Сила изумруда: как супругам из посёлка Юловский удалось пронести свет своей любви через 55 лет

Сила изумруда: как супругам из посёлка Юловский удалось пронести свет своей любви через 55 лет
28 марта 15:00 2023 Печать 1372

Лапаевы никогда не жили в роскоши. Трудились честно, жили просто. Из нажитого богатства — семья, в которой царят мир и согласие, дети, внучки, правнук. А что ещё нужно для счастья?

МЕЧЕТКА — МАЙКОП

Глава семьи с виду строгий, даже суровый, но стоит ему улыбнуться — и мнение меняется на противоположное: Алексей Дмитриевич — душа-человек! Он — само спокойствие, невозмутимость и добродушие.

Евдокия Ивановна, наоборот, — шустрая, общительная, одним словом, «зажигалочка».

Говорят, противоположности притягиваются — и это правда. Как пообещали 55 лет назад другу другу быть вместе в богатстве и бедности, болезни и здравии, так и живут по сей день. А ведь было в их непростой жизни немало тягот и испытаний…

У Алексея Дмитриевича Лапаева было трудное детство. Всю свою юность ему приходилось много работать, чтобы пробить себе дорогу в жизни.

Он родился 2 июля 1945 года в станице Мечетинской. Отец прошёл всю войну, был ранен и рано умер — сказались последствия полученной контузии…

Мама, оставшись без кормильца, решила переехать к родственникам в Майкоп. «Город расположен в ущелье, кругом горы, красота, — вспоминает Алексей Дмитриевич. — Помню, как мы с пацанами на речку бегали, на рыбалку. Помню очереди за сахаром, за крупой. Давали на руки по килограмму, а хотелось взять побольше. Потом нам по кусочку сахара выдавали… Как-то так получилось, что заботы обо мне взяли на себя тетя и дядя, в семье у которого тоже росли мальчишки, мои братья. У меня же был родной брат, на десять лет старше меня, который на тот момент служил в армии…»

А БЫЛА МЕЧТА…

В школе Алексей Дмитриевич учился средне. Больше его тянуло в творчество, он даже хотел научиться играть на аккордеоне. Тетя, видя его стремление, записала в музыкальную школу. Но вернулся со службы брат и сорвал парня с места: мол, поехали деньги зарабатывать.

Алексей Дмитриевич тогда окончил семь классов. И поехали они по стройкам.

«Недолго мы так поездили и вернулись в родные края, поселились в селе Ольшанка Целинского района, — рассказывает Алексей Дмитриевич. — Мне уже 15 было, и я пошёл работать с братом на «точку», где выращивали лошадей. Хотел заработать денег и выучиться на аккордеониста. Но мечта моя пропала. Я скопил денег и отдал их брату, который ехал в город, сказав, чтобы купил мне аккордеон. А он вместо него привёз мне патефон. И мечта так и осталась мечтой…»

В ЗМЕИНОЙ КРОВИ

И пошёл Алексей Дмитриевич учиться на механизатора. Как-то его отправили в Казахстан, поднимать целину.

Рассказывал, как однажды его послали перепахивать балку, в которую никто ещё не ездил. Ночью. Утром встал и не поймёт: плуг весь в крови. Оказалось, там всё кишело змеями, даже балка так называлась — Змеиная, — рассказал Алексей Дмитриевич. — Я посмотрел на деревья, они голые стояли, как отшлифованные…»

ОСТАВЛЯЛИ В АРМИИ

Алексей вернулся на родину, уехал в Ростов работать, поступил в верховое училище при ипподроме. А тут дело к армии подошло. Служил в Германии, заместителем командира по технической части, был на «ты» с любой техникой, ловко управлял военными машинами, танками, участвовал в учениях.

Его даже посылали учиться в Дрезден, потом советовали оставаться в армии и служить в Ачинске. То есть впереди маячили радужные перспективы, но… Дома-то Алексея ждала его любимая Дуся, с которой они начали встречаться ещё до армии и переписывались все годы службы. Он написал: так, мол, и так, есть возможность остаться или в Германии, или в Ачинске военным, но будущая жена испугалась ехать так далеко, и он вернулся к ней в Ольшанку.

НА ДОСКЕ ПОЧЁТА

Евдокия Ивановна на три года младше своего суженого. Тогда она оканчивала училище в Нальчике, выучилась на работника зеленого хозяйства.

«Мы оба сейчас жалеем об упущенных возможностях, которые нам посылала судьба, но прошлого не вернёшь, — говорит Евдокия Ивановна. — Лёша вернулся из армии, мы поженились, переехали в совхоз «Южный». Здесь и осели. Стояли на квартире поначалу, потом в двухэтажке жили, потом мы этот дом купили. Я в техскладе всю жизнь проработала, он — механизатором. Всегда его уважали, звеньевым ставили, на Доске почёта фотография висела. Трудился много и честно (показывает целую кипу благодарностей, грамот авт.), заслужил звание «Ветеран труда». С техникой ладил, всегда в передовиках ходил. Лёшу не раз премировали, отправляли на отдых в Крым, в Германию…»

ГОДЫ БЕРУТ СВОЁ

Супруги достойно воспитали двоих дочерей — Любовь и Галину, которые до сих пор помнят, как папа шил им платья на утренники. Да, Алексей Дмитриевич ловко орудует швейной машинкой, которая досталась ему от тёти. Научил строчить на ней и дочек, которые из наволочек себе сарафаны шили.

«Я помню, как он им пошил платьица из ситца, ткань ещё такая, в яблочках, была, — вспоминает Евдокия Ивановна. — А ещё что-то вроде короны на голову соорудил. Очень красивый наряд получился…»

Радуют своим теплом и вниманием бабушку и дедушку внучки, ради которых они старательно, в силу своих возможностей из-за здоровья, держат небольшое хозяйство, а летом — и огород.

«Годы своё берут, со здоровьем бывает всякое, но мы всегда и во всем стараемся поддерживать друг друга, — говорит Алексей Дмитриевич. — Очень часто на досуге стараемся воскресить в памяти события прошлых лет. Нам помогают в этом многочисленные фотографии, вырезки из журналов, газет, которые бережно хранятся в семейном альбоме. Перебирая их, мы заново переживаем события совместной жизни. Дочери, внуки заботятся о нас. Всегда звонят, интересуются нашим самочувствием. Каждый год приезжают к нам в отпуск, помогают…»

ПРИМЕР ДЛЯ ДЕТЕЙ

Вот так: за плечами Лапаевых — долгая и, как я понимаю, счастливая жизнь. «Какой совет вы могли бы дать молодым семьям, чтобы их жизнь была такой же долгой и счастливой?» — спрашиваю у Евдокии Ивановны.

«Главное — терпение, умение уступать друг другу, ну, и, конечно же, любовь, — отвечает она. — В семье всё бывает: не только радость и счастье ожидают супругов на жизненном пути, но и огорчения, невзгоды, ссоры, конфликты. Женщина должна обладать мудростью, уметь прощать и учить этому своих дочерей. У меня это, видимо, получилось, так как я сама прожила счастливую семейную жизнь, и дочери наши счастливы. Родители для своих детей всегда должны быть примером. Мой муж — очень хороший человек, добрый, заботливый и внимательный. Когда не болел, по дому всё делал и во дворе хозяином был. Мы выросли в деревне, поэтому трудиться приходилось много, и работы никто никогда не боялся… Я всегда говорю молодёжи: не думайте, что чувства, приведшие вас в ЗАГС, останутся такими острыми. Любовь взрослеет вместе с нами, успокаивается, перерастает в уважение и заботу, взаимную ответственность друг перед другом. Появляются дети, домашние заботы… Этого не нужно бояться — это нормальное, естественное развитие любви. Так что слышьте друг друга, понимайте и делайте всё вместе всегда — и будет у вас долгий и крепкий союз…»

На мой взгляд, в браке важно не воспитывать друг друга. Новая семья образуется из людей, пришедших из разных семей, со своими традициями и устоями. Пройдёт время — и жизнь сама притрёт их друг к другу. Но главное — любить и уметь прощать. Если любишь человека, как бы сильно временами на него ни злился, потом обязательно вспоминаешь: это тот, кого я когда-то полюбила и буду любить всегда…

Светлана Омельянович, 8(86372) 7-10-22, omelpress@bk.ru

salsknews.ru