Сальск был освобождён от немецко-фашистских захватчиков 78 лет назад

by admin | 22.01.2021 8:00 дп

Какими запомнили эти события очевидцы, принимавших в них участие?

Полковник запаса, а в то время  — лейтенант, командир взвода противотанковых ружей 905-го стрелкового полка 248-й стрелковой дивизии 28-й Армии, освобождавшей город, Евгений Михайлович Поликарпов написал свои воспоминания о тех событиях в 1981 году, по просьбе основателя Музея Дома пионеров и школьников Эдема Эюпова.

Благодаря Эдему Газиевичу мы знаем многое о том, как прокатилась Великая Отечественная по нашей земле из первых уст: от солдат и офицеров, воевавших на фронте, мирных жителей, оказавшихся в оккупированном фашистами городе, раненых, лечившихся в сальских госпиталях.

Эдем Эюпов был организатором на нашей земле встреч ветеранов частей, освобождавших город и район и сформированных в Сальском районе. Они были живым воплощением выражения «праздник со слезами на глазах». Ветераны вспоминали пройденный боевой путь и, конечно, не вернувшихся домой товарищей…

«Прошло много лет, но о Сальске и его жителях я вспоминаю часто и всегда с большой теплотой. Я благодарен, что в городе помнят об участниках боёв за освобождение родного края. Большое спасибо Вам и юным следопытам музея за внимание. Ваши поздравления получаю регулярно и всегда им рад», — написал Евгений  Поликарпов Эдему Эюпову, предваряя свои воспоминания…

Встреча батальонов на перекрёстке улиц

Сальск и большая часть Ростовской области (до реки Миус) были освобождены в ходе наступательной операции на Северном Кавказе, проводимой войсками Южного и Закавказского фронтов в январе-марте 1943 года. В Сальск на рассвете 22 января с разных направлений первыми одновременно вошли 4-й батальон 52-й стрелковой бригады и 2-й батальон 905-го полка 248-й стрелковой дивизии. Встретились они на перекрёстке двух улиц. Другие части в город вошли позже. Воевать на Ростовской земле мне довелось более семи месяцев — с января по август 1943 года. События того времени помню хорошо.  В те дни по войскам расходилась только что появившаяся фронтовая песня «Давай закурим»

«Южный ветер веет, развезло дороги

И на Южном фронте оттепель опять

Тает снег в Ростове, тает в Таганроге

Эти дни когда-нибудь мы будем вспоминать…»

Сначала — освобождение города, а потом — отдых

Шли в постоянной готовности к встрече с противником и быстрому развёртыванию для боя. Несмотря на потери и трудности, настроение у солдат и командиров было приподнятое. Радовались каждому пройденному километру, каждому оставшемуся за спиной селу и городу.

20 января в сумерках подошли к селу Новый Егорлык. Усиливался мороз. Быстро темнело. После короткой перестрелки заняли восточную часть села и расположились там на ночёвку. Охранение и разведка продолжали следить за противником, отошедшим за село.

Был выделен один взвод, чтобы обойти село и к утру отрезать противнику пути отхода. На подготовку и отдых взводу дали два часа. Солдаты намёрзлись и были очень усталыми. Но кому-то нужно было выполнять эту задачу…

Вместо белых маскхалатов, которых недоставало, солдаты использовали куски белых простыней. Взвод быстро собрался и бесшумно выступил в обход села. Через некоторое время послышалась перестрелка. Взвод поставленную задачу выполнил успешно. Противник, опасаясь окружения, начал отход. Путь на Сальск был открыт.

К вечеру 21 января, после 30-35-километрового марша, батальон остановился на отдых в отделении совхоза, в 8-10-и километрах от Сальска. В темноте не было видно, сколько здесь всего домов, и солдаты спешили попасть в первые встретившиеся на пути, чтобы не остаться на морозе. Последние километры всегда самые трудные, и на этот раз все устали и сразу же заснули в тепле.

Но через несколько часов вдруг объявили сбор. Батальон быстро построился. На горизонте виднелось зарево пожара и слышались отдалённые взрывы. Нам объяснили, что это в Сальске, что нужно быстрее овладеть городом и не допустить его разрушения, а потом уже будет отдых. Все понимали, что так и надо.

«Она не должна была быть на фронте…»

С ротой шла девушка-санинструктор (имени её не помню). Оказывая помощь раненым, она выбилась из сил и на отдыхе в деревне осталась ночевать в нашем взводе. У солдат обнаружились потёртости ног. Девушку как подменили. У неё откуда-то появились силы, и она не легла отдыхать, пока не оказала помощь всем нуждающимся. Солдаты же, со своей стороны, позаботились о ней: с помощью хозяйки просушили одежду и обувь, накормили и нашли место, где она могла бы поспать.

На следующий день, во время налёта авиации, не дождавшись ухода самолётов, она начала оказывать помощь раненым. Осколком бомбы ей перебило ногу выше колена. Часть ноги фельдшер отрезал, и она валялась тут же. Кровь остановить не удалось: она шла, как из крана. Лицо её быстро бледнело, глаза угасали… Она не плакала и ничего не говорила — только крепко сжала зубы. Происходил это на глазах многих солдат. Выражение лица и глаза её долго оставались в памяти. В них отразились боль и мужество, и ещё не осознанная растерянность от случившегося. Ведь у неё впереди должна была быть вся жизнь! Случаев, когда на наших глазах гибли товарищи, было много, но этот запомнился как-то особенно. Умирала девушка, которая вообще могла не идти на фронт. Но чувство долга у неё оказалось сильнее страха…

«Такого быстрого появления наших немцы не ожидали»

К Сальску продвигались ускоренным шагом.  После тёплых изб подгонял ещё и мороз. Пересекли узкую лесопосадку. Дорога в снегу потерялась, и мы шли кратчайшим путём в направлении зарева. Все прониклись стремлением овладеть городом и не допустить его дальнейшего разрушения, готовились к бою.

Батальон бесшумно развернулся в линию рот, потом сразу же — в линию взводов.

Команды подавались вполголоса. В цепь перестроились примерно в одном километре от окраины. На небе была Луна, и степь просматривалась далеко во все стороны. Других подразделений и частей видно не было. Снег был глубокий, но местами уплотнён и под ногами проваливался, но не везде.

Стремились быстрее достичь окраины города и зацепиться за неё. Оружие держали в готовности. С минуты на минуту ждали открытия огня. Думали, что враг выжидает, специально подпускает нас поближе. В таком состоянии продвигались до самой окраины. В город вошли без выстрелов. Все почувствовали облегчение. Цепь стала сворачиваться во взводы и роты.

На одном из перекрёстков улиц увидели продвигавшееся нам наперерез справа подразделение. От неожиданности и мы, и они остановились, но быстро поняли, что — свои. Это был передовой батальон стрелкового полка, и вошёл в город он одновременно с нашим батальоном, но немного севернее. Номер батальона и полка я не запомнил, и узнал их после войны из воспоминаний других участников тех событий.

Такого быстрого появления наших войск в Сальске немцы не ожидали, поэтому оборону не организовали и в спешке отходили из города. Преследовать их всеми силами мы не могли, так как наши солдаты нуждались в отдыхе. К тому же, немцы отходили на автомашинах и быстро отрывались от нас.

Почему противник оставил город без боя, судить нам тогда было трудно. Возможно, что севернее наши войска продвинулись далеко за линию города. Враг боялся окружения, и при угрозе быть отрезанным, всякий раз спешил отходить.

Вскоре появились тылы батальона и другие части. Колонны расходились по разным улицам, солдаты располагались на отдых по домам. В домах было тепло и чисто. Отдыхали весь день. Хозяйки готовили суп. Подоспела и горячая пища с батальонной кухни. Отдохнули хорошо, но задерживаться было нельзя. Коротко поставили задачи на ночной марш и на случай развёртывания боя.

Вперёд ушли разведка и охранение. В сумерках батальон выступил дальше. Шли вдоль железной дороги на Ростов. В город же продолжали втягиваться вторые эшелоны. Не думал я тогда, что через неделю снова окажусь в Сальске — в госпитале. Но это — отдельная история. Пока же покидал город с чувством успешно выполненной задачи. Впереди был Ростов. Стычки с врагом участились и были почти на каждом переходе…»

 «Нам ещё не верится, что вы пришли!»

Воспоминания генерал-майор запаса, начальника штаба 905-го стрелкового полка 248-й стрелковой дивизии Алексея Игнатьевича Назарько.

 

«В то время город Сальск являлся основным пунктом образовавшейся условной осевой линии Сальск-Элиста-Астрахань и представлявшей собой пространство открытых флангов между крупнейшими стратегическими группировками войск с одной и с другой стороны. Ещё одна особенность города состояла в том, что она представляла значение как важный оперативный пункт. Его расположение на местности не стесняло манёвра для наступающих войск в любом направлении… В Сальск наш 905-й стрелковый полк вступил на рассвете 22 января 1943 года… Первым в город вошёл второй батальон под командованием старшего лейтенанта И.Д. Казакова. Когда мы вошли в город, в отдельных его районах ещё раздавались выстрелы, некоторые здания горели, но в общем, обстановка была спокойная. Первое ощущение в городе, где я жил и работал до войны даже трудно передать. Запомнился такой момент. Около почтамта из дома выглянули две молодые женщины: выглянули и вновь спрятались. Мы их позвали и спросили, почему они прячутся. И получили ответ: «Нам не верится, что вы пришли!»

Везде нас встречали с такой искренней радостью, что трудно передать».

salsknews.ru

Post Views: 5 095

Source URL: https://salsknews.ru/salsk-byl-osvobozhdyon-ot-nemeczko-fashi/