by admin | 02.03.2025 8:00 дп
Февраль 1962 года. По улице Октябрьской, заметённой снегом, весело едут украшенные разноцветными лентами сани, запряженные лошадьми. В них — счастливые и красивые жених с невестой. В землянке будущего мужа накрыты щедрые столы и полно народа: «Горько!» молодым и долгих лет вместе…
ПЕРВАЯ И ПОСЛЕДНЯЯ ВСТРЕЧА
Так и было 63 года назад, когда Ольга Васильевна и Иван Тихонович решили создать семью. Их жизненный путь нельзя назвать простым и безоблачным. Немало испытаний выпало на долю детей войны: оба они находились во время немецкой оккупации в своей родной Екатериновке…
Ольга Васильевна родилась 17 февраля 1942 года на соседней с Октябрьской улице. Отец и старший брат ушли на фронт. Оба не вернулись: отец попал в плен и был замучен в одном из концлагерей, а о судьбе брата вообще ничего неизвестно. Причём мама говорила, что папа видел маленькую Олю, самую младшую в семье, когда проходил со своим взводом по манычским степям в 1942-м. Это была первая и последняя встреча отца и дочери…
На плечи мамы Ольги легли заботы о троих ребятишках. Дни и ночи она проводила в хлопотах и тяжком труде, чтобы обогреть и накормить своих детей.
«Про оккупацию я и не знаю ничего, мама мало рассказывала, — говорит Ольга Васильевна. — Лишь несколько эпизодов запомнилось. Как однажды старый немец, один из тех, кто жил в нашем доме, задержался у моей кроватки и всплакнул. И сахару насыпал. Своих, наверно, детей вспомнил… А ещё случай был, когда мой брат с друзьями спасал раненого летчика, подбитого немцами. Одна женщина спрятала его в скирду. Брат и его товарищи помогали выходить бойца, а потом кто шапку ему дал, кто сапоги — и отправили через речку…»
ОРДЕНА ТРУДОВОЙ СЛАВЫ
Ольга, как самая младшая, помнит, как все уходили на работу, а она одна весь день сидела на печке.
«Ели мы пастушью сумку, лук, — рассказывает Ольга Васильевна. — Молоко сдавали государству, а взамен нам выдавали сыворотку, разбавленную водой. Её мы пили. Сейчас дети и не знают, что это такое. Да, маме было очень тяжело… Работала она на конюшне, приносила горсть муки, варила будан из неё. Однажды я его весь съела. Мама пришла, а ужина — нет. «Скоро брат придёт, чем же его кормить теперь?» — сокрушалась мама. Но не ругала. Когда я пошла в школу, она своё пальто перешила и мне отдала. Помню, как старшие ребята пуговицы на перемене отрезали, чтобы в игру какую-то играть. А новых в то время было не сыскать… Словом, тяжело было в то время и с едой, и с одеждой, не говоря уже о тетрадях и портфелях…»
Мама с малых лет брала дочь на работу. Оля носила баллончиком воду женщинам в поле. «Бочка посреди поля кукурузы или подсолнечника стояла, и я носила пить рабочим, — говорит Ольга Васильевна. — А школу я бросила, не доучилась шестой класс. Маму гадюка укусила, надо было помогать. Сначала собирала початки кукурузы с мешком на спине. Потом дояркой стала. Всё вручную делали: и доили, и навоз вывозили, и корм раздавали. В 70-х только стало полегче — техника появилась…»
Сорок лет честно и добросовестно отработала Ольга Васильевна в сельском хозяйстве. Имеет два ордена Трудовой Славы — и это особая гордость труженицы.
ЦЫГАНКА НАГАДАЛА
В одной бригаде с Ольгой Васильевной работал и Иван Тихонович. И хоть знали они друг друга с самого детства да на танцы в клуб бегали, но вот подступиться к ней он стеснялся.
Однажды всё же решился подойти к бойкой девушке, конфетами мятными в бумажном кулёчке угостил. И начали они встречаться. В армию его проводила, три года ждала. А как вернулся домой Иван Тихонович, так и поженились.
Большую свадьбу сыграли. Платье пошили Ольге Васильевне из розового штапеля, головной убор в виде веночка сделали — невеста краше всех была! Правда, кольцами молодые так и не разжились. Ну, да разве в них дело? Мир да лад в семье был, начали строиться, дети пошли.
«30 лет я прожила со свекровью, она очень помогала с детьми, — говорит Ольга Васильевна. — Я ведь три месяца посижу в декрете и выхожу на работу. И даже когда двойняшки родились, всего четыре месяца позволила себе побыть дома. Руками 20 коров доила. И муж помогал, если раньше освободится. Вместе мы 63 года, и, вы знаете, лучшего мужа я бы себе и не пожелала: добрый, отзывчивый, любящий. Часто вспоминаю, как мне цыганка нагадала: ты вырастешь, замуж выйдешь недалеко от дома, и у тебя будет три сына и дочь. Так и вышло…»
«ПАРТИЗАНОМ НАЗЫВАЛ»
Ивану Тихоновичу — 87 лет. Вспоминая своё детство и юность, он рассказал, что на месте большого дома, где они сейчас живут, была длинная землянка с низкими окнами. Отец работал конюхом до войны, мама — на пекарне. Из шестерых детей он был самый младший. Отец ушёл на фронт и пропал без вести под Сталинградом.
В оккупацию немцев в селе было много. «Вышел на улицу и смотрю: они едут на лошадях, на танках, тащат орудия и заезжают во дворы, — рассказывает Иван Тихонович о том, как впервые увидел фашистов на своей улице. — Дошла очередь и до нашего. Заехали. Ловят кур, режут тут же. Жили у нас. Один бил меня ногами, партизаном называл. Я, наверное, и сейчас его бы узнал…»
Трудное детство пережил Иван Тихонович. Как всем тогда, ему приходилось голодать и много помогать матери. «Мы маленькими разбирались в травах не хуже всяких знахарей, — говорит Иван Тихонович. — Знали, какую есть, а какой можно мыться. Ели разную траву, сусликов ловили…»
Окончил Иван Тихонович семь классов. После армии сел на трактор. Сеял, пахал, убирал хлеб. Механизатор с более чем 50-летним стажем!
«Мы всегда много работали, — говорит Иван Тихонович. — У нас был большой совхоз. Своя бойня, колбасы делали, пекарня, баня — всё было. День сельского хозяйства, 9 Мая отмечали всем селом. И люди добрее были. А теперь заборы поставили, хат не видно, ещё и замыкаются. У нас же калитка открыта по сей день… А с Ольгой, моей голубкой, нас сам Бог свёл, за что я ему по сей день благодарен. Прекрасная жена, мать, хозяйка. Мы с ней хорошую жизнь прожили, и очень верю, что у нас впереди ещё много славных лет, наполненных любовью и уважением друг к другу…»
УЧИТЕСЬ У ЧАБАННЫХ
Заметили, как Иван Тихонович называет Ольгу Васильевну? Моя голубка… Это так мило и так нежно. Смотришь на них — и понимаешь: каждому бы так прожить свою жизнь, рядом со своей второй половинкой! Как бы самого ни подводило здоровье, а каждое утро он меряет ей давление, сахар, следит, чтобы она приняла все таблетки. Потом управят хозяйство, что-то приготовят. День проходит неспешно. В чтении, воспоминаниях о былом, таком далёком и близком, таком родном, что было в их жизни.
Чабанные достойно воспитали четверых детей, которые подарили им семерых внуков. Один из них сейчас на СВО, а потому душа болит у бабушки и дедушки за него особо. Ведь не понаслышке они знают, что такое война… А ещё есть у них целых восемь правнуков! Так что род Чабанных — продолжается.
Не могла я не спросить, в чём же секрет их семейного счастья? Всё просто: не ругаться, уважать друг друга, жить по совести.
«В жизни бывает всякое. Однако мы подолгу никогда не обижались друг на друга. Только поссоримся — тут же не замечаем, как и помирились», — рассказывают супруги.
Вот так. Учитесь. Ну а мы по традиции пожелаем семейной паре здоровья, заботы и уважения близких, достатка и душевной радости!
Светлана Плещенко, 8(86372) 7-10-22, omelpress@bk.ru[1]
salsknews.ru
Source URL: https://salsknews.ru/moya-golubka-cheta-chabannyh-iz-ekaterinovki-otmetila-svoyu-rtutnuyu-svadbu/
Copyright ©2025 Сальскньюс unless otherwise noted.