Первый голос на деревне: salsknews.ru в гостях у настоящего самородка Анатолия Толстунова

Первый голос на деревне: salsknews.ru в гостях у настоящего самородка Анатолия Толстунова
06 января 09:00 2023 Печать 1374

Замечательно, что на нашей сальской земле много неравнодушных, творческих людей, которые делают большое, важное дело — хранят и передают молодому поколению народные песни, которые составляют основу нашей культуры, и Анатолий Васильевич Толстунов — один из них. Сам он поёт столько, сколько себя помнит. На сцене же — полвека. Сегодня ему — 72, и бросать творчество он не собирается ни под каким предлогом…

В ДВА ГОДА

Анатолий Васильевич Толстунов — настоящая легенда Екатериновки. Он — главный голос этого села. Здесь родился, работал в совхозе, а самое главное — пел и продолжает радовать своими песнями своих односельчан.

Анатолий Васильевич родился 9 августа 1950 года в семье простых тружеников. Папа Василий Герасимович был знатным комбайнёром, воевал на фронте в Великую Отечественную войну. Был дважды ранен.

Отца не стало в 1952-м, когда Толе было всего два года. «Папа служил связистом. Рассказывал матери, что как засечёт его немец, то в грязь, снег закапывался с головой. Вставал потом, как стрельба стихала, а шинель-то примёрзла к земле. Там он заболевание лёгких получил и потому рано ушёл из жизни», — вспоминает Анатолий Васильевич.

МАМИН ДАР

Без кормильца остались жена и шестеро детей — три сестры и три брата. Мама Александра Максимовна старалась, как могла, бралась за любую работу в совхозе, чтобы поднять детей.

«Было такое, что есть нечего, — говорит Анатолий Васильевич. — Помню, как из перекати-поле мы выбивали семена, добавляли немного мукички и пекли пышечки. Как-то выживали. Хозяйство небольшое у нас было — гуси, куры. Маме очень тяжело приходилось, но она никогда нам этого не показывала. Как могла, кормила и одевала, можно сказать, последнее нам отдавала. Но как бы ни было ей горько, она всегда пела. У неё такой глубокий народный голос был! Как затянут с братом «Ревела буря, дождь шумел» или «То не ветер ветку клонит» — заслушаться можно было, так красиво, душевно выводили песни на два голоса…»

Дар матери передался и детям. Ольга в Гиганте в хоре пела, Нина писала стихи и пела, Анна тоже любительница была попеть, но, правда, дома, не на сцене. Но больше всех «перепало» от мамы самому младшенькому, Анатолию. «Да, мамка здорово пела, — рассказывает Анатолий Васильевич. — Много народных песен, услышанных от неё в детстве, я помню и сам пою до сих пор…»

«КТО ЗДЕСЬ ПЕЛ?»

В школе Анатолий Васильевич был лидером. Учился не очень хорошо, но парня ценили за его голос. Всегда выступал за свой класс, да и за всю школу. Вспоминает, как запевал «Эх, Васёк, Вася-Василёк…», а хор подхватывал. В смотрах художественной самодеятельности постоянно участвовал и побеждал. Не счесть грамот, привезённых им матери, которая бесконечно гордилась своим талантливым сыном.

Не окончив восемь классов, Анатолий Васильевич пошёл работать на свинотоварную ферму. Там ему и сказали, что всё-таки надо получить образование, и он записался в вечернюю школу.

После от совхоза пошёл учиться на тракториста в школу механизации в Сальске. Там платили 60 рублей стипендии — хоть как-то маме хотелось помочь.

А песня звала, тянула за собой. И молоденький паренёк пришёл в ДК «Коммунар».

«Слышу, баян играет и кто-то поёт, — вспоминает Анатолий Васильевич. — Я сел под кабинетом. Выходит баянист, спрашивает: «Чего тебе?» «Петь хочу». «А ну, пойдём со мной», — говорит. Запел я, по-моему, «Море зовёт…», а в то время мимо проходила Александра Ивановна Харечко, директор «Коммунара». Заходит и говорит: «Кто здесь только что пел?» Отвечаю: «Я». Она начала спрашивать, где я учился, откуда родом, и предложила петь в коллективе Дома культуры…»

Так самоучка стал солистом, его включили в агитбригаду, ездил вместе со всеми на концерты по области, репетировал днём и ночью, позабыв про учёбу.

«Помню, как в первый раз мы давали платный концерт в Пролетарске, — рассказывает Анатолий Васильевич. — На сцене я пел песню «Давно на чужбину заброшенный…». Почти допел, но тут прямо в глаза мне навели софиты, я от неожиданно смешался и на последнем куплете сбился. Побежал в автобус, забился в угол — расстроился. А Александра Ивановна прибежала ко мне: «Толя, ну, ты чего, перестань, всё в порядке». Она всегда хорошо ко мне относилась, поддерживала, подбадривала…»

ГЛАВНЫЙ ЗАПЕВАЛА

А потом была армия. Служил в ракетных войсках в Германии. На службе командование быстро «рассекретило» новобранца — и рядовой Толстунов стал главным запевалой в строю. «Это не забудется никогда, — говорит Анатолий Васильевич. — Я начинал «Не плачь, девчонка, пройдут дожди..», а командир: «Рота, чётче шаг, за-пе-вай!» И над плацем раздавался мощный хор голосов…»

После учебки его взяли в художественную самодеятельность, и ездил Анатолий Васильевич с концертами по всей Германии.

Сейчас он жалеет о выпадавших во время службы возможностях и несбывшихся ожиданиях. Так, он мог бы даже оказаться в Москве на смотре художественной самодеятельности военных. «Выбирали из группы советских войск Германии лучших солистов, — рассказывает Анатолий Васильевич. — Я спел песню, думая, что не пройду. И тут вызывают по громкоговорителю: «Рядовой Толстунов, пройдите на второй этаж». Прихожу, сидят полковники, генералы. Спросили, кто ставил мне голос, кто родители. Я сказал, что мама из народа. И записали меня ехать в Москву, сказали, ждите вызов. Проходит время — нет ничего. А потом мне сказали, что вызов приходил, но мне об этом не сказали, потому что в части готовились к ответственному концерту, а я был главным выступающим. Вот так, из-за того концерта, я упустил, быть может, хорошую возможность выбиться в люди… Потом капитан говорил: «Оставайся на сверхсрочную, ты далеко пойдёшь. Отсюда тебе легче будет поступить». А я хотел в Ленинград ехать, в училище поступать, на вокальное отделение. Это был 1971 год. Надо было его послушать. А я — нет, домой, оттуда думал ехать поступать. А домой как приехал, так мамка сразу: «Ты — кормилец, уедешь — и всё». И я остался…»

И В ДОЖДЬ, И В СНЕГ

После армии Анатолий Васильевич устроился в совхоз и одновременно пришёл в Дом культуры — петь. Его трудовой стаж в сельском хозяйстве составляет 40 лет.

«Приеду с работы, а бывает, вьюга, дождь на дворе, а всё равно иду на репетиции, в любую погоду, — говорит Анатолий Васильевич. — Я этим живу. Много лет мы работаем вместе с директором ДК Владимиром Ивановичем Яковенко. Сколько вместе на разные смотры поездили! Он часто вспоминает случай, когда после моего выступления председатель жюри Николай Савельевич Литвинов сказал мне отложить микрофон и спеть без него, а то члены жюри не поверили, что это я сам пою…»

ЗАВОЕВАЛ СЕРДЦА

Сегодня Анатолий Васильевич уже на пенсии. Его главное богатство — дети, внуки и правнуки. Они — главные почитатели его таланта. Бывает, спросят: «Не надоело выступать?» А он отвечает: «Даже с палочкой буду, а сцену и песни не брошу».

Без его участия не обходится ни одно мероприятие в екатериновском Доме культуры, будь то концерт, День села, народное гулянье, ярмарка или любое другое. Готовился к Новому году, каждый день ездил из Сальска на репетиции в Екатериновку (сейчас Анатолий Васильевич живёт в городе). В его репертуаре — народные и эстрадные песни. Его любят, его ждут зрители. Анатолий Васильевич давно завоевал сердца своих односельчан.

Глядя на него, сразу понимаешь: его призвание — дарить людям радость, теплоту и доброту. Когда поёт Анатолий Васильевич, он проживает каждое слово, каждую ноту. Если запоёт задорную, с огоньком, то впору пуститься в пляс, а если задушевную — то так, что сердце начинает щемить. Зрители с удовольствием слушают, им нравится, а значит, живёт он не зря…

Светлана Омельянович, 8(86372) 7-10-22, omelp