От Донецка до Токмака: волонтёры гуманитарного батальона снова побывали в зоне проведения спецоперации

От Донецка до Токмака: волонтёры гуманитарного батальона снова побывали в зоне проведения спецоперации
15 мая 11:00 2024 Печать 537

В Мариуполе после отгрузки помощи местным волонтёрам пришлось немного задержаться: наш знакомый «Пепел» попросил передать индивидуальные посылки для ребят из разведывательной роты. Отказать не могли — говорит, сколько просил других волонтёров отвезти помощь, никто не соглашался. Бойцы должны были выехать к нам ещё в Донецке, но не получилось. Догоняли они нас уже в Мариуполе…

«МЫ — РАЗВЕДРОТА»

Выехавший за гуманитаркой для своей роты Максим с позывным «Рубило» — родом из Краснодарского края. До СВО был индивидуальным предпринимателем в сфере строительства. С началом мобилизации решил подписать контракт.

Это уже не первый его боевой опыт: в 2015-2016 годах под Старобешево, Дебальцево был в рядах добровольцев.

Максим — водитель. Но это — сейчас. А раньше был разведчиком-снайпером. Разведка — дело такое: идут тихо, стреляют метко, распространяться о службе не любят. И всё же…

«Случайных людей у нас не бывает: разведчик — это не простой солдат, который взял оружие, он должен думать головой, — поясняет «Рубило». — Для них неважно, сколько часов или дней они проводят в полях без сна и отдыха. Это их долг. И они с честью его выполняют. Любое наступление начинается с подготовки. И пока войска только планируют выдвинуться в заданный район, там уже ведется работа. Именно — «работа». Так мы называем свои боевые выходы…»

«Пепел», мы всё передали. А ещё добавили домашней выпечки и готовой продукции от сальских хозяюшек. Как же ребята всегда рады домашней пище, по которой на фронте скучают, вы бы видели… На здоровье, товарищи бойцы!

ЗЕМЛЯКИ ИЗ 108-ГО

Дальше был переезд в Пологи. Ближе к населённому пункту на блокпостах нам постоянно говорили: вас не пустят в город, там высокая вероятность обстрелов… Как мы узнали позже, именно в этот день украинские войска обстреляли Пологи, погибли два мирных жителя, было зафиксировано 14 прилётов снарядов.

Тем не менее двинулись дальше. Встретились с ребятами из 108-го полка — водителем Владиславом с позывным «Доминик» (покойный комбат ещё на полигоне дал ему такой позывной за скорость вождения) и связистом Юрой — просто Юрой, без позывного. Оба парня — из соседних сёл Краснодарского края, земляки, можно сказать.

Влад вывозит «трехсотых» с передка. Кстати, работает в паре с нашим «Доком» — фельдшером Димой из Сальска.

«22 километра — примерное расстояние от точки до точки, — рассказывает «Доминик». — Первую помощь бойцу оказывают на самом передке — и мы забираем. Подлетаем, максимально быстро, на погрузку — 10-15 секунд. Это уже четвёртая моя машина. Первые три — взорваны. Уже под раздачу и эта не раз попадала, чиним сами. Хотя в нашем селе есть и своя мастерская. Цены, правда, высокие. Поэтому стараемся ремонтировать своими силами. Понимаете, на линии боевого соприкосновения, любая машина — будь то новый автомобиль или потрепанная жизнью «Буханка», — проживет недолго: и дороги фронтовые, и быт — тоже фронтовой. Убраться вовремя, вывезти своих и спастись самому — куда ценнее, чем состояние кузова, подвески или мотора. Цена такой бережливости — жизнь, оттого и «топят» водители вовсю, без оглядки. И это — единственный правильный выбор, иного быть не может…»

«Устал?» — спрашиваю. «Да нормально, — отвечает. — Удаётся даже поспать. Сегодня часа три спали. Мы только с ночного дежурства. По первому вызову всегда должны выехать. Самый сложный выезд был на Вербовом, когда «трехсотых» без ног забирал. Двух парней за всё время только не довёз — у них просто не было шансов. Как бы быстро я ни ехал…»

Живут парни, в основном, в окопах. Выезжают в ближайшее село на побывку, так сказать. Немного познакомили со своим бытом. По дороге к дому, где временно обосновались бойцы, Влад рассказывал, как и чем живут ребята.

«Вон, видите, дорога — это прямая на передок, отсюда всего 18 километров, — говорит «Доминик». — Главное в нашем деле — действовать без промедления. Мы однажды по дороге на передовую колесо пробили, начали менять — и по нам заработала ствольная артиллерия. Так мы колесо за две минуты поменяли, даже учитывая то, что оно не подходило. В экстремальных условиях начинаешь по-другому думать и действовать. Да и небо с каждым разом преподносит новые сюрпризы. Опасность для водителей представляют дроны-камикадзе, «Бабы-Яги». Последняя летит высоко и несёт большие грузы. Если такая догонит, с машиной можно попрощаться…»

ТАКОЙ ПУТЬ

В ответ на вопрос многих: «Зачем им что-то? У них же зарплаты высокие. Сами себе купят всё» — отвечаю, и ребята подтверждают мои слова: они и так достаточно там тратятся, потому что постоянно приходится на что-то складываться. На одежду, генераторы, запчасти. В условиях фронта это всё — расходники, да и цены в прифронтовых городах на порядок выше, чем у нас. Взять хотя бы бензин: в Пологах литр 92-го стоит 70 рублей. Естественно, заправляются частенько парни тоже за свой счёт. Плюс продукты: не меньше 25.000 рублей с каждого уходит — разнообразия-то хочется. Вот потому и рады безумно ребята домашней пище, которой балуют их волонтёры.

«Иногда я понимаю, когда выезжаю на задание, что это может быть билет в один конец, — говорит Влад. — Но я сам выбрал такой путь. Больше пяти с половиной лет назад ещё. Поэтому — работаем, делаем всё, чтобы приблизить нашу победу…»

108-й полк получил свою гуманитарку в виде медикаментов, одежды, средств личной гигиены, готовой продукции. Ещё ребята попросили отремонтировать двигатель на «буханку». Забрали, привезли мастеру. Как будет готово — отвезём обратно…

ПРОСТИ НАС, «МУХА»…

А дальше было самое тяжёлое для нас с Леной Ищенко посещение бойцов. Потому что приехали мы в подразделение, где служил наш земляк «Муха». Больно было? Не то слово! Потому что его больше нет…

С Вовой мы познакомились в середине декабря прошлого года. Тогда я в первый раз поехала в составе гуманитарного батальона «Русский мир» на Запорожье. Помню, как он был удивлён, что столько всего ему привезли, и всё время благодарил. А когда вышла статья о поездке, он первый написал: «Ну, Флешка, от души тебе спасибо. Статья чёткая. Всей «ямой» (так ребята называют свои землянки) сейчас сидели читали, очень интересно, конечно. Спасибо тебе большое». И, вы знаете, эти слова до сих пор мне очень-очень дороги…

Мы начали потом списываться с Вовой, для нас с Леной этот открытый паренёк с обезоруживающей улыбкой стал очень близким человеком. Как брат. Постоянно его поддерживали, справлялись о здоровье, службе. Он честно рассказывал, делился чем-то личным, шутил… Хороший, добрый мальчик, которого больше нет…

В одно ранее апрельское утро жизнь Вовы оборвалась от попадания в его машину FPV-дрона. Светлая память тебе, дорогой наш человек. Мы не забудем тебя. И — прости нас. Что мы не успели что-то тебе привезти, довезти, прости за короткую последнюю встречу, когда толком и не пообщались. Знали бы, что в последний раз видели твои глаза, слышали твой голос, обняли… Прощай, братик!

В этот раз, когда общались с ребятами из подразделения «Мухи», всё время его вспоминали. У всех он ставил о себе добрую память. Так говорил и штурмовик Даниил с позывным «Гриня» из Таганрога, и наш земляк «Беркут» из Юловского, и хорошо тоже нам знакомый Серёга «Сет». Он, кстати, показал свою машину, в которую тоже прилетел проклятый дрон. Успел выскочить. Лобовое стекло заменил, подлатал машину — и ездит…

Что передали в этот раз этому подразделению? Неравнодушные жители села Юловское собрали очень много всего для своего земляка «Беркута»: средства личной гигиены, газовые баллончики, продукты питания и т. д. Плюсом пошло масло для двигателя, иконы, игрушки в виде вязаных чебурашек-талисманов с именными позывными… Всё передали парням.

ДУХОМ НЕ ПАДАТЬ!

А в Токмаке уже ждал «Горец». Темнело, наша машина осторожно пробиралась по разбитым дорогам к посёлку, где мы должны были заночевать. Радушие братьев-дагестанцев, как всегда, было на высоте. Приняли уже как родных. Наверное, только здесь так умеют готовить горный чай — ароматный, вкусный. Не одну чашку выпили, пока разговаривали об обстановке на фронте.

Парни рассказали, что их товарищ сейчас в госпитале — Сенгер с позывным «Гуг» получил серьёзное ранение, была операция, сейчас восстанавливается. Как ты говоришь, Сенгер, главное — духом не падать. Так что держись, брат.

Новым нашим знакомым стал Михаил с позывным «Тихий» из Санкт-Петербурга. 57-летний водитель миномётной батареи начинал службу в ЧВК «Вагнер». На подвозе БК был. А до СВО работал дальнобойщиком, водителем «скорой помощи».

«С началом СВО я не сомневался даже, идти мне на фронт или нет, — говорит Михаил. — Это дело чести и памяти. Мою бабушку в плен забрали в годы Великой Отечественной. Ей всего 14 лет было тогда… Знаю, что она пережила тогда. И не хочу, чтобы мои внуки пережили подобное…»

Познакомились мы в этот раз с командиром батареи Александром с позывным «Ачинск». Он из Красноярска. Два года назад возглавил батарею — сразу после артиллерийского училища.

«До этого в семье военных не было, я первый решил, — говорит «Ачинск». — Несмотря на молодость, удалось построить в батарее работу так, чтобы успешно выполнялись боевые задачи. И с минимальными потерями. Если правильно все организовать, то работа идёт».

Новый человек в батарее — Дмитрий с позывным «Угол». Родом из Екатеринбурга. Работал на заводе, где была бронь, и мог бы не идти на фронт, но…

«Кто будет защищать мою жену, моего ребёнка, мою мать? Кто-то другой? Пока я сижу дома в тепле? Нет уж, я не такой. Когда угроза для страны есть, я дома сидеть не стану, — говорит Дима. — Когда узнал,что началась мобилизация, сам пошёл в военкомат. Самолётом из Екатеринбурга в Ростов прилетел. Потом в Миллерово, Ровеньки — 385-я артбригада. Старшим наводчиком там был. Даже потом сам троих обучил. В ЛНР, ДНР работал, освобождал Авдеевку. В миномётчики прибыл неделю назад. Привыкаю к новым людям, к новой местности. Так же — наводчик. Здесь принцип тот же самый. Уже вник — миномётный снаряд летит на расстояние 6-7 км, весит 16 кг. Установку в 200 кг надо постоянно переставлять, постоянно быть в движении, она состоит из нескольких частей…»

Пока разговариваем, в небе весьма «многолюдно» — вертолёты, самолёты летают низко. Где-то работает «Град». Постоянные прилёты и выходы нашей артиллерии. Работают ребята, потихоньку двигаются вперёд. И все-все думают об одном — о доме, родных, о том, чтобы увидеть, как вырастут дети…

Дмитрий «Цимла» из батареи «Горца» — наш земляк. Из Ростовской области. Доброволец. Капитан маломерного судна технического флота. Ходил по Черному, Азовскому морям.

«Пока не объявили мобилизацию, не собирался идти воевать, — говорит «Цимла». — Когда страна позвала, решил, что надо идти помогать своим. Дома семья — жена, два сына. Если не я, то кто-то пойдёт другой, а если нет — то дети моих друзей, мои дети. А я этого не хочу…»

«Цимла» после контрнаступления прошлого года получил младшего лейтенанта. Его задача — рекогносцировка местности, определение, выбор позиции, основных направлений ведения огня, установка миномёта, выверка прицельных приспособлений.

Что сказать? Берегите себя, ребята. Мы в вас верим! И спасибо ещё раз за гостеприимство…

ТЕПЛО ДОМА И ЗАБОТА ТЫЛА

В этот раз, как, впрочем, и всегда, подразделений было много. Десять точно. Среди них — артиллеристы. Дима и Михалыч забрали для своей батареи масксети, шлифовальную машинку, редукторы, готовую продукцию, полюбившуюся тушёнку от нашей замечательной Анны Богдановны Бедрик из села Сандата. Александр «Земля» из Кручёной Балки получил тепловизионный бинокль, масксети, готовую продукцию, газовый баллон, переходники на него, гуманитарку от группы «Мы вместе» села Крученая Балка.

Мобилизованный из Омска Николай «Стетхем» — тоже артиллерия — выехал за гуманитаркой для «Калмыка». Он, напомним, из калмыцкого села Приютное. Аня Уланова из посёлка Зимовники хотела порадовать своего земляка национальными блюдами — передали.

Саша «Зёма» из Нового Егорлыка подъехал — получил индивидуальную посылку. И на блокпостах не оставили никого без домашних пирожков. Каждый получил ладанки, иконки, письма с пожеланиями скорейшего возвращения домой…

В очередной раз хочется выразить огромную благодарность всем и каждому, кто подключался и подключается к сборам для ребят, кто печёт, вяжет, плетёт, шьёт… Словом, что-то делает для того, чтобы помочь солдатам почувствовать тепло дома и заботу тыла.

Как говорит руководитель нашего гуманитарного батальона «Русский мир» в Сальске Анна Уварова, не расслабляемся, работаем, задач много — и надо по максимуму помочь бойцам!

Не оставайтесь в стороне, добавляйтесь в нашу группу в ватсап «Нить надежды «Русский мир». Вся информация — по телефону 8-938-101-46-77, Анна Юрьевна Уварова.

Светлана Плещенко, 8(86372) 7-10-22, omelpress@bk.ru

salsknews.ru