. Такая уж тенденция была в тот период. Тем не менее за счет повышения урожайности удалось добиться большого прироста в финансовом плане. Когда уходил из хозяйства на счетах было 30 миллионов прибыли. Существенно подняли урожайность по подсолнечнику, пшенице и многим другим культурам. Надо сказать, что руководство холдинга все это время поддерживало меня во всех начинаниях. После этих четырех лет директорства на конезаводе, вот честно, мне уже никакая работа не страшна, любые задачи по плечу.
Единственное, что в тот момент меня угнетало – это постоянные требования о сокращении видов деятельности, которые не приносили дохода. Сначала полностью убрали овцеводство, потом взялись за свиноводство, далее сильно уменьшили поголовье крупного рогатого скота. А ведь все эти решения прямым образом влияли и на численность работников – здесь тоже требовались сокращения. Вопрос трудоустройства людей тогда был у меня одним из приоритетных. Я специально ездил в Центр занятости населения и предупреждал там руководство, что через некоторое время у меня будет большое сокращение и просил заранее найти моим работникам хорошие места. Как мог, старался облегчить людям потерю работы на конезаводе. Директор Центра занятости, кстати, мне призналась, что я единственный руководитель такого ранга, кто лично приезжал к ним, чтобы похлопотать за своих людей.
Очень надеюсь, что большинство работников больших претензий ко мне не имели. Не хотелось резать по живому, но такова, увы, была производственная необходимость. До последнего не трогали молочное стадо, ежедневная сдача молока давала в кассу какую-никакую копейку. Но потом добрались и до буренок. Однако последней каплей для меня стало решение руководства сократить племенное стадо лошадей Буденновской породы. Вот тут я, что называется, взбрыкнул. Ходил к начальству, пытался отменить это решение, говорил, что Буденновская порода хоть и была выведена на Конезаводе имени С.М. Буденного, но успешно разводилась и на Конезаводе имени Первой Конной Армии, где я родился и где начинал свою трудовую деятельность. «Мои деды, мои родители, многие мои родственники всю жизнь занимались разведением этой известной во всем мире породы, и вы хотите, чтобы я предал их память, собственными руками загубив плоды их труда!» – отстаивал я свою точку зрения. Ну и все в этом духе. К сожалению, мои доводы не были услышаны. По правде говоря, коневодство действительно всегда было убыточным делом, но против себя ведь не пойдешь. Когда поголовье коней в нашем хозяйстве сократилось почти вдвое (изначально было более 1100 животных), я приехал к своему непосредственному начальнику сказал, что ухожу, и сразу достал из портфеля заявление. Меня только спросили, кого я вижу на моем месте – порекомендовал женщину, главного агронома. Ее, насколько знаю, и поставили директором. Ну а я ушел. Причем, ушел в никуда – никакой почвы для себя не подготовил.
Кстати, продержался на своем посту я едва ли не дольше всех своих коллег. Обычно руководителей хозяйств меняли в течение 2-3 лет.
Жеребец Буденновской породы
Своя работа
– Как только в областной администрации узнали, что я ушел с «Юга Руси», мне сразу поступило предложение возглавить большое хозяйство в Зимовниковском районе, – продолжает Сергей Алексеевич. – Приехал на собеседование, послушал условия, но ответ сразу давать не стал – решил посоветоваться с семьей. Мы тогда уже жили в городе Сальске. Жена работала в администрации города. Поговорили, решили отказаться. В очередной раз начинать все сначала не хотелось, да и жить бы пришлось в отрыве от семьи. Зимовниковский район находится на краю Ростовской области, на границе с Калмыкией, до Сальска примерно 120 километров.
Почти полгода в итоге просидел без работы, даже на бирже труда зарегистрировался. Предложения были, но не очень заманчивые. Я, как будто, ждал чего-то. И ведь дождался. В конце 2007 года в город Сальск, где мы к тому моменту жили, вошла электросетевая компания «Сетьстройсервис». Намечался большой проект – строительство линии электропередачи 500 кВ Невинномысск – Волгодонск. Она шла через весь Сальский район, захватывала Калмыкию и потом уходила дальше, в Ставропольский край. Прибывшая команда «Сетьстройсервиса» арендовала площади у «Сельхозтехники» – туда можно было загонять железнодорожные вагоны, разгружать фундаменты, металлоконструкции, другое оборудование. Сейчас уже и не вспомню, по каким таким делам я отправился в эти края. Наверное, провидение меня направило. Уже выезжая с базы, встретил знакомых. Спросил, что они здесь делают. «Работаем» – был ответ. Ну и рассказали, что одна крупная московская электросетевая компания набирает сотрудников. «Если хочешь, – сказали, – сходи на собеседование, офис здесь, недалеко.» Ну я и пошел. Обратился к начальнику строительного участка Владимиру Васильевичу Ашаеву. «Здрасьте!» – «Здрасьте!» – «Хочу вот к вам на работу устроиться.» – «А вы кто?» – «Бывший механик, бывший инженер, бывший руководитель агропромышленного хозяйства.» – «Пойдет!» И все – на этом разговор, по сути, и закончился. Ну я отправился домой ждать звонка с приглашением, начальник же вроде как одобрил. Ждал не долго. И вот звонок от Ашаева: «Ты мне нужен!» «Когда?» – спрашиваю. «Еще вчера» – говорит. Вот так я и стал сотрудником электросетевой компании с 21 января 2008 года.
Совпал с электросетевым строительством сразу и на все сто процентов. Мне как-то очень легко работалось – может потому, что Владимир Васильевич Ашаев с высоты своего опыта сразу понял в чем мое предназначение и отдал мне именно то руководство, которое он считал нужным – не больше и не меньше. Кстати, как мне потом говорили все вокруг, Ашаев был достаточно жестким руководителем. «Как ты с ним уживаешься?» – спрашивали меня и руководители высшего звена и ребята-линейщики. Я даже не знал, что им ответить. Я никакой ашаевской жесткости на себе не чувствовал, в любое время мог к нему запросто обратиться за советом или за помощью, и он никогда не отказывал. Как-то мы с ним совпали что ли. Он стал для меня настоящим наставником в отрасли электросетевого строительства, за что я ему безмерно благодарен.
Между прочем, именно с Владимиром Васильевичем я совершил свой первый полет на большом воздушном лайнере. Месяц отработал, и Ашаев повез меня в Москву. «Поехали, – говорит, – познакомлю с коллективом, с руководством, ну и покажу, как отчеты сдавать. Потом уже сам будешь летать.» С нами еще главный инженер Андрей Николаевич Баринов был. Приезжаем в аэропорт, ждем рейс. Андрей Николаевич и говорит: «На «Боинге» полетим, это хорошо. Ты как, Алексеевич!» А на мне, видимо, лица нет. «Я вообще-то на таком большом самолете первый раз лечу.» – отвечаю. Ну тут сразу хитрая улыбка на лице у собеседника появилась, начались шутки-прибаутки: «Ты сильно-то не переживай, если у «Боинга» что-то откажет, мы на парашютах приземлимся!» Ну и все в таком роде.
А я действительно раньше на дальние расстояния только на поезде, да на автомобиле ездил. А летать довелось только на маленьких «Кукурузниках», Ан-2. Мы на них облеты полей делали, когда я директором хозяйства работал. Ну еще на вертолете поднимался в воздух. А тут такая огромная махина. Полет в итоге нормально прошел, тем более что уже в салоне мы немножко напитка для храбрости заказали (раньше можно было). Потом я уже часто летал и в Москву, и в другие города – никаких проблем.
В Сальске, кстати, я познакомился с генеральным директором ООО «Сетьстройсервис» – он неоднократно приезжал к нам на объект. Владимир Васильевич Ашаев представил меня ему своим замом. Наверное, так и было. Владимир Васильевич, по сути, сбросил на меня все те дела, которыми ему самому не очень хотелось заниматься и которые отвлекали его от творчества (читай, строительства). Я был заведующим хозяйством, или, если по-армейски, зампотылу. Кроме того на меня возложили обязанности по подбору кадров. В Сальске я тогда хороших ребят принял на работу, многие из них и сейчас успешно работают в ООО «ЛЭМ».
Два года мы строили линию электропередачи в Сальске и его окрестностях. Чудо, а не работа! Зарплата почти в два раза больше, чем я получал, будучи руководителем крупного конезавода. Ну и мне просто нравилось все то, чем я занимался!
город Сальск
Инженерное образование, конечно, помогало, но профиль был совсем другой. Приходилось учиться прямо на работе. Изоляторы, скобы, ПТР-ки ПРТ-шки и т.д. (прим. авт. – речь идет об элементах линейной арматуры: ПТР – промежуточное звено Талреп, ПРТ – промежуточное звено переходное). Поначалу непросто было привыкнуть ко всем этим специальным названиям и их артикулам, но через месяц-полтора уже свободно ориентировался. Приходит, к примеру, решетчатая опора в 19 упаковках (пакетах), и я знал какие пакеты идут под каким номером, даже если вдруг бирок не было, по одному виду. Автоматически отпускал. Что касается ГСМ и запчастей, то здесь очень жестко контролировал, все перерасходы в корне пресекал. Возможно, кому-то из работников это и не нравилось, но по другому, считаю, нельзя. «Доверяй, но проверяй,» – это один из моих главных принципов.
Первая вахта… в Сочи
– С окончанием строительства ВЛ 500 кВ Невинномысск – Волгодонск летом 2010 года встал вопрос: «Что дальше?» – с улыбкой говорит Сергей Алексеевич Балюк. – Работать в ООО «Сетьстройсервис» и жить в своей квартире уже не получилось бы. Владимир Васильевич Ашаев предложил поехать с ним в Сочи, строить ВЛ 110 кВ Мацеста – Хоста. Первая моя, уже настоящая, вахта. Объяснил ситуацию жене. Она мне вдруг неожиданно заявляет: «Поеду с тобой.» Пришел к начальнику: так и так, Ольга Михайловна тоже желает ехать на вахту. Он: «Пусть едет, найдем ей место». Прихожу домой, говорю с нарочитой торжественностью: «Собирайся, жена, мы едем в Сочи!» А она: «Да я почти готова, вот уже и с работы уволилась.» И показывает мне трудовую книжку. Ох, женщины! Жену приняли в ООО «Сетьстройсервис» кладовщиком.
Дочке Юле тогда 17 лет было, она в индустриальном техникуме училась. Возраст непростой, конечно. Хотели бабушку для присмотра оставить, но Юля заявила, что ей няньки не нужны, сама справится.
В Сочи мы проработали вместе с Владимиром Васильевичем около четырех месяцев. Потом он сказал примерно такую фразу: «Два медведя в одной берлоге не живут, оставляю тебя здесь начальником строительного участка, а сам поеду в Подмосковье (Руза, Волоколамск) на линию. И все: остался один. По должности производитель работ, а по сути пришлось выполнять обязанности начальника строительного участка. Из инженерно-технических работников были только я сам и один мастер, на участке 60 электромонтеров-линейщиков. Сложности были с доставкой опор в горы. Дороги очень узкие, извилистые, скользкие. Если начинается дождь, то будет лить дней пять не останавливаясь, потом реки из берегов выходят, размывают дороги. Это же тропики. А вот в организации труда никаких проблем, специфику строительства я уже знал, Владимир Васильевич меня многому научил. Монтаж фундаментов, сборка опор, установка опор, монтаж провода и все остальное – на каждом этапе были специалисты, которые досконально знали свое дело. Мне оставалось только наладить четкое взаимодействие всех этих цепей, взяв на себя общее руководство.
ВЛ 110 кВ Мацеста – Хоста строили к Зимним Олимпийским играм в Сочи. Убирали старую линию, еще с медным проводом, ставили новую. Большая часть объекта в горах была. Главная проблема, как технику загнать на некоторые участки. У нас работал большой стотонный кран Liebherr с вылетом стрелы 83 метра, с помощью которого и ставили многогранные опоры высотой 52 метра и выше. В связи с тем, что в ущельях часто бывает гололед, мы использовали на новой линии специальный немецкий провод Aero-Z. Когда происходит обледенение, он начинает скручиваться и как бы сбрасывает лед, потом возвращается в прежнее состояние. Жили мы в Кудепсте, поселке между Сочи и Адлером.
На этом объекте работали до 2011 года. Установили более 50 опор с нуля – от фундамента до монтажа провода. Это был мой первый объект в качестве начальника строительного участка, который я довел до конца. Когда сдали его, ощущения были непередаваемые! Ну, представьте, приехали фактически на голое место, а уезжали, оставляя после себя полноценную линию электропередачи, которая обеспечит местным жителям более надежное электроснабжение. Кроме непосредственно строительства мы, как уже сказал, демонтировали там старую линию 1947 года постройки. Убрать ее было не сложно, гораздо сложнее собрать все демонтированное и сдать на утилизацию. По договору это тоже входило в наши обязанности. Самым ценным оказался медный провод. Мы его в итоге сдали 19 тонн. Когда привезли медь в Сочинский РЭС (район электрических сетей, отвечает за эксплуатацию линий электропередачи и подстанций на определенной территории), там просто развели руками: «Как вы смогли сохранить все это богатство у себя в строительном городке нетронутым?» Как-как, да просто никто не знал, что у нас столько провода есть. Снимали мы его большими пролетами, метров по 300-400, наматывали в бухты и отвозили в большой 25-тонный контейнер, который стоял у нас в строительном городке. Причем, старались привозить вечером, не особо афишируя это мероприятие. Знали об этом всего 3-4 человека. Кстати, замочек на контейнере был совсем хлипенький. Кто-то потом подсчитал, что меди там в итоге скопилось более чем на 5 миллионов рублей. Но мы ответственно выполнили свою работу и сдали цветмет по акту.
Дежурный на Олимпиаде
– Из Сочи переехали в город Мичуринск в Тамбовской области, достраивали там электрическую подстанцию 220 кВ Мичуринская. Она была уже готова, мне нужно было сделать перезавод со старой подстанции, завести в новую подстанцию линии, кабели и все остальное. Жена со мной и туда поехала. Была у меня и своя команда, в основном из земляков, которых я еще в Сальске на работу принимал. Все специалисты, как на подбор, и не мудрено, что их потом постепенно на другие строительные участки разобрали. Примерно год мы в Мичуринске работали, а потом опять в Сочи отправились. Фактически строили продолжение прежней линии: участок Кудепста – Веселое. Высоковольтную линию вели по ущелью. И опять перед тем, как ставить новые опоры и тянуть новые провода, пришлось демонтировать старую линию. Работали до начала 2014 года.
Потом в Сочи началась зимняя Олимпиада, и меня оставили здесь руководителем дежурной команды устранять недоделки и исправлять возникающие проблемы. К счастью, ничего не сломалось и нашего вмешательства, а со мной был бригадир и несколько электромонтеров-линейщиков, не потребовалось. По сути, мы в Сочи две недели отдыхали. А по поводу недоделок, то у нас за две недели до начала Олимпиады был такой случай: отправились мы устранить что-то по мелочи на линию. Подъезжаем, хотели уже начать работу, как откуда ни возьмись вышел человек в военной форме и популярно нам объяснил, что это теперь стратегический объект и нам здесь делать нечего. К слову, база у нас тогда была в селе Веселое недалеко от границы с Абхазией на реке Псоу.
Вот таким увидели открытие сочинской Олимпиады Сергей Алексеевич и его коллеги по дежурной бригаде
Что касается Олимпиады, то мы застали только самые первые дни. Открытие наблюдали с горы, стадион «Фиш» внизу был. Потом пару раз сходили на хоккей, правда, на женский. Помню, в одном матче финки с американками играли. Посетили еще какие-то соревнования и все: поехали в Нижний Новгород возводить подстанцию. Только начали строительство, залили фундамент под трансформатор, еще несколько фундаментов, начали расширяться и тут звонок из Москвы от директора Дирекции по строительству Александра Михайловича Криворучко: «Закругляемся и уходим! Финансирования нет.» Так и узнали, что фирма ООО «Сетьстройсервис» прекратила свое существование. Ну что делать? «Закруглились», и по домам.
Подстанция в Тамани
– Месяц отдыхал, потом узнал, что Александр Михайлович Криворучко перешел на работу в ООО «Ленэлектромонтаж» (ООО «ЛЭМ»), – продолжает рассказ Сергей Алексеевич. – Позвонил Александру Михайловичу, он предложил мне пойти к ним прорабом. Ну я и пошел. Меня забросили в Крым. Здесь планировали строить подстанцию: мы с Александром Михайловичем Криворучко и Александром Вячеславовичем Булыгиным приехали в Керчь, можно сказать, на разведку. Потом руководители ООО «ЛЭМ» уехали, а я еще почти месяц обитал в Крыму, искал бетонные заводы, предприятия, которые могли бы предоставить технику, смотрел, где было бы удобно селить работников. Даже на градообразующем судостроительном заводе «Залив» в Керчи побывал, чтобы узнать, как можно водным путем перебрасывать оборудование на полуостров. Увы, но собранная мной информация не пригодилась – подстанцию в итоге строила другая организация, а ООО «ЛЭМ» подписало контракт на возведение подстанции 500 кВ Тамань в Краснодарском крае, которая являлась частью Энергомоста в Крым с материковой части страны.
В марте 2015 года позвонил мне Александр Михайлович Криворучко. «Забирай, – говорит, – у механика «Ниву» и отправляйся на хутор Белый!» Так началась моя эпопея в Тамани. ООО «ЛЭМ» нужен был большой участок земли (38 гектаров, если не ошибаюсь) для строительства подстанции 500 кВ. Приехал к чистому полю, где пшеница посеяна. Рядом виноградники, рыбное хозяйство, консервный завод. Познакомился с владельцем этой земли. Организовал встречу с ним нашему руководству. Переговоры оказались непростыми и продолжались несколько часов. В итоге, говоря официальным языком, стороны пришли к соглашению.
Ну и пошла движуха! Приехал один прораб, потом другой – начали работы. Александр Михайлович Криворучко сразу объявил, что в Тамани строить подстанцию будут Мельников Юрий Александрович и Чебан Иван Михайлович, меня же назначили начальником по подготовке производства. Дело это мне было хорошо знакомо, и я приступил к своим обязанностям. Первоочередная задача была организовать доставку инструмента и материала, необходимых для работы. Плюс нужно было где-то разместить более 400 человек. Снимал жилье для работников ООО «Ленэлектромонтаж» и в Голубицкой, и в Темрюке, и на хуторе Белом. Очень непросто было убедить хозяев гостиниц и баз отдыха, что долговременное сотрудничество с нашей организацией будет для них выгодно. «До мая пожалуйста, а дальше у нас горячий сезон,» – говорили мне. «Поймите», – говорил я. – Вы получаете практически полную загрузку на все время, не надо больше никого искать, деньги всегда платят вовремя. При этом все жильцы в своих комнатах только ночуют – с утра и до вечера они на работе. То есть в течение дня в гостинице тишина и чистота». Один товарищ, помню, долго не соглашался на наши условия, кое-как уговорил его заселить к нему 40 человек. Но спустя месяц, когда он получил деньги и увидел все преимущества сотрудничества с ООО «ЛЭМ», он сам пришел ко мне и предложил: «А давай еще жильцов!» В итоге в его гостиницу мы устроили 70 работников.
Строительство ПС 500 кВ Тамань
Семейная династия
– Работать в Тамани нужно было оперативно и слаженно, так как после предпринятой блокады полуострова и подрыва ЛЭП Крым оказался отрезан от энергосистемы Украины. Я отработал здесь два года и уехал только в 2017 году. Сначала на короткий период попал в Губкин на реконструкцию подстанции, замещал там Мельникова Юрия Александровича, а потом меня направили на строительство линии электропередачи 500 кВ Ростовская АЭС – ПС Ростовская. 23 февраля мы закопали здесь первый фундамент. Строительная база была в Родионово-Несветайской слободе Ростовской области, примерно в 400 км от Сальска. Этот объект примечателен для меня еще и тем, что он стал первым для моей дочери Юлии. Да-да, окончив техникум с отличием по специальности бухгалтер-экономист, она потом окончила Российскую академию народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации в Ростове-на-Дону. Четыре года отработала в администрации Сальского района, а потом вот заявила, что хочет тоже поработать с нами на вахте. Приняли ее кладовщиком. Седьмой год уже трудится. Получается семейная династия электросетевиков у нас! Еще один Балюк, Александр, мой племянник, тоже в ООО «ЛЭМ» работает электромонтером-линейщиком – сейчас на севере Иркутской области ЛЭП строит.
Мы построили ВЛ 500 кВ Ростовская АЭС – ПС Ростовская ударными темпами – менее чем за год ее завершили. Хорошая линия получилась! Хотя трудности были: сначала повозились на одной небольшой, но очень вредной речке, переходную опору ставили. Потом при переходе через железную дорогу попали в сильно заболоченное место, пришлось даже бетонные сваи забивать, сооружать свайные кусты, на них ростверки ставить. Я впервые с такой технологией столкнулся. В декабре 2017-го линию сдали.
ВЛ 500 кВ Ростовская АЭС – ПС Ростовская
А весной 2018 года перебросили меня в Старый Оскол на расширение ПС 500 кВ Старый Оскол, две ячейки мы устанавливали. А рядом Александр Владимирович Харитонов, которого я в свое время на работу принимал, ВЛ 500 кВ Донская АЭС – Старый Оскол строил в должности начальника строительного участка. Растут люди!
Потом снова попал в Губкин на третий этап реконструкции подстанции 330 кВ Губкин. Там мы еще полным демонтажем старой подстанции занимались. Убрали все подчистую, даже фундаменты выкопали, разбили и вывезли на утилизацию, то же самое с канализаций сделали. Металл весь сдали по описи. Провели рекультивацию, а напоследок еще засыпали всю площадку черноземом. Сдали администрации города не участок, а конфетку! Они там, насколько я знаю, хотели спортивный объект строить.
ПС 330 кВ Губкин
На Крымских просторах
– В начале 2021 года заехали в Крым, – рассказывает Сергей Алексеевич. – Первым объектом стала подстанция 110 кВ Виноградная возле Феодосии. Буквально в чистом поле ее строили, со всех сторон виноградники, потому и название такое. Рядом местные компании возводят Технопарк. Мы когда приехали, они только начинали ливневку, да канализацию копать. Мы за год все сделали и сдали подстанцию. Новые объекты строить – одно удовольствие: никто тебе не мешает, ничего не нужно ломать, строй да строй!
ПС 110 кВ Виноградная
Другое дело наш следующий объект, который мы в конце 2023 года завершаем, ПС 110 кВ Северная. Старая действующая подстанция, которая обеспечивала часть Симферополя электричеством еще с 60-х годов прошлого века, была в очень плачевном состоянии – сюда и заходить-то не хотелось. Полная разруха! Мы все древнее оборудование убрали, новое завезли, все фундаменты разбили, бетон отправили на полигон. Отстроили подстанцию практически заново. Поставили четыре ячейки на новом месте, еще четыре в рамках прежнего сооружения. Получилось красиво. Первую очередь сдали еще в прошлом году, сейчас в преддверии Дня энергетика сдали вторую. Провели расширение, мощность трансформаторов в два раза больше стала – 64 кВА. Это очень важно, ведь сейчас в Симферополе идет активное строительство жилого фонда и социальных объектов.
ПС 110 кВ Северная
Параллельно возводим две ячейки на ПС 330 кВ Симферопольская. Она тоже не обновлялась с 60-х годов ХХ века. Это тоже мой участок, прорабом там Алексей Борисович Няников.
Нужно отдать должное местному населению, за тот период, пока мы здесь строим, у нас ни разу ничего не пропало. Местные ребята у нас работают. Весной набрал три бригады, всего человек 15. В основном молодежь. Работа в ООО «ЛЭМ» для них престижна и финансово выгодна – здесь они зарплату в несколько раз выше получают, чем платят в большинстве крымских компаний. Так что есть за что держаться. Многие готовы с нами и дальше работать.
Что касается близости Крыма к местам проведения Специальной военной операции, то приятного мало. Сейчас чуть тише стало, а в прошлом году круглые сутки гул самолетов не смолкал. Низко летят, жутко. В небе видны результаты работы ПВО. Наша работа зависит от своевременных поставок строительных материалов и оборудования, а с этим большие сложности. После подрыва Крымского моста через Керченский пролив снабжение осуществляется через новые территории, а это удорожание и задержка по времени. Периодически в СМИ сообщается об атаке БПЛА на Крымский мост и сам полуостров. Я дважды попадал в неприятную ситуацию на Крымском мосту. Находясь на середине моста, вдруг из динамика объявляют: «Воздушная тревога! Срочно покиньте мост!» Е-мое! Как покинуть, взлететь? Ну пришлось нарушать скоростной режим. Благополучно проехал. Потом включил радио, а там глава Крыма рассказывает, что на мост было совершено нападение. Видимо, ту атаку успешно отбили, потому что о взрывах и разрушениях ничего не говорилось. Когда были оба теракта на Крымском мосту, я находился в Крыму. Ощущение отрезанности от материка угнетает, но коллектив ООО «ЛЭМ» выполняет наш профессиональный долг – сделать жизнь крымчан энергобезопасной и более комфортной.
Криворучко Александр Михайлович, директор Дирекции по строительству ООО «ЛЭМ»
— Есть люди, у которых все ровно и все по делу. Именно к этой категории я отнес бы Сергея Алексеевича Балюка. Ему, конечно, сложно было влиться в новую для него отрасль, он ведь пришел в электросетевое строительство из сельского хозяйства, где добился весомых успехов, уже в солидном возрасте. С тех пор уже на протяжении 15 лет всеми силами старается освоить новый для него вид деятельности. Сергей Алексеевич – отличный организатор. Именно поэтому в 2015 году его первым отправили в Тамань, чтобы подготовить плацдарм для строительства подстанции 500 кВ Тамань, которая стала частью Энергомоста в Крым. Справился он со всеми поставленными задачами блестяще. Сумел наладить контакт и организовать встречу с собственником земельного участка, на котором потом был построен стратегически важный для страны объект. Занимался расселением приехавших на строительство подстанции рабочих, обеспечением их материалами и инструментом. Даже не знаю, кто бы справился со всеми этими задачами лучше него. Для своего объекта может найти и доставить все, что нужно для бесперебойного выполнения строительно-монтажных работ. А еще на его строительном участке, где бы он ни был, всегда идеальный порядок. Все разложено буквально по полочкам, и Сергей Алексеевич всегда знает, что и где лежит.
Сергею Алексеевичу, я уверен, можно доверить любой, даже самый сложный объект. Даже если вдруг возникнут какие-то сложности, он разберется без суеты и спешки. Причем, старается до всего доходить самостоятельно и очень редко обращается за помощью. Он, как паровоз, наберет положенную по инструкции крейсерскую скорость и тащит за собой длинный состав. Он привык все делать, как это говорят, с чувством, с толком, с расстановкой.
Еще одно замечательное качество Сергея Алексеевича – его абсолютная неконфликтность. Он мог бы стать хорошим дипломатом. Спорить до хрипоты никогда не будет, постарается любую возникшую острую ситуацию спустить на тормозах, чтобы потом вернуться к вопросу уже на холодную голову.
Сергей Алексеевич горой стоит за своих земляков из Ростовской области, многих из которых он в свое время сам принимал на работу в Сальске. Кто-то до сих пор работает с ним, кого-то перебросили на другие объекты, но Сергей Алексеевич всегда с ними на связи и, как мудрый наставник, интересуется их судьбой.
Сергей, Ольга и Юлия Балюк
Поздравления с Днем энергетика от семьи электросетевых строителей
– Уважаемые энергетики, друзья, коллеги! Я благодарен судьбе и случаю, что оказался частью команды электросетевых строителей, без которых наша жизнь была бы холодной, темной и неуютной.
Желаю всем энергетикам больших побед, спокойных плодотворных будней и безаварийной работы! Пусть вас всегда с нетерпением ждут дома, любят и ценят!
А в канун Нового 2024 года разрешите пожелать вам прежде всего мира, здоровья, семейного уюта и тепла, стабильного дохода и удачи во всем!
Ольга Михайловна Балюк
– Уважаемые коллеги, победители тьмы и холода! Никогда, даже в самых смелых своих мечтах, не могла представить, что когда-нибудь буду обращаться к энергетикам, как к коллегам. У нас невероятная профессия – мужественная, ответственная, опасная, трудная, романтичная, напряженная, эмоциональная. Я всегда в восторге от вашего умения из нескольких сотен машин со строительными материалами и оборудованием построить шедевр. Желаю вам профессионального признания, высокой оценки вашего нелегкого и порой опасного труда, будьте любимы, здоровы и успешны!
И пусть каждый житель нашей огромной страны, когда устроится перед телевизором в теплом доме с сияющей разноцветными огнями елкой, почувствует ваше участие и тепло. И за все это спасибо вам, энергетики!
Юлия Сергеевна Балюк
– Поздравляю всех сотрудников ООО «ЛЭМ» с профессиональным праздником Днем энергетика! Пусть ваша работа не заменяет вам общения с близкими, а приятная атмосфера в коллективе подгоняет по утрам на любимое рабочее место. Желаю удовлетворения в работе и успехов в вашей профессиональной деятельности!
Фото: из личного архива Андрей Семакин, а также https://langeo-org.livejournal.com/178990.html,
salsknews.ru
Ваше имя (обязательно)
Ваш e-mail (обязательно)
Тема
Сообщение
Версия для слабовидящих