Запах дерева и лака встретил нас в доме-мастерской нашего земляка. Здесь живёт и творит свои необыкновенные произведения в редких техниках маркетри и гризайль самобытный художник Александр Новиков. Он прорезал детали в будущей дверке для инкрустированной мебели, когда мы перешагнули порог его мастерской. Здесь уютно и пахнет творчеством. Давайте немного отвлечём мастера от работы…
ПОСТАВИЛА «5» И ЗАПЛАКАЛА
Родился Александр Новиков в Сальске в семье простых рабочих, в которой было трое детей. Детство у мальчика было доброе, деревенское, поскольку он часто приезжал к бабушке и дедушке в Сандату. Там, среди саманных хат, в тени раскидистых деревьев, на просторах свежевспаханных полей просыпался его дар. Уже в четыре года он рисовал, причём рисовал хорошо, реалистично. Родные не могли понять, откуда у него дар, ведь ни родители, ни бабушки- дедушки с искусством не были связаны никак.
Перед самой школой с мальчиком произошёл несчастный случай, в результате которого он стал заикаться. Дети — жестоки, и Сашу часто дразнили. Особенность речи мешала и учиться.
Александр чётко запомнил один случай: шёл урок рисования — и учитель дала задание каждому нарисовать свой портфель. Саша быстро справился, от нечего делать перевернул лист и на обратной стороне начал рисовать битву. Учительница, увидев это, попросила дневник и на всю страницу поставила единицу — мол, не выполнил задание. Мальчик не мог слова сказать от волнения… А когда она перевернула листок и увидела там заданный ею рисунок портфеля, сказала: «Что же ты молчал?» А как тут скажешь, когда слова не идут, не получается ничего сказать. И снова она попросила дневник, поставила «5» с плюсом и… заплакала. А Саша стоял рядом и плакал вместе с ней. Это была начальная школа…
После родители перевели его в зерноградскую школу-интернат. Там талант Саши развивался стремительно. Учителя хвалили, а на выпускном директор с сожалением сказал: «Теряем художника…»
КАРТИНЫ ИЗ ПЛАСТИН
Получив аттестат, Александр устроился работать на сальский мебельный комбинат художником. Там его учителем стал Виктор Городов. Как-то он выполнял на заказ портрет Сталина в технике маркетри, и Саша внимательно наблюдал за его работой. А буквально через пару недель сам начал работать в этой технике.
Поясним: для создания картин в технике маркетри используется шпон ценных пород древесины толщиной менее миллиметра, который врезается в фон другого шпона, именуемого «рубашкой». В завершение «рубашка» наклеивается на прочное основание — древесно-стружечную плиту, фанеру, другой материал, затем шлифуется и лакируется. Внешне картины, составленные из множества тонких пластин, напоминают мозаику. Такая техника широко применялась в Европе в XVIII веке, но в большей степени для украшения интерьеров и мебели. Представьте себе комод или стол из ореха, платана или самшита, инкрустированный кусочками ценных пород деревьев либо даже слоновой костью. Это очень красиво. И кто бывал в известных российских музеях, например в Эрмитаже, наверняка видел такую мебель…
«НАГРАДИТЬ ЭТОГО МАСТЕРА!»
В основу же первой картины Александра Новикова в технике маркетри был положен сюжет с обложки журнала «Работница». Это сейчас он видит, что в ней много огрехов, но тогда казалось, что работа удалась. К слову, было тогда Саше 17 лет.
Через пару лет талантливому художнику посоветовали ехать в Ростов, где он устроился в цех сувениров. Там его учителем стал Николай Манякин — очень сильный шпонист. Александра довольно скоро заметили, и когда первый секретарь Ростовского обкома КПСС Иван Афанасьевич Бондаренко ехал на 75-летие к Михаилу Шолохову, именно Александру, хотя в цеху было 37 художников, поручили сделать портрет писателя. Шолохов, посмотрев на себя, сказал: «Наградить этого мастера!». И после этого Александру присвоили шестой, самый высший, разряд художника-инкрустатора.
ОПЫТ НА «МОСФИЛЬМЕ»
Вскоре Александр снова вернулся в Сальск, устроился на мебельный комбинат специалистом по шпону. Три года отработал — и ему предложили работу в Москве.
Там он трудился на «Мосфильме», в числе других художников оформлял кабинет Сталина для фильма «Битва за Москву». Кстати, в этой же картине снялся в массовке, а ещё — в картине «Красные колокола».
Вернувшись в очередной раз на малую родину, устроился на завод КПО, где развил свой талант художника: оформлял заводской музей, столовую. Там он освоил ещё одну интересную технику — гризайль. Её суть заключается в создании художественных картин с помощью одного цвета, но в разных оттенках. Гризалью он занимается порядка 45 лет. Если раньше воплощал, в основном, пейзажи, то недавно он начал писать портреты в этой технике.
За десять месяцев Александр написал около сорока портретов. На них — знаменитые певцы, композиторы, артисты. А недавно закончил портреты своих бабушки и дедушки, которые очень гордились талантливым внуком. Александр до сих помнит, как дедушка покупал краски и отправлял ему в школу…
Пишет Александр быстро — на один портрет уходит 6-8 часов. На последней работе художника — Владимир Лёвкин, которого он написал на следующий день после ухода певца из жизни.
А ещё художник сейчас работает над голландским галеоном образца 1690 года. Объёмный корабль надеется представить на выставках в следующем году.
И МЕБЕЛЬ — СВОИМИ РУКАМИ
Надо отметить, что специального художественного образования Александр Новиков не имеет, никаких художественных училищ и вузов не оканчивал, однако, раз и навсегда выбрав профессию, никогда ей не изменял и всю жизнь занимался самообразованием, целенаправленным и кропотливым трудом дойдя до вершин творчества. Александр Новиков — действительно самородок. Кроме самобытных картин, он изготавливает мебель. В доме у художника всё сделано своими руками: кровать, стулья, тумбочка, подносы на столе. Но больше всего впечатлил потолок, ведь каждую деталь он сделал сам, на своих станках: ювелирная работа.
Готов и «фартук» для будущей кухни — на нём изображено шестое отделение села Сандата, где прошло его детство: домики, улицы, деревья, поля. Сейчас ничего уже нет, одни курганы да колодец, который сохранился до сих пор. Приезжает Александр туда, вдыхает запах прямых трав степи — и слёзы сами текут, будя воспоминания…
ЖДЁМ 65 РАБОТ К ЮБИЛЕЮ
Сегодня картины сальского художника-инкрустатора находятся в ряде частных коллекций российских собирателей изобразительного искусства и ближнего зарубежья, Польши, Чехии, Словакии, Болгарии и других стран. Александр — участник многих международных, областных, межрегиональных выставок. Его работы украшали интерьеры Олимпиады-80 в Москве, трижды мастер становился победителем конкурса «А вам — слабо?» телепередачи «Сам себе режиссёр» на канале «Россия-1».
У художника — большие планы. На следующий год он собирается на свой 65-й юбилей сделать персональную выставку, которую можно будет посмотреть в художественном музее им. В.К. Нечитайло. Собирается выставить 65 работ и посвятить их важному событию — 50-летию своей творческой деятельности. Там будут как ранние работы, выполненные им в 12, 13 лет, как, например, Ленин, нарисованный тушью на бумаге, и образ солдата-защитника на Мамаевом Кургане в Волгограде — карандашом, так и картины, выполненные в разных техниках в течение всей жизни. И, может быть, успеет воплотить свою мечту — создать 3D картину-автопортрет, где художник предстанет перед нами в лицах — от рождения до сегодняшнего времени…
Светлана Плещенко, 8(86372) 7-10-22, omelpress@bk.ru
salsknews.ru
Ваше имя (обязательно)
Ваш e-mail (обязательно)
Тема
Сообщение
Версия для слабовидящих