От мастерской до флагмана машиностроения: 90 лет исполняется одному из крупнейших заводов юга России

by admin | 06.03.2024 10:00 дп

Корни «Сальсксельмаша» уходят глубоко в благодатную землю бывшего зерносовхоза «Гигант», на чьей территории и были организованы центральные ремонтные мастерские, производившие ремонт комбайнов, тракторов, автомашин…

РОС С ГИГАНТОМ

Сегодня завод производит навесное сельскохозяйственное и коммунальное оборудование и является настоящим флагманом импортозамещения и новой индустриализации. В техническое перевооружение вложено уже больше миллиарда рублей. Это производство полного цикла. География поставок продукции — вся Россия, Белоруссия, Казахстан… А один из крупнейших партнеров «Сальсксельмаша» — сам «Минский тракторный завод». Сегодня мы расскажем, какой путь прошёл завод с первых своих дней до дня сегодняшнего…

История предприятия, богатого трудовыми традициями, начинается с 1934 года. Изначально завод располагался на территории зерносовхоза «Гигант» — самого первого и самого большого зернового совхоза на территории советского государства. Первоначально ему была отведена огромная по тем временам территория — 127 тысяч гектаров. Чтобы справиться с объемом работ, в Америке было закуплено около 400 тракторов и 25 комбайнов — своих таких машин в стране еще не производилось. В эти же годы были организованы центральные ремонтные мастерские, производившие ремонт комбайнов, тракторов, автомашин. Так вместе с совхозом Гигант рождался завод «Сальсксельмаш».

К 1934 году площадь полей «Гиганта» составляла 2.600 квадратных километров. Управлять таким громадным хозяйством было сложно, именно поэтому совхоз «Гигант» был разукрупнен на четыре самостоятельных совхоза — «Гигант», «Сальский», «Целинский» и «Юловский». За «Гигантом» осталась земельная площадь в 500 квадратных километров. А вот его центральная ремонтная мастерская была реорганизована в авторемонтный завод, который производил капитальный ремонт тракторов, моторов, автомашин, выпуская запасные части к ним. Это база и стала прародителем завода, а сейчас именно это предприятие носит имя ООО «Сальсксельмаш».

ДЛЯ НУЖД ФРОНТА

В истории завода было много непростых времен: это и тяжелые годы войны, когда предприятие пережило эвакуацию на Кавказ и выпускало исключительно спецпродукцию для нужд фронта — запчасти и ремонт тракторов, танков, выпуск поршней для автомобилей ЗИС. Не менее десяти лет потом понадобилось для возвращения к сельхозмашиностроению.

С 1960-х годов сальский завод получил новую специализацию, основанную на выпуске навесной погрузочной сельскохозяйственной техники. Первыми в линейке подобного оборудования стали копновозы КНУ-11 и стогометатели СНУ-0,5 (1963 г.).

В 1964 году эти машины были впервые отправлены на экспорт. Новое направление дало и новое название предприятию: в мае 1965 года оно было переименовано в Сальский завод сельскохозяйственного машиностроения — «Сальсксельмаш».

ЭПОХА СЕРЕБРЯКОВА

Время расцвета наступило для завода «Сальсксельмаш», когда его возглавил в 1965 году Вадим Владимирович Серебряков.

В эти годы основной специализацией завода становится выпуск сельскохозяйственной техники для уборки незерновой части урожая — копновозов, стогометов и других машин. Благодаря их качеству, простоте в управлении и долговечности продукция «Сальсксельмаша» пользовалась большим спросом не только у нас, но и за рубежом — её покупали в 24-х странах мира

Работая на заводе, Вадим Владимирович был удостоен трёх орденов: «Знак Почета», Трудового Красного Знамени, «Дружбы народов». 21 год и десять месяцев, в общей сложности, отдал Вадим Владимирович заводу. С 700 до 2.400 человек вырос при нём коллектив. Во много раз увеличился объём работ. Это было первое предприятие в районе, которое получило государственный знак качества, и единственное, ставшее победителем Всесоюзного соревнования, представленное на Почетной Доске ВДНХ.

Завод развивался, и одновременно благоустраивался Гигант: строилось жильё, детские сады. Многое делалось с подачи Вадима Владимировича Серебрякова и при его непосредственном участии. Только подумайте: когда на предприятии появился новый директор, завод выпускал только грабли к тракторам. При Серебрякове стали производить погрузчики и стогометатели. Этим погрузчикам дали знак качества, они шли на экспорт. Вадим Владимирович в Париж к заказчикам ездил. Как он сам говорил: «Перед самой пенсией угодил на семь дней в Европу». Хотя подобная поездка была не единственная. С Урала в Египет ездил, полгода жил в Каире, куда 2.000 советских мотоциклов отправил…

ПОД ЭГИДОЙ «САЛЬСКСЕЛЬМАША»

В 1973 году «Сальсксельмаш» представил на суд отечественных аграриев новый копновоз КУН-10, который вскоре после первых полевых испытаний отправился на конвейер. Этому продукту под эгидой «Сальсксельмаша», как первой сельхозмашине подобного типа, выпущенной на Дону, был присвоен государственный Знак качества — такой высокой оценки в те времена удостаивались немногие.

Начиная с 1976-1978 годов в серийное производство пошли фронтальный погрузчик ПФ-0,75, предназначенный для работы на складах минеральных удобрений, и приспособление для погрузки, перевозки и укладки рулонов сена ППУ-0,5.

В 1983 году «Сальсксельмаш» выпустил ещё одну абсолютную новинку для того времени — погрузчик-копновоз универсальный ПКУ-0,8, который также был отмечен Знаком качества. В 1985-1986 годах был освоен выпуск приспособления для погрузки мягких контейнеров ПМК-Ф-1 и производство измельчителя зерна и травы ИЗТ-Т-1.

НА НОВЫЕ РЕЛЬСЫ

В 90-е годы «Сальсксельмаш» прошёл несколько этапов реорганизации и смены организационно-правовой формы, при этом эти изменения не повлияли на то, что завод продолжал активно осваивать выпуск новых  агромашин и оборудования, в которых нуждалось сельское хозяйство.

Так, в 1992 году впервые была выпущена новая валковая навесная жатка ЖФН, а в 1994 году — стогометатель-погрузчик универсальный СНУ-550.

В целом, проблем с идеями и реализацией новых проектов не было. С 1983 года и по настоящее время заводом продолжает выпускаться погрузчик-копновоз ПКУ-0,8. Конечно, он получил ряд технологических модернизаций и теперь доступен с широким ассортиментом рабочих органов и может оснащаться джойстиковым управлением, как и большинство наших современных моделей.

В 2000-х годах началась новая история завода «Сальсксельмаш». Команда предприятия взяла курс на современное производство и расширение номенклатуры выпускаемой продукции. С 2003 года начался выпуск коммунальной техники — щеток, отвалов, погрузчиков на трактора различных марок. Уже в 2004 году завод приступил к перевооружению с переходом на гибкие современные технологии, без которых выпуск новых машин на требуемом качественном уровне был бы попросту невозможен. За последнее десятилетие на заводе освоено производство гидроцилиндров, холодное выдавливание гидроарматуры, плазменная резка труб различных профилей и диаметров, изготовление деталей на различных станках с числовым программным управлением. В сентябре 2007 года завод приобрел лазерный раскройный комплекс последнего поколения японской фирмы «Amada». Это позволило значительно увеличить производительность и улучшить качество выпускаемой продукции…

КАДРЫ РЕШАЮТ ВСЁ

Были в истории завода и непростые времена, когда предприятие находилось в предбанкротном состоянии. Его пытались поделить, распродать территорию по частям, но этого не допустили. Период застоя для завода завершился, когда пришла молодая команда, в составе которой был и нынешний генеральный директор Борис Аксенов. Он возглавил завод более двух лет назад. До этого работал в службе снабжения и коммерческим директором. В общей сложности, на предприятии Борис Аксенов работает больше 20 лет. Также он является депутатом Законодательного Собрания седьмого созыва и активно участвует в жизни области через принятие законов и нормативно-правовых актов.

Молодой перспективный руководитель видит новые пути развития предприятия и ведёт планомерную работу по внедрению новейших разработок в области машиностроения. «Постепенно за 20 лет нам удалось создать достаточно серьёзный машиностроительный комплекс, с современным парком оборудования, а главное — с людьми, которые обслуживают цеха, — рассказал гендиректор. — Сейчас на заводе работают 450 человек. Конечно, с советским временем не сравнить, когда на заводе трудилось свыше 2.400 человек. Но — всё же. Особенно если вспомнить 2000-е, когда в штате оставалось около ста работников. Сегодня можно сказать, что завод прирастает кадрами. И я хотел бы поблагодарить персонал, людей, потому что без них ничего бы не получилось. К слову, мы воспитываем свои кадры сами. У нас есть поддержка со стороны индустриального техникума, аграрно-технического колледжа. Ученики приходят, смотрят, учатся и остаются с нами…»

СОХРАНИЛИ И ПРИУМНОЖИЛИ

На сегодня «Сальсксельмаш» — это 12 корпусов. Общая площадь завода — более 10 гектаров. Цеха собраны в одну технологическую цепочку с межцеховым транспортом для перемещения деталей. «Каждый цех занимается своим делом, — говорит гендиректор. — То есть мы вобрали в себя то самое хорошее, что было в советском производстве и на данный момент являемся одним из немногих предприятий, которые не только сохранили советскую базу, историю, но и успешно внедрили современные реалии. Из советского прошлого также остался профком, работники активно вступают в первичную организацию, потому что потом могут пользоваться путевками на отдых и лечение. Плюс это и защита работников, и прочие социальные преференции. Есть возможность получить дополнительную денежную компенсацию за предложения по развитию предприятия…»

ПОДДЕРЖКА МИНПРОМА

Сегодняшний завод «Сальсксельмаш» — это современный, многофункциональный промышленный комплекс.

«Предприятие активно развивается, — продолжает Борис Аксенов. — Мы постоянно модернизируем парк. Ежегодно порядка 250-300 млн рублей идёт на перевооружение машинного парка. На сегодня мы имеем самый современный парк оборудования не только в районе, но и в области. А в некоторых областях, например, в порошковой покраске, которую ставили нам итальянцы, мы намного сильнее. Но в глобальном плане первым заводом у нас в Ростовской области и по объёму, и по выпускаемой продукции является, конечно, «Ростсельмаш». Мы выпускаем навесное оборудование к тракторам, у нас долгосрочные контракты с большинством тракторных заводов как нашей страны, так и ближнего и дальнего зарубежья. Спасибо министерству промышленности и правительству области за то, что видят нас и ценят. Мы работаем напрямую с минпромом России по вариантам поддержки в плане экспорта, в плане импортозамещения, развития интеллектуальных и современных производств. Участвуем в федеральной программе повышения производительности труда, получили сертификат — и на ближайшие пять лет у нас есть преференции при покупке нового оборудования. Со стороны области к нам также повышенное внимание ещё и потому, что мы одно из градообразующих предприятий нашего района, крупный налогоплательщик и системообразующее предприятие. Включены в список системных предприятий сельхозмашиностроения России…»

НА 98% ИМПОРТОЗАМЕЩЕНЫ

Сегодня для замещения иностранных комплектующих «Сальсксельмаш» собирается строить свой производственный комплекс, чтобы начать самостоятельно производить комплектующие для производства своей продукции.

«У нас есть для этого компетенции, — говорит Борис Аксенов. — Мы уже выпускали опытные экземпляры этой продукции и на 98% импортозамещены. Сегодня опытное производство гидравлики выполняется на временных площадях. Но мы будем строить отдельный комплекс — и это наши далеко идущие планы».

ЛУЧШИЕ РАБОТНИКИ

С техникой безопасности на предприятии очень строго. Прежде чем попасть на территорию завода, я прошла подробный инструктаж, получила каску — и только тогда отправилась в цеха.

Здесь трудятся настоящие профессионалы своего дела. В каждом цеху — порядок и непрекращающийся рабочий процесс. Чистота, безопасность и экологичность — главные приоритеты. Люди работают здесь ответственные, опытные, некоторые отмечены на уровне губернатора Дона. Так, совсем недавно Василий Голубев подписал распоряжение о присвоении звания «Лучший работник промышленного комплекса Дона» начальнику цеха № 1 Вадиму Майорову и инженеру-технологу Владимиру Медведеву.

Трудятся на заводе и женщины, успешно освоившие мужские профессии. Так, на своём рабочем месте мы застали сварщицу Анжелику Гребенникову, которая изначально пришла работать крановщицей, но потом перешла в сварщики. «Ребята научили, работа нравится, да и зарплата здесь больше, — говорит Анжелика. — Рабочий день — с 8.00 до 17.00. Если остаёмся сверхурочно, директор хорошо доплачивает. Десять лет я отработала сварщиком, уже на пенсии, выработала стаж вредности. Поначалу было тяжело, но уже привыкла…»

Крановщица Елена Попова работает на заводе второй год. Управляет тремя кранбалками в сварочном цеху. «Завезти, вывезти готовую продукцию, которую сварили, помочь ребятам-сварщикам — мои прямые обязанности, — говорит Елена. — Изначально пришла работать на хоздвор, потом сдала экзамен и стала крановщицей. Зарплату платят достойную, все социальные гарантии соблюдаются. Мы довольны, что завод работает, а это значит, и нам, гигантовцам, не надо никуда уезжать в поисках заработка…»

Завод в Гиганте всегда был флагманом машиностроения, и, я уверена, его путь на самом деле только начинается. Успехов, новых контрактов и процветания на благо земли сальской, «Сальсксельмаш»!

Светлана Плещенко, 8(86372) 7-10-22, omelpress@bk.ru[1]

salsknews.ru

Post Views: 780
Endnotes:
  1. omelpress@bk.ru: mailto:omelpress@bk.ru

Source URL: https://salsknews.ru/ot-masterskoj-do-flagmana-mashinostroeniya-90-let-ispolnyaetsya-odnomu-iz-krupnejshih-zavodov-yuga-rossii/