От хутора до города: листаем страницы истории Сальска. Часть V

by admin | 26.02.2019 1:48 пп

Мы продолжаем публиковать серию статей в рамках проекта «Моё, родное…»

Что же происходило в городе во второй половине сороковых годов? Прежде всего, продолжилось восстановление предприятий, школ, учреждений. Причём, в 1946 году развернулась плановая работа: составлялись сметы ремонта, титуальные списки. Эти документы утверждались на заседании горисполкома. Ремстройконтора, которой в то время руководил Малушко, проводила в городе ремонтные и строительные работы.

Время подъёма

К самым значимым событиям второй половины сороковых годов относится организация Сальского отделения железной дороги. Вообще, своим развитием город в большей степени обязан предприятиям железнодорожного транспорта. Согласно постановлению Совета Министров СССР № 2143 от 19 сентября 1946 года, были созданы управления дорог, в том числе и управление Северо-Кавказской железной дороги в Ростове, а отделения, организованные в 1936 году, преобразованы в отделения дороги. Так появилось Сальское отделение — одно из самых крупных на СКЖД. В те годы его протяжённость составляла 411 километров.

Во второй половине 40-х в городе насчитывалось 20 тысяч жителей. Добрая половина трудоспособного населения работала на железнодорожном узле. Однако были в городе и другие предприятия. Например, в 40-х успешно действовал и выпускал свою продукцию кирпичный завод. Он производил то, без чего, казалось, невозможен сам процесс восстановления разрушенного войной хозяйства. Это прежде всего кирпич, который в неограниченном количестве требовался для ремонтно-восстановительных работ. Это черепица — дешёвый и прочный кровельный материал. Это, наконец, керамическая посуда, бывшая в послевоенные годы в необыкновенном дефиците.

Мост на Заречье.

В 1947 году на кирпичном заводе были отремонтированы Гофмановская печь, нефтедвигатель, заканчивалась сборка пресса и восстановление черепичного цеха. Чтобы привлечь рабочих на завод, было отремонтировано общежитие, в комнатах установлены радиоточки.

Очень нужную продукцию давал госзавод № 7 (впоследствии — завод кузнечно-прессового оборудования им. Братьев Красновых) — алюминиевую посуду, тазы, сковородки, кастрюли, а из крупных изделий — кирпичные прессы для полусухого прессования. Лесомебельный комбинат (ныне — предприятие «Самек») выпускал тогда стулья, кушетки, обеденные столы, табуреты.

Сальск недаром называют «городом средь хлебных разливов». Хлеб — главное богатство не только Сальского района, который его выращивал, но и города, хранившего, перерабатывавшего и отгружавшего его в разные концы страны. Поэтому самым первым крупным послевоенным строительством стало сооружение нового элеватора, начатого в 1945 году на южной окраине города. В 1948-м это хранилище ёмкостью четыре тысячи тонн было сдано в эксплуатацию, и сразу же началось строительство нового производственного помещения на десять тысяч тонн. А постройки старого элеватора переоборудовались под комбикормовый завод. Здесь тоже возводятся цеха, в том числе — корпус под собственную паротурбинную электростанцию. Надо отметить, что под строительство  нового элеватора отвели 24 гектара земли. Это для промышленной зоны. И десять гектаров — для размещения жилья, детского сада, Дома культуры!

Мельница.

И, продолжая тему переработки зерна, напомню, что в 1949 году на участке восточнее нового элеватора развернулось строительство крупозавода. Он был введён в эксплуатацию в 1951 году и вырабатывал крупу из ячменя. Между прочим, это предприятие считалось одним из лучших крупозаводов юга России! В 1958 году он был объединён с элеватором в мелькомбинат. Здесь же, на южной окраине города, в 1949 году началось строительство хлопкозавода…

И летний кинотеатр…

Но вернёмся в 1946 год. Повсюду были заметны следы недавно окончившейся войны. Многие здания стояли разрушенными, требующими первоочередного восстановления. Однако горисполком принимает неординарное решение: построить летний кинотеатр на 800 мест. Однако к работам тогда так и не приступили, слишком тяжело жилось тогда сальчанам, в бюджете денег не оказалось. И только с середины лета 1949 года «кинотеатр под открытым небом» начал функционировать.

Интересно, какие же фильмы смотрели сальчане в те годы? В документах есть их перечень: «Падение Берлина», «Встреча на Эльбе», «У них есть Родина», «Секретная миссия», «Повесть о настоящем человеке», «Молодая гвардия», «Владимир Ильич Ленин», «Кубанские казаки». В летнем кинотеатре не только показывали кино, но и проводили праздничные концерты, посвящённые Дню железнодорожника. Прекрасно выступал хор, в котором пели молодые тогда супруги-железнодорожники Суббота, Бородины, Богатырёвы. Мальчишки, словно воробышки, сидели на верхних кромках стен, ограждавших зрительный зал «Летнего», на ветвях могучих деревьев, и оттуда, с высоты, слушали концерт. Такая деталь: вход в этот кинотеатр был со стороны Спортивного переулка, а выход — на улицу Кирова.

Такие дома до недавнего времени можно было встретить и в центре города.

В 1946 году открылась городская детская библиотека. Вначале она размещалась в одном здании со взрослой, а потом — в Доме пионеров (ныне — детсад «Светлячок» на улице Свободы). Жизнь сальчан в то время, повторяю, была очень трудная. Существовала карточная система, в магазинах было пусто. Словом, голодно и холодно. Поэтому с повестки дня заседаний горисполкома не сходили социальные вопросы. Одиноким матерям выплачивались пособия (100 рублей на ребёнка до достижения им 12-летнего возраста), орденоносцам полагалась 25-процентная скидка по квартплате. 30% всех поступающих промтоваров предназначались семьям погибших воинов. А для их детей Сальский торг организовал специальную столовую. Особое внимание обращали тогда на детей, у кого война отняла мать или отца, а то и вовсе обоих родителей. Несмотря на голодное время (в 1946 году из-за сильнейшей засухи случился неурожай!), в детских садах и яслях старались кормить по возможности разнообразно. Как показала проверка, проведённая комиссией горисполкома, дети получали сахар, сливочное масло, швейцарский (!) сыр. Правда, непорядок нашли в том, что в кладовых скопилось продовольствия больше, чем должно быть по нормативным запасам. Сальский торг переусердствовал, отпуская дефицитные продукты в детские сады и детприёмники при каждом их поступлении без всяких норм (так отмечено в акте проверки). Но сам факт, что из скудного набора продуктов выделялись самые дефицитные, неоспорим. Действительно, всё лучшее старались отдать детям.

Мемориал на территории завода КПО.

В 1947 году 61 демобилизованный воин получил ссуду на строительство индивидуального дома — в среднем по восемь тысяч рублей. Заботилась местная власть и о работниках народного образования. Вот, например, вопрос, рассматривавшийся на заседании горисполкома, звучал так: «О материально-бытовом обслуживании учителей». Оказывается, существовал план снабжения педагогов промышленными товарами. Напомню, что свободной торговли тогда практически не было, все товары распределялись по талонам. Так вот, работники просвещения должны были получить промтоваров на шесть тысяч рублей. Однако, им выдали только на четыре тысячи. Цитируем документ: «…выдаются в таком ассортименте, который явно не удовлетворяет учителей. Вместо микояновских детских ботинок за 21 рубль (т. е. ботинок, сшитых на ростовской обувной фабрике им. Микояна) учителю Строганову пытались выдать ботинки хуже — местной промышленности (т. е. сшитых в сапожной мастерской Сальской промартели), но стоимостью дороже — за 71 рубль. Вместо трёх метров сатина учительнице школы № 2 Хохловой Марии Андреевне выдали коленкор». Казалось бы, такие мелочи — не те ботинки, не тот материал получили педработники, — но власти не могли допустить, чтобы тех, «кто сеет разумное, доброе, вечное», обманывали чиновники из службы распределения.

Строительство мемориального комплекса «Поклон».

Вместо дома — церковь

Что ещё интересного было в ту, теперь уже далёкую для нас пору? Вот факт, наверняка заинтересующий православных христиан. В 1946 году горисполком выделил, как сказано в его решении, «коллективу верующих» земельный участок по улице Красная, 63. По всей видимости, это было сделано для расширения церковного подворья. Сама же церковь, по сведениям, располагалась в жилом доме, купленном и перестроенном примерно в 1943-1944 годах. Любопытна история этого земельного участка. Он был выделен гражданину И. Склярову под строительство дома. Но, видимо, церковная община вышла с ходатайством о расширении своего подворья, и горисполком решил удовлетворить её просьбу. Участок по ул. Красная, 63, был отдан церкви, а И. Скляров получил точно такой же на улице Железнодорожной. Всё это — покупка и перестройка дома под церковь, расширение её подворья — стало возможным потому, что во время войны и в первые послевоенные годы наступили более либеральные времена по отношению к религии. Церковь материально помогала  государству в войне, вплоть до сбора денег на производство вооружения. Но главное — она укрепляла веру православного народа, что «наше дело правое, враг будет разбит».

Церковь на улице Красной.

Мини-ВДНХ

Большой участок земли — 45 гектаров — был выделен ипподрому. Его территория занимала два строительных квартала. На первый взгляд, история ипподрома больше характерна для района, чем для города, потому что в скачках, проводившихся там, участвовали лошади, выращенные на конном заводе им. Будённого. А старшее поколение помнит, что ранней осенью на ипподроме проводились и районные выставки-ярмарки — эдакие мини-ВДНХ. Вполне понятно, что  нашим выставкам было далеко до московской, но сам принцип соблюдался: каждое хозяйство получало свой специально построенный павильон и демонстрировало там свою продукцию. Причём всё — зерно, овощи, фрукты, арбузы и дыни, молоко, мёд, мясо, поросят и телят — сальчане могли купить на этих выставках. Валентине Алексеевне, например, запомнился, большой каравай хлеба из колхоза им. Сталина и виноград, который они купили тогда на ярмарке…

Проводилась и культурная программа: на выставках пели и плясали самодеятельные коллективы. Словом, это был настоящий праздник для сальчан. Городские предприятия тоже участвовали в таких ярмарках. Большим спросом пользовалась их продукция: квас, ситро, пиво, мороженое, сдобные булочки, пряники и бублики.

Никита Хрущёв на вокзале станции Сальск.

Как бы тяжело ни было, а мороженое в Сальске выпускали три организации: Бродтрест, Главптицепром и Раймолоко. При этом на постоянном контроле горисполкома были вопросы увеличения производства мороженого и прохладительных напитков, а также строительства  и открытия ларьков и павильонов для их реализации.

Была когда-то «Дружба»…

Хочу коснуться планов «культурного» строительства. Да, осуществиться им было дано десятилетия спустя, однако разрабатывались они в конце сороковых. Ещё не было реанимировано всё городское хозяйство, а люди уже думали о будущем. В 1947 году исполком выделил участок под Дом социалистической культуры (именно так записано в решении) на «территории будущего парка, с выходом главного фасада на улицу Будённого». Место-то определили, но денег на строительство в бюджете не оказалось. И лишь в 1963 году на отведенном участке был сооружён широкоформатный кинотеатр «Дружба». Заслуживает внимания сам факт: в каком бы дефиците ни была земля в центральной части города, а место под культурный очаг сохранили — пусть и не под ДК, как задумывалось раньше, но и «Дружба» стала заметным явлением в культурной жизни Сальска. Весьма интересен и такой момент: наш кинотеатр был в то время восьмым в России по наличию широкоформатного экрана, чем сальчане, естественно, очень гордились. Любопытен ещё один факт в истории «Дружбы»: вводился кинотеатр в строй как обыкновенный широкоэкранный, но бригада монтажников во главе с инженером, ставившим киноустановки для «иллюзионов» ещё в дореволюционное время, сделала широкий формат.

Кинотеатр «Дружба». Сейчас вместо него — участок земли, в центре посажены розы. Теперь из парка открывается вид на улицу Будённого.

В 1948 году возник план строительства ещё одного очага культуры. Тогда же на углу улиц Ленина, 8, и Сальской, 3 (ныне Ворошилова), отвели земельный участок и решили воздвигнуть здесь районный Дом культуры. До войны на этом месте размещалась типография газеты «Сальский большевик». В оккупацию она сгорела, около десяти лет здесь, на пустыре, «красовался» её разрушенный подвальный этаж с обгоревшими печатными машинами. Но сил, чтобы немедленно приступить к сооружению районного ДК, у властей не было. И только по прошествии времени на это место пришли строительные бригады: объект взяли на себя железнодорожники. Так в городе появился известный всем сначала ДКЖД, после переименованный в РДК им. Негребецкого. Он был сдан в эксплуатацию в 1959 году.

Строительство ДКЖД. В декабре 2019 года зданию будет уже 60 лет.

Многие старожилы хорошо помнят городской стадион. До войны он занимал территорию нынешнего парка культуры и отдыха имени 30-летия ВЛКСМ (вернее, от ГДК «Коммунар» до пер. Коммунального). Здесь были отличные деревянные трибуны, хорошее футбольное поле. Особенно много любителей привлекала к себе 50-метровая парашютная вышка. Прыгали с неё и взрослые, и детвора.

В 1947 году началась работа по переносу многочисленных воинских захоронений из разных концов города и его окраин в одну, братскую, могилу. Место под неё отвели на городском кладбище. Такая же работа проводилась и на территории кирпичного завода. Здесь в 1948 году был построен памятник жертвам фашизма — трём тысячам пленных красноармейцев и мирных жителей, расстрелянных карателями в глиняном карьере.

Словом, постепенно город, а вместе с ним и его люди становились на ноги. Обретали уверенность в жизни, играли свадьбы, растили детей…

ДК «Коммунар». Сейчас здесь находится двор детского сада «Голубок»

Светлана Омельянович, 8(86372) 7-10-22, omelpress@bk.ru[1]

salsknews.ru

 

Post Views: 7 849
Endnotes:
  1. omelpress@bk.ru: mailto:omelpress@bk.ru

Source URL: https://salsknews.ru/ot-hutora-do-goroda-listaem-straniczy-i-5/