В аккуратном домике с синими ставнями вкусно пахнет борщом. Это дочь Таня готовит обед. Она с сёстрами и братом заботливо ухаживает за своим преклонных лет отцом, который всегда был для них примером во всём. Пока Таня хлопотала по дому, а Григорий Петрович вспоминал свою жизнь, в которой было место и печали, и радости…
СЕМЕРО — ПО ЛАВКАМ
Григорий Петрович Овчаренко родился в хуторе Красный Скотовод, за Манычем, в Пролетарском районе. Родители его были простыми тружениками, дни и ночи проводившими в колхозных бригадах. Мама птичницей работала. Отец — старшим машинистом на молотилке. Занимались скотоводством.
В семье было семеро детей: Степан, Савелий, Зоя, Григорий, Михаил, Виктор и Юлия. Из своего детства Григорий Петрович помнит, как ходил «в площадку» — так называли тогда детский сад.
«Помню наш большой дом на два хозяина из самана, — рассказывает ветеран. — А ещё вокруг ни одного дерева не было. У одного дедушки акация росла, так мы, когда она цвела, просили его «кашку» нам нарвать. Простая еда, игры в «цурку» — вот и всё детство…»
НЕИЗМЕННЫЙ БУДАН
Перед самой войной Овчаренко переехали в Новый Егорлык. Когда началась Великая Отечественная, на фронт отправились старший брат, отец, сестра Зоя, Савелий.
«Зоя пошла на фронт добровольцем, была снайпером, разведчицей, — говорит Григорий Петрович. — Награждена многими медалями. 93 года прожила. Её все в селе чтили. У нас были очень тёплые отношения, мы всю жизнь рядом прожили. С войны вернулись все, кроме брата Степана…»
В годы войны Григорий Петрович 17-летним мальчишкой работал воловником. В бригаде — день и ночь, никакой постели, на соломе спали. Готовила им кухарка. Но ввиду отсутствия продуктов в меню был неизменный будан.
«Да хоть бы густой, а то жиденький такой, — вспоминает труженик тыла. — Готовили его из муки и воды. Тётя Валя звала нас завтракать, по две миски съедим — и к быкам. На них и пахали, и косили. В плуг запрягали три пары быков. До обеда пашем, потом старший выпрягает быков, кормит их, поит, а мы голодные. Чуть отдохнём и до вечера работаем. Ни кусочка хлеба не было во рту. В бригаде того же будана поедим — и спать. Вот наша жизнь молодая была…»
НЕ СТАЛ ПРЕДАТЕЛЕМ
Когда село было оккупировано немцами, Гриша вместе с товарищами попал в немилость к немцам. «Мы тогда работали в бригаде колхоза «Ударник», — вспоминает Григорий Петрович. — Прошёл хороший дождь — и бригадир дал наряд пары боронить. Послали нас, троих человек. Поработали, решили отдохнуть. А в бригаде был ветродвигатель, который воду качал для скотины. Рядом — выкопанная яма, труба. Ну, мы и решили ради развлечения в эту трубу камни покидать. Кинем, голыш об стенки бьется и в воду — бульк. С час так развлекались. Смотрим, бригадир едет, на белом коне, Лука Копалка его звали. «Вы что тут наделали? — говорит. — Я заявлю на вас в комендатуру». И заявил. Пришла повестка: «Григорию Петровичу Овчаренко явиться в комендатуру. За неявку — 25 плетей». Мама расстроилась — запорят хлопца. Побежала к старосте. А он — и пусть запорят, будут знать, как нашим вредить. Быстро переметнулся — немцы ему своими стали…»
Пошёл Гриша к восьми часам утра к комендатуре. Она находилась рядом с больницей, в деревянном доме. Сел под стенкой. Приходит здоровый мужик в хромовых сапогах, чисто одетый. Открывает дверь. Увидел парня, спросил, что он здесь делает. Гриша показал повестку. Комендант спросил: «А какого ты Овчаренко сын?» «Петра Яковлевича», — ответил Гриша. Тот, ничего не ответив, вошёл внутрь.
А при немцах в оккупацию в селе было два коменданта — русский и немец. Так вот русский был Яков Корниенко. «Какой был хороший человек, за людей всегда стоял, многим помог, — вспоминает Григорий Петрович. — Я зашёл. За столом сидят бойщик, что плетью бьёт, переводчица, немцы. Спросили, знаю я ли, зачем меня вызвали. Я сразу — мол, вину чувствую, что грузачки в трубу бросал. А оказалось, им надо было другое. В колхозе до войны председателем был Антон Фёдорович Лысенко. Очень хороший мужик. А его им надо было арестовать и уничтожить. Просили, чтобы я сказал, что нас послал навредить Лысенко, что мы состояли в тимуровских командах и по его указке занимались всякими диверсиями. Я не согласился. Целый день меня допрашивали. Даже в комнату запустили, где стол стоял, по концам которого — кольца с ремнями, чтобы жертва не могла двигаться, когда её избивают. Думал — всё мне, конец. Но, думаю, как-то мне помог тот Корниенко. В конце концов, меня отпустили домой. Правда, сказали: если кому буду болтать, о чём мы говорили, тебе капут. Пришёл домой, сказал матери: всё хорошо — и пешком в бригаду шесть километров прошёл. Повариха накормила — и я уснул. Вот такая со мной была история…»
А потом было освобождение. «К нам в хату пятеро наших солдат поселили, — рассказывает Григорий Петрович. — Голодные, уставшие, обмороженные. Мама налила им борща, приготовленного из воды, капусты квашеной и буряка. Они поели и прямо за столом позасыпали. Дневальный под утро бегал от дома к дому, созывал их. Солдаты построились и пошли в сторону Сальска. Вот так: немцы на машинах ехали, а наши за ними пешком шли. Но мы всё равно победили! Потому что дух такой. Русский…»
ВСЯ ЖИЗНЬ — НА ЗЕМЛЕ
После войны Григорий Петрович пошёл на курсы трактористов на новоегорлыкскую МТС. Дали ему трактор, заводить который надо было вручную. Наставником его был парень из Челябинска — оттуда мобилизовывали трактористов вместе с тракторами в помощь южным регионам страны.
Затем четыре года ветеран труда отслужил в армии, в германском Вурцене. Там окончил курсы младших командиров, ему присвоили звание сержанта. Стал командиром отделения, после повысили до старшего сержанта. В армии, кстати, Григорий Петрович увлекся тяжёлой атлетикой, даже занимал первые места.
Вернулся из армии, стал работать в колхозе. Комбайнёром был. Ездил в Новосибирск, горный Алтай на уборку. Зимой на «черные земли» под Астрахань ездил. Словом, вся жизнь прошла в сельском хозяйстве.
Его дочь Таня вспоминает, как в 1973 году была у отца штурвальной. «Я в девятом классе была, — рассказала она. — Очень тяжелый был год. Дождливый. Август, а мы всё убираем. Но всё равно мы с папой оказались лучше всех, нам передали флаг, который развивался на комбайне и на доме. Я тогда ковёр шерстяной получила в качестве вознаграждения…»
СПАСИБО, ЧТО НЕ ЗАБЫВАЮТ
Сегодня дети Григория Петровича стали для него самой надёжной опорой. Свою Мамечку — так он называл любимую супругу Анну — он потерял три года назад. Вместе они прожили счастливых 65 лет.
«У нас было хорошее детство, — говорит дочь. — Мы всегда видели любовь родительскую, брали во всём с них пример. Они научили нас быть трудолюбивыми, честными, справедливыми и отзывчивыми к чужой беде. Сейчас папу одного не оставляем, по очереди у него живём. Сам-то он ехать ни к кому не хочет. А здесь, в селе, у него все знакомые. То один приедет, то другой. Часто в гости Владимир Фёдорович Скосарь заезжает, спасибо ему, не забывает отца. Поздравляют с праздниками администрация, хозяйство «Русь». На 95 лет с концертом приехали, много гостей было, стол ломился. Спасибо, что не забывают… А что старому человеку надо? Забота и внимание..»
У Григория Петровича четверо детей — Людмила, Татьяна, Тамара и Пётр. Продолжением стали шестеро внуков и семеро правнуков.
«У меня была хорошая жизнь, в которой была любовь, дети, работа, — говорит на прощание Григорий Петрович. — Мне не стыдно ни за один прожитый день…»
И дал совет: «Работы не бойтесь. Приучайте детей к труду. Не могу слушать, когда говорят: да наработается ещё. Не наработается. Привыкнет бездельничать и будет ждать, что за него всё сделают. А научится трудиться, и жизнь другая у него будет…»
Сам-то Григорий Петрович до сих пор за огородом ухаживает, помидоры, виноград выращивает. А ещё у него феноменальная память. По имени-отчеству знает всех, кто в хозяйстве когда-то работал, с кем служил в армии. А ещё помнит много стихов. Даже прочитал нам отрывок.
…Перед ним старушка,
Мать его стоит,
Слезы проливает,
Сыну говорит:
«Ты когда родился,
Батька немцев бил.
Где-то под Одессой
Голову сложил.
Я вдовой осталась,
Четверо детей.
Ты был самый младший,
Милый мой Андрей…
Я хочу Вам пожелать, Григорий Петрович, как можно дольше оставаться таким же активным, оптимистичным, с любопытством смотрящим в новый день. И, конечно, здоровья Вам крепкого!
Светлана Плещенко, 8(86372) 7-10-22, omelpress@bk.ru
salsknews.ru
Комментарий:*
Логин*
E-mail*
Сайт
Сохранить моё имя, email и адрес сайта в этом браузере для последующих моих комментариев.
Ваше имя (обязательно)
Ваш e-mail (обязательно)
Тема
Сообщение
Версия для слабовидящих