Семья Кольцовых из Гиганта празднует бриллиантовую свадьбу

Семья Кольцовых из Гиганта празднует бриллиантовую свадьбу
06 февраля 08:00 2021 Печать 2728

Найти их дом несложно. Он рядом с больницей, в которой Эдуард Филиппович и Валентина Даниловна отработали 102 года на двоих. Он — хирургом, она — гинекологом. Много воды утекло с тех пор, как супруги приехали в Гигант. Выросли дети, внуки, прожита большая, интересная жизнь. Как им удалось пронести через 60 лет свои чувства, уважение и любовь друг к другу, известно только им самим. В одной статье обо всём не расскажешь, но мы попытаемся. Итак, мы в гостях у известной в Гиганте семьи врачей…

О НЕЙ…

Семья Кольцовых в молодости на праздновании Первомая.

Валентина Даниловна родом из города Текели Алма-Атинской области Казахстана. Выросла она в большой семье, из девятерых детей была четвёртой. Папа работал шахтёром. В войну у него была бронь — добывал медь, цинк, свинец для фронта. Мама всю себя отдавала детям.

В школе Валя очень любила географию, зачитывалась книгами о дальних странах и, когда пришло время выбирать профессию, решила подать документы в Казахский государственный женский педагогический институт, на географический факультет. «Приехали мы с подругой, тоже Валей звали, посмотрели — и не понравилась мне  общая обстановка,  — рассказывает Валентина Даниловна. — А рядом был медицинский институт. Я говорю подруге, мол, давай зайдём. А там как-то спокойно было, благородно, и меня это сразу покорило. Выбор был сделан. Я забрала документы из педагогического и поступила в медицинский…»

После четвёртого курса выбрала гинекологию, проходила практику в своём городе. Отдать преимущество именно этой специальности молодого медика подтолкнул случай. В больнице, где она проходила практику, прежнему гинекологу нужно было уехать, а замены не было. Вот она и научила азам гинекологии Валентину, сказав, что каждый врач должен уметь спасать женщин. «И меня оставили, — вспоминает она. — Рука у меня, кстати, легкая оказалась, и я прониклась этой специальностью».

Год проработав, поехала в Ташкент, в институт усовершенствования врачей. Тогда не было интернатуры, выпускался врач общего профиля, и, чтобы получить нужную профессию, существовали курсы, которые длились пять месяцев.

«Меня сразу поразил город, люди такие добрые были, — вспоминает Валентина Даниловна. — Только представьте: на дворе — август, в изобилии — виноград, дыни, плов прямо на улице варится… И мы — молодые, и вся жизнь — впереди! Вскоре нас послали на 15 дней убирать хлопок. В первый раз я видела скирды хлопка. И вот там мы и познакомились с Эдиком. Сальский парень сразу покорил моё сердце. Начал ухаживать. Но не суждено нам было тогда пожениться — дороги разошлись. Он уехал, но мы регулярно переписывались. Словом, у каждого жизнь шла своим чередом…»

О НЁМ…

Эдуард Филиппович — коренной сальчанин. Жил в Сальске, в доме на углу Ленина и Свободы. Помнит мощёные улицы до вокзала, рядом — контрольно-семенную лабораторию и пофамильно, где кто жил: Вырва, Адибековы, Лысенко. Помнит дома, тротуарчики, невысокие заборчики, кусты жёлтой акации, лавочки. И с другой стороны улицы — также.

Его отец был красный партизан, во время Гражданской войны получил ранение в лёгкое. Имел орден Боевого Красного Знамени, который мать выбросила в туалет, когда наступали немцы в 1942-м. «В 1936 году он умер, ранение дало о себе знать, — рассказал Эдуард Филиппович. — Я видел, как он мучился, и дал себе слово выучиться на врача, чтобы помогать людям…»

Эдуард Филиппович, к слову, был в Сальске во время оккупации города немцами и многое помнит. Вот какими воспоминаниями он с нами поделился: «Немцы входили в Сальск 31 июля. Сначала шли по деревянному мосту, со стороны нынешнего психоневрологического интерната. Помню, как по Ленина до вокзала проскочили мотоциклисты с пулемётами. Развернулись и уехали. Потом пошли танки. На них сидели раздетые по пояс немцы. На улицах — никого, все попрятались. И пошли они в сторону кожзавода, где в будущем выросла меховая фабрика, там выгон был. На нашей улице никакого боя не было. Мы, одиннадцатилетние мальчишки, прятались в кустах. В первый раз попал под бомбёжку на вокзале. Шла эвакуация евреев из Одессы на открытых железнодорожных платформах. Налетели самолёты, три «Фокке-Вульфа». Сначала сделали фотосъёмку. Потом полетели бомбы, попали в людей, в состав с сахаром. Раненые лежали во дворах, под солнцем, всюду кровь, раненых накрывали тряпками. А другие хватали сахар, кто сколько мог унести. Я зачем-то подобрал красную пепельницу, она долго была в нашей семье.

Помню, как в нашем доме была полевая почта. Капитан-немец у нас жил. А сестра всё время пряталась, чтобы немцы не увидели и не угнали в Германию. Окоп помню: когда была тревога, все прятались туда. До сих пор в ушах стоят слова: «Внимание! Внимание! Объявляется воздушная тревога!» Каждые два часа по улицам ходили патрули. Голод был, но нам повезло больше — у нас корова была, кукурузу на жерновах мололи.

Помню также, что немцы сожгли больницу, и мы ходили туда, двор был свободен. А больница была в Доме колхозника, пока не восстановили сгоревшую. Когда нас освобождали, морозы стояли страшные. Наши шли от пивзавода, по улице Свободы. Помню, как пушку тянули верблюд и лошадь. Весь народ высыпал встречать советских солдат-освободителей. Несли навстречу кто что мог и благодарили со слезами на глазах. Кто видел, тот поймёт, о чём я говорю. Так и не расскажешь, эмоций не хватит. Но это всё было…»

Эдуард Филиппович сначала учился в школе № 2 имени Карла Маркса,  потом в первой — напротив своего дома. Его одноклассниками были известные в Сальске люди — Валентин Гарбузов, Лидия Власова. До сих пор он с теплотой вспоминает свои школьные годы…

О НИХ…

После школы Эдуард поступил в медицинский институт в Ростове, хотел стать судмедэкспертом, но потом остановил свой выбор на хирургии. По окончании по распределению поехал работать в Киргизию, откуда его направили на курсы усовершенствования врачей в Ташкент. Потом вернулся в Ростов, в БСМП-2 хирургом работал и параллельно писал письма возлюбленной, мол, давай, перебирайся сюда, в Европу, хватит уже в своей Азии сидеть.

«Я и рискнула, — вспоминает Валентина Даниловна. — Бросила работу в роддоме и полетела в неизвестность. Сначала — самолётом до Москвы, а оттуда — до Ростова поездом. И вот он меня встречает, в кожаном пальто, модная кепка на голове — весь импозантный, серьёзный. И мы сразу начали жить вместе. Это было 6 февраля 1961 года. Привёл он меня на Верхненольную к армяночке, которая в эвакуацию жила у его мамы в Сальске, — он снимал комнату у неё. После южной Алма-Аты серый Ростов не понравился мне вообще. Начали искать место постоянного жительства. Рассматривались и Краматорск, и Сальск. Тут Эдуарду Филипповичу предложили возглавить Гигантовскую больницу. Здесь как раз освободились места главного врача, хирурга и гинеколога. Больница на 120 коек была, коллектив прекрасный… И мы — остались. На дворе стоял март 1961 года. Несколько месяцев жили в комнатке при детском отделении, потом нам выделили жильё…»

В больнице работали кожное, детское, инфекционное, гинекологическое, терапевтическое, хирургическое отделение, роддом. Работы хватало, людей было много, помнят они, как поначалу терапевты на вызовы в «Маяк», Сеятель, на 12 отделений Гиганта на лошадях ездили, как строилось новое здание больницы. Столько всего было за эти годы…

Эдуард Филиппович 47 лет проработал хирургом, а Валентина Даниловна только два года, как не практикует, а ведь ей сейчас 88 лет! Их молодые коллеги до сих пор звонят, советуются…

ЛЮБОВЬ И УВАЖЕНИЕ

И Эдуард Филиппович, и Валентина Даниловна — уважаемые в посёлке люди. Оба — врачи первой категории, имеют множество отраслевых наград. Об их работе в больнице сейчас напоминают фотографии и многочисленные благодарные пациенты, которым они спасли жизни и поставили на ноги.

Дом, в котором они живут, специально для молодой семьи врачей в своё время построил совхоз. До сих пор хранят они символический ключ, который в 1978 году на новоселье им подарил директор «Гиганта» Дмитрий Дмитриевич Ангельев.

Особое место в доме отведено библиотеке, в которой мы, собственно, беседовали. Как мне сказали, книги собирались всю жизнь. На стеллажах они уже не умещаются. Читать супруги любят, вот и сейчас Валентина Даниловна, к примеру, увлечена историческими произведениями…

Хранится в доме у Кольцовых интересная, я бы даже сказала, священная вещь. Лет 30 назад во дворе больницы Эдуард Филиппович нашёл старинную икону Николая Чудотворца. Это часть иконостаса, как ему сказал в церкви батюшка. Так и хранит он у себя в доме святую реликвию, а она бережёт семью Кольцовых от несчастий и болезней. Иначе как объяснить, что этим людям удаётся сохранить ясный ум, неутомимый оптимизм и бодрость духа?!

«Святая наука — расслышать друг друга сквозь ветер, на все времена!» — льются из проигрывателя, подаренного на Новый год внуками, слова любимого романса бриллиантовых юбиляров. Несмотря на все сложности, Кольцовы выстояли и сохранили любовь и уважение друг к другу на всю жизнь. Дочь Марина и сын Владимир пошли по стопам родителей — окончили медицинский институт и стали врачами. Оба трудятся в Гигантовской больнице терапевтами. У Эдуарда Филипповича и Валентины Даниловны — четверо внуков и две правнучки. «Жизнь прожить — не поле перейти, всё было: и слякоть, и пороша, — признается Валентина Даниловна. — Но нужно уметь прощать друг друга, промолчать иногда, а потом снова всё хорошо, как ни в чем не бывало»…

Уважаемые бриллиантовые юбиляры! За вашими плечами много радостей и трудностей, но вы с достоинством прошли этот путь. Выросли замечательные дети, подросли внуки и правнуки. Всё это благодаря тому, что в вашей семье царят любовь и уважение. Вы —  достойный пример не только для вашей семьи, но и для всего нашего района. Здоровья вам, оптимизма и неугасаемой жизненной энергии!

Светлана Омельянович, 8(86372) 7-10-22, omelpress@bk.ru

salsknews.ru