Изделия из натурального дерева актуальны во все времена. Особенно ценится продукция, сделанная своими руками. Изделия из ценных пород древесины впишутся в любой интерьер и вряд ли оставят кого-то равнодушным. Вот и меня очень впечатлили изделия героя нашего сегодняшнего очерка, с которым мы познакомились на одной из выставок городских умельцев.
НА УРОКАХ ТРУДА
Максиму — 34 года. В Сальск вместе с родителями переехал в 1996 году из Житомира, где родился. Родители работали на железной дороге, а сам он учился в первой школе.
Максим с особым удовольствием посещал уроки труда, где мальчишки занимались обработкой металла и дерева. «Преподаватель Николай Иванович давал нам резаки — и мы должны были розу ветров вырезать, — вспоминает Максим. — Получалось, нравилось. Был в подвале класс, где стояли деревообрабатывающие станки. Нас учили работать с деревом, всякие стамески, рубанки были под рукой всегда…»
После 11-го класса поступил в Новочеркасскую мелиоративную сельскохозяйственную академию. На втором курсе встретил жену Валентину, на третьем родился сын Даниил. Молодая семья после получения Максимом диплома инженера-механика сельхозтехники вернулась в Сальск.
Здесь работы по специальности не нашёл, устроился на железную дорогу. Десять лет отработал в дирекции тепловодоснабжения. Несколько лет назад уволился и решил заняться чем-то своим. Тем более что и семья выросла: родились ещё двое сыновей: Михаил и Лев. Хотелось, чтобы дело было и по душе, и доход приносило.
СВОЯ МАСТЕРСКАЯ
Однажды увидев в интернете интересные вещи из дерева, Максим буквально «заболел» идеей открыть в Сальске собственное дело. Недостаток опыта и знаний компенсировал активной учебой: читал книги, смотрел ролики в интернете, изучал профильные форумы. Поначалу старался сделать максимум с теми инструментами и знаниями, что были в наличии. Однажды наткнулся на сайт, где люди делились информацией и опытом по использованию фрезерных станков с ЧПУ по изготовлению 2D и 3D резных предметов и сувениров из дерева, начал общаться.
Вскоре Максиму поступило приглашение на выставку в Краснодаре, где собирались производители таких станков. «Нам всё рассказали, показали, пообещали техподдержку — и мы с женой решились на приобретение необходимого оборудования, — рассказал Максим. — Сначала это было для души. Интересно было делать то, чего не было в Сальске».
Со временем приспособил под мастерскую собственный гараж, где сегодня есть всё, что нужно для создания изделий из дерева. Аккуратными штабелями прислонились к стене листы фанеры, МДФ, дуб, орех. Самые ценные материалы — орех и дуб. Орех купил по аукциону через интернет, дуб остался из запасов дедушки Валентина Ивановича, который у него — мастер на все руки.
ВООБРАЖЕНИЕ И ТОЧНОСТЬ
Жертвенный стол станка хранит следы уже разлетевшихся по друзьям, знакомым изделий. «Фрезерные станки с ЧПУ позволяют выполнять сложные эксклюзивные проекты с минимальными усилиями со стороны оператора, — говорит Максим. — Научиться проектировать файлы в 2D- и 3D-программах достаточно просто, эту деятельность можно освоить за считанные недели. Производитель мне предоставил видеоуроки, по ним я учился. Можно делать рекламные конструкции, сувениры, элементы корпоративной символики, предметы декора, мебель, сувениры. Фрезеровочный станок с ЧПУ позволяет создавать изделия из дерева со сложными узорами. Процесс производства выглядит так: я создаю векторное изображение узора и импортирую его в программу для управления станком. В программе мастер превращает эскиз в управляющую программу для резки в 2D- или 3D-формате. Он задаёт размеры заготовки и вводит параметры фрезы, которая будет сверлить древесину, а также указывает траектории движения, скорость, заглубление и так далее…»
По мнению Максима, общение с каждым спилом очередной породы дерева даёт почву для фантазии, и часто природа сама подсказывает, что именно может получиться из фрагмента корня тополя или среза дуба. А иногда новая незамысловатая фигурка рождается в процессе обработки дерева.
Для создания будущей модели нужны и воображение, и точность. Также Максим приобрел дополнительные станки для обработки доски, краёв детали, есть и свой сверлильный станок.
ИГРУШКИ ОТ ПАПЫ
Максим оформился как самозанятый и работает на себя. В мастерской проводит всё время, постоянно пробует новые модели, пишет программы. В его арсенале целая коллекция изделий из разных пород дерева, которые сейчас остались только на фотографиях, — подарены-распроданы.
Чего он только не сделал на своём станке за прошлый год! Даже игрушки своим детям сам проектировал и мастерил. Так у младшего сына появилась лошадка, машинки, причём непростые, а развивающие. Столы разборные делает, менажницы. В зависимости от размера и сложности, на одно изделие уходит, в среднем, два часа.
«Хоть основная работа делается на станке, ручной труд это не отменяет, — поясняет мастер. — Ведь здесь каждую досточку, каждую деталь я обрабатываю с добрыми мыслями и светлыми надеждами», — поясняет молодой предприниматель.
В МОДЕ — ЕСТЕСТВЕННОСТЬ
В планах у Максима — донести до людей, что изделия из дерева имеют особую ценность, в них есть жизнь, они дышат, если так можно выразиться. «Сейчас вот в моду вошли изделия из слэба дерева — это продольный цельный спил нижней части крупного ствола дуба, тополя, вяза и любой другой твердой породы дерева, — говорит Максим. — Сравните классическую дубовую столешницу идеальной прямоугольной формы с эффектным аналогом свободной геометрии и естественной корой по краям. Чувствуете разницу? Для слэбов важна не только богатая древесная фактура, но и форма ствола. Особый интерес представляют деревья с капами, представляющими собой наросты различной конфигурации. Возможно изготовление слэбов из торцевых спилов с последующей обработкой — они используются преимущественно для создания креативных предметов интерьера. При обработке сохраняется естественная геометрия спила, его природная асимметрия, линии, изгибы и вмятины. Полностью обнаженное сечение дает возможность оценить всю красоту древесного рисунка, образованного не только кольцами, но и сучками, извилистым расположением волокон, интересными дефектами. Сохранение коры по краям акцентирует внимание на причудливости формы, контрасте фактур и оттенков. Для слэбов выбирают крупные стволы твердых ценных пород. Дуб, клен, тополь, орех, вяз, лиственница используются для оригинальных стеллажей, полок, подоконников, столешниц…»
ПРИМЕР ДЛЯ СЫНА
Вот такой он — Максим Сиволапов, мастер-деревообработчик. Молодой, креативный, ценящий естественную красоту дерева. К слову, видя творческую работу отца, старший сын тоже задумался о своём деле.
Даниилу — 13 лет, увлекается баскетболом, мечтает в будущем играть за какую-нибудь престижную команду. Год назад начал собирать деньги на свой 3D-принтер и на день рождения сделал себе подарок.
«Я делаю разные игрушки, брелки, браслеты из пластика, — говорит Даниил. — Недавно смоделировал и сделал папе переходник на пылесос, насадку на шлифовальную машинку. Нужные вещи…»
Супруга Валентина тоже свою машинку приобрела. Швейную. Словом, каждый в этой семье — при деле.
У Максима в планах — только развитие и дальнейший рост. И, глядя на то, с каким рвением он подходит к своему делу, можно не сомневаться: у сальского мастера впереди — большое будущее.
Светлана Омельянович, 8(86372) 7-10-22, omelpress@bk.ru
salsknews.ru
Ваше имя (обязательно)
Ваш e-mail (обязательно)
Тема
Сообщение
Версия для слабовидящих