Помнит мир спасённый: в сальском музее работает выставка, посвященная 80-летию Великой Победы

by admin | 27.04.2025 8:00 дп

Десятки школьников, студентов, жителей и гостей города уже побывали в художественном музее им. В.К. Нечитайло, где в эти праздничные дни проходит новая выставка из фондов музея, в экспозицию которой вошли произведения как ветеранов Великой Отечественной войны, так и современных художников.

О главных акцентах выставки «Помнит мир спасенный» рассказала во время очередной экскурсии хранитель музейных предметов Ирина Переварюхина.

«ПОБЕДА» ЛЫСЕНКО

Сама выставка говорит о значительном вкладе мастеров изобразительного искусства в создание летописи событий, связанных с одним из тяжелейших испытаний в истории нашей страны, — подвигом нашего народа в годы Великой Отечественной войны. В тот период и после было создано немало произведений, пронизанных искренними, глубоко патриотическими чувствами, отражающими мысли и чаяния всего советского народа. И со временем они обретают всё большую ценность — именно в этом убеждает зрителей экспозиция «Помнит мир спасенный». В её экспозицию вошли лучшие произведения живописи, графики и скульптуры советских и современных художников, включая подлинные плакаты времён Великой Отечественной войны Ираклия Тоидзе, Кукрыниксов, Леонида Голованова, Бориса Мухина…

«Кульминационным центром экспозиции являются, безусловно, полотна Заслуженного художника РСФСР, нашего земляка Андрея Лысенко, — рассказала Ирина Павловна. — Он родился в селе Сандата. В годы войны, прервав учебу в Суриковском художественном институте, работал на одном из московских военных заводов. Ремонтировал израненные, искалеченные вражескими снарядами танки. Отстояв смену, студенты не оставляли цеха завода. Они расписывали огромные пролеты стен живописными картинами. Сюжеты рассказывали о героизме советских солдат на фронте, событиях на подступах к Москве. Когда, после кратковременного перерыва, в цеха возвращались рабочие, среди которых, в основном, были женщины, старики, подростки, то не было предела их удивлению: откуда только силы берутся у этих молодых людей, голодных и уставших? Но как же нужны были рабочим эти живописные известия с фронтов! Всё это вдохновляло их на самоотверженный труд во имя Победы…»

А.Г. Лысенко не однажды обращался к теме подвига советского народа в Великой Отечественной войне. Важнейшим его произведением является грандиозное полотно «Победа», впервые представленное зрителям на Всесоюзной художественной выставке, посвященной 30-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне, в 1975 году. Главное, о чем стремился художник рассказать в своем произведении, — бесконечная радость победителей в далекие майские дни 1945 года. Композиция развернута у стен поверженного рейхстага. Словно для первого победного фотоснимка встала большая группа воинов на разбитых ступенях, у колонн, на которых написаны имена советских воинов, героически дошедших до логова фашистов — рейхстага. Строго подбирая типажи для своей картины, автор стремился обобщить характерные черты, присущие поколению, выигравшему эту страшную войну и спасшему мир от коричневой чумы. Среди счастливых лиц видим совсем молодых солдат, одно — совсем юное, лицо сына полка, а рядом — убеленные сединами рядовой солдат и генерал, за плечами которых, вероятно, была уже не одна война. Здесь же — радостные лица молоденьких девушек, которые бесстрашно сражались на разных фронтах в медсанбатах, были регулировщицами, связистками…»

Следует обратить внимание на парадный портрет генерал-лейтенанта И.Л. Хижняка. В 1970-е годы на одной из московских выставок, посвященной защитникам Москвы, он встретился с А.Г. Лысенко. Будучи здесь военкомом в 1920 году (с марта по июнь), Хижняк лично знал и запомнил на всю жизнь сандатовского кузнеца Гаврила Лысенко, участника штурма Зимнего дворца. Увидев знакомую фамилию на одной из картин, он спросил: «А не сын ли это кузнеца из Сальской степи стал известным художником?»

Так состоялось знакомство, результатом которого стала многолетняя дружба, а итогом — портрет генерала, убеленного сединами, написанный А.Г. Лысенко и подаренный им лично нашему музею.

ПОРТРЕТЫ ГЕРОЕВ

Город Сальск наш — небольшой, но имя у него — громкое и гордое. В годы войны Сальский военный комиссариат призвал в ряды Красной Армии 16.750 сальчан, 7.260 из которых погибли и пропали без вести. За мужество и героизм 12.500 сальчан были награждены медалями «За боевые заслуги» и «За отвагу» — эти две медали приравнивались к орденам. Для нас незабываемы имена сальчан, Героев Советского Союза Николая Ивановича Филоненко и Бориса Ивановича Терентьева. Их портреты написаны сальскими живописцами Николаем Мирошниченко и Алексеем Тарановым. Также Николаем Мирошниченко написан портрет ветерана Великой Отечественной войны Николая Федоровича Черкасова.

«Ещё в 2020 году, также посвящённом юбилею со дня Великой Победы над фашизмом, сальский художник Геннадий Литвиненко написал портреты сальчан — ветеранов Великой Отечественной войны и передал их безвозмездно в фонды нашего музея, — рассказала Ирина Переварюхина. — Много общего в портретах. Во-первых, их объединяет возраст и непременный его атрибут — палка-трость, которая помогает при передвижении, но не это главное в образах ветеранов. У всех грудь покрыта многочисленными орденами и медалями, что говорит о их героическом военном прошлом, и художник с большим уважением к каждому ветерану изобразил заслуженные награды…»

Портреты ветеранов разнообразны по композиции. Один из них — пленэрный, написан с ветерана войны Аркадия Ивановича Калашникова. А портрет ветерана Ивана Антоновича Диденко можно рассматривать как парадный. Портрет же Михаила Васильевича Гончарова написан художником в интерьере…

Самого сальского живописца Геннадия Ивановича Литвиненко уже нет с нами, но будут жить в веках его работы…

«РОДИНА-МАТЬ ЗОВЁТ!»

Графический раздел выставки представлен творчеством российских художников П.И. Баранова — «Отстоим Сталинград», «Сталинград. Победа», К. П. Сиротова — «По дорогам войны», Л.А. Поддубовской — «После освобождения деревни», В.И. Негода — серия «Из детства» и других.

Ростовский художник В.И. Негода в годы Великой Отечественной войны был совсем ребенком. Свои детские воспоминания о страшном военном времени художник показал в серии литографий, которые так и назвал — «Из детства».

Ещё графический раздел выставочного проекта дополняют и привлекают внимание своей уникальностью и неповторимостью несколько военных плакатов. Именно с них, кстати, и начинается каждая экскурсия по экспозиции.

Один из них «Родина-мать зовет!» — знаменитый плакат времен Великой Отечественной войны, созданный художником Ираклием Тоидзе в июне 1941 года. Образ «Родины-матери» в дальнейшем стал одним из самых распространенных образов советской пропаганды.

Плакат Л. Голованова «Дойдем до Берлина!» был создан в 1944 году. Прототипом героя плаката стал реальный солдат — снайпер Василий Голосов. Сам Голосов с войны не вернулся, но его открытое, радостное, доброе лицо живет на плакате и поныне…

«Как поддержать народ, дать надежду, настроить на Победу? — говорит Ирина Павловна. — Эта роль и принадлежала плакатной живописи. Плакат обращался к миллионам, часто решая с ними проблемы жизни и смерти. По своему духу, способности мобильного отклика на события сегодняшнего дня, плакат оказался одним из самых эффективных средств выражения чувств всего населения, для призыва к действию, защите Родины. Многие плакаты стали классикой советского искусства…»

МОГЛО БЫТЬ БОЛЬШЕ СТА

Добавим, что в экспозиции представлено 53 работы. Было бы и больше — за сотню точно, однако выставлять их пока негде. Большинство залов закрыты до сих пор для посещения: напомним, в марте из-за осколков сбитого БПЛА здание музея пострадало, были выбиты стекла, повреждены двери. Но сотрудники рук не опустили и пусть в сокращенном виде, но выставку организовали. Она будет работать весь май.

Светлана Омельянович, omelpress@bk.ru[1]

salsknews.ru

Post Views: 97
Endnotes:
  1. omelpress@bk.ru: mailto:omelpress@bk.ru

Source URL: https://salsknews.ru/pomnit-mir-spasyonnyj-v-salskom-muzee-rabotaet-vystavka-posvyashhennaya-80-letiyu-velikoj-pobedy/