Связь должна быть тыла с фронтом: состоялась очередная поездка гуманитарного батальона «Нить надежды «Русский мир» в зону проведения спецоперации

Связь должна быть тыла с фронтом: состоялась очередная поездка гуманитарного батальона «Нить надежды «Русский мир» в зону проведения спецоперации
02 ноября 12:55 2023 Печать 1812

Почти 50 часов в пути, 1.250 километров нелегкой, большей частью до основания разбитой дороги, а местами — и вовсе по бездорожью, десятки людских судеб, интересные имена, новые лица…

ЗАЧЕМ МНЕ ЭТО?

Каждый раз возвращаешься домой и думаешь: всё, больше не поеду. Но проходит неделя, ты приходишь в себя от увиденного и услышанного, вспоминаешь, как рады были бойцы общению и возможности передать своим близким привет, рассказать о себе, поделиться наболевшим, — и вот ты уже снова собираешься в дорогу…

Час ночи. Перед поездкой не спалось. Минут за 20 до звонка водителя задремала. «Выходи, подъезжаю», — пишет в ватсап Юра. В принципе, вещи были готовы с вечера, так что пяти минут мне вполне хватило на сборы. Взглянув на спящих мужа и сына, поцеловала обоих, выключила свет и шагнула в ночь…

Меня часто спрашивают, зачем я туда еду. Даже родные искренне не понимают, для чего мне это. Живи себе своей жизнью, радуйся. А я уже не могу радоваться, однажды увидев, как живут там ребята. Хотя вот сейчас они мне сказали бы, мол, ты чего, Флешка, нагнетаешь, нормально мы тут живём. Но я сейчас — про другое. Дело даже не в их быте, а зачастую, и полном его отсутствии. Дело в том, что парни, подолгу оторванные от дома, от семей и живого общения, просто нам рады от души. Внимание, разговоры о том, что их волнует здесь и сейчас, — вот что им нужно.

А другой момент состоит в том, что, побывав у ребят, хочется написать в газету так, чтобы люди, до сих пор думающие, что всё там происходящее их не касается, начали, наконец, помогать солдатам.

Не зря в этот раз я сделала упор на быте солдат. В подразделениях, где побывала, ребята разрешали фотографировать их «кухни» и «спальни». Не подумайте, никто из них не пожаловался на своё житьё-бытьё. Говорили, что парням в окопах реально хуже. Вот где вода по колено и нет возможности высушиться и обогреться. И всё же я в своих материалах об этой поездке — а будет их несколько — покажу, как и чем живут наши мобилизованные, добровольцы и контрактники. Ведь парни действительно очень нуждаются в помощи, любой помощи.

Пусть это будет что-то от души, что поможет им вспомнить дом, согреться в холодном окопе или блиндаже, или пусть это будет письмо со словами: «Мы с вами. Возвращайтесь живыми и целыми домой». А ещё они радуются домашней еде, по которой соскучились, спальникам, маскировочным сетям, вязаным игрушкам-обережкам, сделанным ручками деток…

РЕСПУБЛИКА ОЖИВАЕТ

В этот раз в безразмерной «ГАЗели» Юры — иногда правда кажется, что это действительно так, — уместилось две тонны гуманитарного груза. Если перечислять всё, что отвезли волонтеры гумбатальона «Нить надежды «Русский мир» Юрий Куликов и Елена Ищенко, не хватит полосы. В списке было десять направлений, и по каждому везли то, что парни просили. Итак, поехали…

Беспрепятственно миновав пункт пропуска Авило-Успенка, мы оказались на территории ДНР. И, скажу я вам, республика — оживает. Исчезли разбитые дороги и густые заросли по обочинам, остатки бывших оборонных укреплений. Вдоль всего пути много дорожной техники, которая выкорчевывает деревья, убирает кустарники, кладёт новый асфальт, появились новые остановки, выкрашенные в цвета российского триколора. И ещё тянутся линии электропередачи. Если в прошлый раз на полях рос сплошной бурьян, то теперь глаз радует нежная зелень озимки: видно, что местные аграрии хорошо потрудились и отсеялись в сроки.

Словом, вполне себе мирная картина. Если бы не встречающиеся автобусы с табличкой «300». Везут наших раненых солдатиков в госпитали, помоги им Боженька…

«ВОРОН» — «САЛЬСК»

Первая наша остановка — в Иловайске. Там мы должны были встретиться с нашим земляком Сергеем с позывным «Сальск». Напомним, это он до глубины души тронул нас своей просьбой о помощи с месяц назад. На видео, присланном руководителю подразделения «Русский мир» в Сальске Анне Уваровой, было видно, как ему, взрослому мужику, тяжело просить. И, может быть, это почувствовали участники группы «Нить надежды «Русский мир», или потому что он действительно наш, сальский, но такой активности, пожалуй, не было ещё ни разу. Его сбор был закрыт в рекордные сроки, а было в том списке немало.

Но сейчас — не об этом. Когда он приезжал за гуманитаркой в Сальск, мы не смогли с ним пообщаться. И вот серым утром, на заправке в Иловайске, под дождём, пока шла выгрузка, он немного рассказал о себе.

Родился Сергей в Приречном. Есть мама, сестра, дочь. Ему 40 лет, из них половину служит в армии. Старший прапорщик, в данный момент — командир взвода по подвозу боеприпасов.

«Уходил из Сальска в армию в 2001 году, — рассказал Сергей. — Срочную служил в Чечне. Когда демобилизовался, пришёл домой. Походил, посмотрел — работы нет и решил уйти по контракту. И пошло — Цхинвал, Сирия, Крым. Служил в спецназе, где у меня был позывной «Ворон». Это уже на СВО я взял себе позывной «Сальск». До спецоперации находился в Нагорном Карабахе, мы стояли в Лачинском коридоре. А здесь наша задача — оперативно доставлять боеприпасы на переднюю линию Авдеевского направления…»

Дислоцируется взвод «Сальска» в одном из заброшенных зданий, где из подручных материалов солдаты соорудили себе подобие домиков. Обеспечение продовольствием — в основном благодаря волонтерам.

«Спасибо вам огромное, что не оставляете нас, что привозите продукты, медикаменты. Благодаря вам у нас есть силы работать, — говорит командир. — Как живём? Нормально. У нас есть Дима, мобилизованный, до СВО на корабле работал, так он у нас за повара. Спим в домиках, блиндажах, в машинах — где придётся, ведь мы постоянно передвигаемся по линии фронта. Отапливаемся буржуйками, если есть возможность электричества — тепловыми пушками…»

Чаще всего в период затишья Сергею вспоминается взятие «Азовстали» в Мариуполе. И последняя потеря, когда погиб его водитель в самом обстреливаемом, Киевском, районе Донецка. К линии обороны этот район — самый ближний. Их тогда накрыло «Ураганами», прямо в машину прилетело…

«Очень жаль ещё одного своего бойца, Тимуром звали, — рассказывает Сергей. — Он был у меня в подвозе и всегда просился в разведку. Отпустил. Через полтора месяца пришла тяжёлая весть — Тимура не стало. А ему всего 22 года было, двое детей, жена молодая остались одни…

Чего скрывать, войны без потерь не бывает. Я помню, как долго давалась Кременная. Из моего взвода там восемь человек погибли… Сейчас бьёмся за Авдеевку, почти взяли. Сложность в том, что там много старых «совдеповских» заводов, в которых огромные подземелья. И они там прячутся. Есть и наемники, много…

Единственное, чего хотят бойцы сегодня — более активного продвижения вперёд. И оно — есть. Ведь все ребята настроены только на победу…»

За весь период своей службы «Сальск» не раз был награждён. Самая дорогая для него награда — орден Мужества. Тогда он ещё в спецназе служил, освободил 20 заложников…

Когда закончится СВО, Сергей всерьёз думает пойти работать в школу, куда его уже зовут. Будет преподавать школьникам основы начальной военной подготовки и основы безопасности жизнедеятельности. Благо опыта в этом деле у него — с головой…

ПАПА С ВАМИ

К слову, «Сальск» приехал за гуманитаркой не один. Александр из Краснодара с позывным «Борода» работал в «Газпроме», где и «нашла» его повестка. А срочную служил в мотострелковых войсках. Дома его ждёт семья — жена и сыновья.

«Привет супруге и детям, со мной всё хорошо, ждите, я вернусь обязательно, — просит передать Саня. — А ещё привет хоккеистам — мы с вами, ребята! Я ярый болельщик, и дети мои тоже играют в хоккей. Младший, Андрей, с 2014 года играет за команду «Буйволы», поедет на соревнования в Ставрополь. Хочу ему пожелать быть наиболее собранным, успехов и медалей. Старший, Георгий, играет за команду «Юность». Они тоже молодцы, привозят достойные награды. Мои сыновья — папа с вами…»

РАБОТАЮТ «ПТИЧКИ»

Загрузив «Сальск» по максимуму, «Русский мир» продолжил путь на Донецк.

Ещё не доезжая окраины города, услышали устрашающие звуки работы артиллерии. И чем ближе мы подъезжали, тем они отчетливее становились. Скажу вам, что так близко мы их не слышали, пожалуй, ни разу за все поездки. Подпрыгнула на месте не однажды, признаюсь. Что ж, я знала, куда ехала…

Здесь, в Донецке, в частном секторе, мы встретились с Романом с позывным «Рябой» из отряда «Шторм». Он тоже наш земляк. Сапёр. Его отделение работает на «птичках» — с помощью квадрокоптеров сбрасывает снаряды на позиции ВСУшников.

Роман, как и Сергей, родом из Приречного — так уж нам повезло в эту поездку, что сразу двоих бойцов на разных фронтах встретили из одного сальского посёлка.

Частный дом, в котором живёт «Рябой» с сослуживцами, находится в одном из самых обстреливаемых районов Донецка. Было такое чувство, что миномёты работают на соседней улице. А парни хоть бы глазом моргнули. Да ещё и сказали: это сегодня слабо, бывает и «веселей»…

Этот дом ребята снимают за 5.000 рублей в месяц. Хозяйку убило при бомбёжке — и родственница стала сдавать жильё солдатам. В доме есть интернет (о чудо!), телевизор, четыре спальных места, небольшая кухня со всем необходимым, вода, электрическая печь. Бегло осмотрев интерьер бывшей хозяйки, задерживаю взгляд на стареньком серванте, в котором до сих пор стоит причудливый сервиз: ребята бережно относятся к имуществу и не трогают не своё.

За продуктами ездят в ближайший магазин. В город выезжать можно только по БРке (боевое разрешение). «Сейчас вообще ужесточили правила, военная полиция повсюду, нам нельзя покидать место дислокации», — говорят сапёры.

Жили здесь до недавнего времени впятером. На момент нашего приезда мы застали троих — «Рябого», Ивана из Шахт с позывным «Манул», водителя Антона из Ростова. Четвёртый был на задании. А пятого они уже никогда не увидят…

«Нашего товарища убило «на задаче», — рассказывает «Рябой». — За день до этого я две мины снял сам. А потом пошли вдвоем, он шёл впереди. Наткнулись на румынскую мину — и всё, дело одной секунды… Принёс буквально в руке то, что от него осталось… Мать жаль и его жаль…»

ЗОЛОТАЯ ЖЕНА

У «Манула» такой позывной ещё со срочной службы. Призван по повестке. На гражданке шахтёром был. А стал — сапёром.

«Сейчас дают возможность больше коптерами работать, — говорит боец. — Сидим вечерами, лепим заряды, затем цепляем на «птичку» — и работаем. Дела у нас нормально. Живем в этом доме с июля. Печку топим дровами, углём. Всё покупаем. Куб дров, например, стоит 3.000 рублей. Дома остались жена, сын, скучают, и я по ним — тоже. А в январе я ещё раз стану отцом…»

Антон водил БМП во время срочной службы во вторую чеченскую войну. Дома, в Ростове, каменщиком работал. С началом СВО решил пойти в добровольцы. Он водитель, от него зависит исправность машины, ведь он выезжает на передовую, доставляет людей, боеприпасы, питание, воду.

Часто к Антону приезжает супруга Лола. Помогает прибраться, недавно машину пригнала ребятам, засолила помидоры зеленые, капусту, огурцы впрок. Золотая жена — таких действительно мало…

ОДИН ОТРЯД — «ШТОРМ»

Гуманитарке ребята были очень рады. Самое главное, что доставили Юра и Лена: дроны, бензопила, сумка под дрон, стропы, сбросы на дрон. Далее — продукты, одежда, влажные полотенца, турникеты, медикаменты и многое другое. А как пригодились резиновые сапоги, которые передали сальчане! «Рябой» рассказывал нам, как туго приходится парням-штурмовикам на переднем крае, учитывая, что только прошли дожди…

И ещё: когда начали выгружать гуманитарку, сапёры очень обрадовались свежей и вяленой рыбе. «А мы сегодня хотели ехать на рынок покупать, спасибо большое, — сказал Рома. — Теперь и нажарим, и накоптим…»

«Рябой» не был в отпуске уже год. Только в марте на несколько дней отпустили, и то по уважительной причине — на собственную свадьбу. Дома его ждут жена, дочка, бабушка, сестра.

Пока шла выгрузка, «Рябой» показал свою работу. «Вот, смотри, летит дрон над вражескими позициями в Марьинке, — комментирует видео на телефоне Рома. — Цель — и сброс с 25 метров на дом, в котором, по данным разведки, спрятались солдаты ВСУ. Минута — и вот они выходят, оглушенные. Дальше идёт работа других подразделений.

Мы работаем, пока есть видимость, и уезжаем обратно в Донецк. А стрелки, штурмовики заходят на позиции на неделю, а то и дольше. Мы им по ходу своей работы закидываем покушать, чай, кофе, сигареты. Вот и сейчас поделимся всем, что вы привезли. Ведь мы один отряд — «Шторм». Держимся и поддерживаем друг друга. Победа будет за нами!»

Добавим, пока отгружали гуманитарку «Шторму», за индивидуальной посылкой для своего товарища Фарика из пехоты приехали сослуживцы, Григорий и Алексей. Так что и с этой задачей наши волонтеры успешно справились…

А наша «ГАЗель» уже выбиралась с окраины Донецка. Впереди — Макеевка, где нашей помощи ждут мирные жители…

(Продолжение следует).

 

Светлана Плещенко, 8(86372) 7-10-22, omelpress@bk.ru

salsknews.ru