by admin | 14.11.2023 12:38 пп
Уже по темноте «ГАЗель» осторожно пробиралась по дороге от Дебальцево к Светлодарску. Пробиралась — это именно то слово, которое подходит для размыто-разбито-убитой дороги. По опыту наш водитель Юра знал, что по обочинам есть огромные ямы, и ехал очень осторожно. Успели в аккурат к комендантскому часу. На блокпосту нас тщательно досмотрели и… пропустили дальше.
ОСТАНОВКА В СВЕТЛОДАРСКЕ
Впереди показалась синяя «семёрка» — это командир первой танковой роты Артур с позывным «Сармат» выехал навстречу. За ним мы направились на квартиру, куда приезжают по очереди бойцы с позиций выкупаться по-человечески, постираться, пообщаться с близкими — ведь здесь есть интернет.
Ночью город разглядеть было невозможно, однако информацией поделились бойцы: город живёт, точнее, возвращается к мирной жизни. Работают магазины, заправка, банк. Есть свет, вода, связь. Мирных жителей немного, в основном — военные.
Заходим в чисто мужское жилище. Уже хорошо знакомые нам «Белый», «Печка» предлагают чай-кофе с дороги. Осмотревшись и переговорив с командиром, решаем двигаться дальше. Едем где-то километров 20 по дороге, освещённой лишь слабым светом фар встречных военных автомобилей. Время от времени взгляд выхватывает из темноты скелеты обгоревшей техники — нашей и не нашей.
Лена начала считать — один, два, три… десять, а вот только половина от чего-то осталась… Картину дополняли доносившиеся звуки прилётов и «выходов» работы миномётных расчётов и артиллерии. Страшно было? Честно, нет. Мы понимали, где находимся, но почему-то не боялись совсем. СВОи же рядом…
ЗАНОЧЕВАЛИ НА САДОВОЙ
Добрались в итоге к месторасположению «Сарматов», выгрузили в кромешной темноте пару ящиков с рыбой, чтобы начистить и пожарить к ужину. Нас провели туда, где обосновались ребята.
Только утром я увидела, где мы ночевали. Когда-то это была улица с красивым названием Садовая. Сегодня от неё остались полуразрушенные дома с обвалившимися внутрь крышами — последствия минометных и артиллерийских обстрелов. Эта деревня находится в непосредственной близости от линии фронта и, конечно, порядком пострадала. Из мирных жителей — несколько стариков. Одна бабуля даже держит коров и снабжает наших солдат парным молоком…
Сразу и не скажешь, что этот попавший под обстрел дом, где мы заночевали, пригоден для жилья. Но наши парни умеют всё и, вооружившись инструментом, листами древесины, досками, сумели заколотить пробоины в стенах и сделать себе небольшую, но со всем необходимым комнату. «Наш штаб», — шутят они.
Нас правда встретили, как родных. Быстро собрали на стол, и мы сидели и много говорили обо всём. Вспомнили погибшего «Кума» — добряка Мишу из Гукова, о котором я писала в самый первый раз, побывав у парней на позиции в Харцызске.
«Мне сначала сказали, что у меня в роте трёхсотый, а потом — нет: «200» и «300», — вспоминает «Сармат». — Я обмер: кто? Оказалось, «Кум» и «Добрый». «Кум» получил тяжёлое смертельное ранение, а «Доброго» контузило… Невероятно больно терять боевых товарищей. Ещё труднее сообщать об этом родственникам. Мы никогда его не забудем, хороший, светлый человек был, мужик настоящий. К слову, представлен к ордену Мужества. Посмертно…»
ВОЗМУЖАЛИ И ОКРЕПЛИ
Глядя на них, таких разных, с виду весёлых пацанов, но с притаившейся в глубине глаз тоской по дому, я задумалась, что каждый из них чувствует здесь, на СВО? О чём думает по вечерам при свете окопной свечи в холодном блиндаже? Конечно, вспоминает мать с отцом, жену, детей, родной дом. Всем им хочется домой. Но не время. Есть обязательства — и каждый с честью их выполняет, выходя на боевое задание.
«С момента мобилизации и до сегодняшнего дня многое для нас изменилось, — говорит «Сармат». — И, прежде всего, изменились парни. Восемь месяцев подготовки сделали своё дело — и сегодня они возмужали, окрепли и бесстрашно выполняют боевые задачи. Ни за одного мне сегодня не стыдно. Наоборот: те, кто был, мягко говоря, слабым, сегодня показывают себя на поле боя лучше других. Взять хотя бы «Мотю»: молодец, как лев, сражается…
А вообще, сомнений нет сейчас ни в ком. Ребята получают медали за отличие в бою, заместителя моего, «Сухого», повысили с ефрейтора до младшего лейтенанта. Справедливости ради надо сказать, что именно «Сухой» лично сам налаживает наш быт, где бы мы ни находились. Очень любит порядок, дисциплину. Хорошо, что есть ещё такая молодёжь, ведь ему всего 28 лет. Несмотря на его молодой возраст, я полностью ему могу доверить любое задание и быть уверенным в успешном выполнении…»
Сегодня многие из танкистов находятся непосредственно на боевых позициях. Утром им развезли привезённую Юрой и Леной гуманитарку от всех жителей Сальска и района. Парни действительно были очень благодарны за такое внимание и помощь.
ХВОСТАТАЯ СОСЕДКА
А как же я забыла про самое интересное! Про мышей. Как шутит «Сармат», их здесь — целое войско. Ночью, слушая, как где-то недалеко идёт бой — всё-таки близость Клещеевки и Бахмута сказывалась, — я честно пыталась привыкнуть к такому хвостатому соседству. Пока одна из них не забралась ко мне прямо в спальник. «Это всего лишь мыши, бывают вещи и пострашней», — успокаивала я себя, сдерживая истерику.
Вытряхнув непрошенную соседку из спальника, села за стол и до утра уже не сомкнула глаз. Всё думала о жёнах этих парней. И о том, как же хотят они увидеть своих мужей. Их вторые половинки, которые дома молча роняют слёзы у кроватки сына или дочки…
Таня, жена Артура, больше года не видела мужа. Глядя на фото, сделанные волонтерами, она только и может сказать: «Я завидую вам белой завистью. Как же я тоже хочу с ним повидаться!» Одному Богу известно, что чувствует она бессонными ночами, проводя их в тревоге за своего любимого. А ведь нужно быть сильной: рядом — дочери, шести и четырех лет. Они ждут папу и верят в маму…
Утром мы простились с «Сарматами». Ребята хотели угостить нас солянкой, но ждать, пока она приготовится, мы не могли: нам надо было ехать дальше.
И снова за окном мелькает знакомый пейзаж: указатели «Мины», обстрелянные дорожные знаки, воронки от снарядов, противотанковые рвы, разрушенные мосты, взорванные рельсы железной дороги, сожженная военная техника…
Наш путь лежит на Луганск. Снова едем через Молодёжный. Возле каждого двора — кучи дров. Ребята готовятся к зиме…
ЛЮБА «УРАГАН»
Луганск. В папахе и военной форме у Вечного огня нас встречает Любовь с позывным «Ураган». Она должна была нас сопроводить в полевой госпиталь, куда Юра и Лена везли гуманитарку. Но тут подъехали бойцы-штурмовики из-под Клещеевки. Там у них новые блиндажи — и теплые вещи, матрасы, одеяла им тоже нужны. Этим и поделились с парнями сальчане.
Любови — 60 лет. Она лихо запрыгивает в «ГАЗель», принимает гуманитарку, так же лихо спрыгивает с кузова. С ребятами она с тех пор, как их мобилизовали. «Мои сыночки», — с любовью говорит Люба, глядя на своих земляков. Земляков — потому что парни из Луганска. Были мобилизованы осенью прошлого года. Заместитель по вооружению подразделения штурмовиков Александр с позывным «Агроном» до СВО работал в министерстве экологии главным специалистом отдела лесного хозяйства. «Мы стоим сейчас на самом передке. Так что ваша помощь нам очень важна и нужна», — говорит «Агроном».
Сама же Люба «Ураган» — родом из Луганской области. Внучка Героя Советского Союза Даниила Титовича Дзюбанова. Всю жизнь прожила в Луганске.
«До спецоперации я была заместителем атамана Луганского юрта по гуманитарно-воспитательной работе, — рассказывает Любовь Васильевна. — С февраля прошлого года мы без отпусков и выходных помогаем детским домам, госпиталям, ребятам на передовой. У нас не одна воинская часть, кому мы помогаем. Мы не разделяем — луганчане и не луганчане. У нас очень обширный круг. Почему? Потому что чужих не бывает. А мы — Россия, мы все свои. Поэтому, пока я жива, буду в строю…»
Разговор с Любовью стал настоящим подарком судьбы. Очень открытая, добрая, по-хорошему суетливая женщина предстала передо мной. Волонтёрскую деятельность тянет не сама. Вместе с мужем Вячеславом — полковником МЧС.
ДОРОГОЙ ПОДАРОК
«Сразу похвастаюсь, — говорит «Ураган». — Вот что дарят мужья жёнам на день рождения? Посуду, украшения… А мне мой подарил портрет Владимира Владимировича Путина. Будит меня в четыре утра, я в это время родилась, и говорит, мол, к тебе любимый мужчина пришёл. Я говорю: да ладно тебе… А он мне раз — и портрет дарит. Слава знает моё отношение к Путину, ибо я за него — всегда горой. Так что этот подарок мне очень дорог…
Когда в 2014 году всё началось, я уже была на пенсии по выслуге, так как во вневедомственной охране работала всю жизнь, муж — тоже. Но всё равно работали в одной частной фирме. Вечером — прилёт на офис. Оператор звонит: «Любовь Васильевна, нас бомбят…» И — тишина… Я босиком бежала к ним. Там, где мы живём, очень сильные были обстрелы. Помню, летит украинский самолёт и бомбы скидывает. А мы у магазина стоим. Муж берёт и толкает меня на землю и собой накрывает. Лучше б я погиб, чем ты, сказал он тогда…
Слава тоже видел прилёт, когда над администрацией самолёт пролетел и сбросил кассетные бомбы. А у нас связи тогда вообще не было, нас полностью от внешнего мира оторвали, и мы не знали, что Украина по своим каналам говорила, что это кондиционер в администрации взорвался. И наши ребята теперь, когда отправляют в сторону Украины снаряды, подписывают — «Кондиционер»…»
ТЕПЕРЬ — С РОССИЕЙ
Как мы жили тогда? У нас не было ни света, ни воды, автобусы не ходили. Мы ждали и молились на белые КамАЗы МЧС России, потому что Украина нас полностью отгородила от мира, как индейцев в резервации. Мы для них нелюди были. Спасибо России, которая нас поддержала. Мы ждали эти КамАЗы с гуманитаркой, правда…
Восемь лет мы так жили. Украина поставила ограждение. Такая фильтрация была — невозможно… Когда шёл разговор о том, принять нас в состав России или не принять, мы от телевизора не отходили. И вот новость — нас берут в состав России, ура! То есть для нас, местных жителей, это было важно. Украина считает, что нас Россия оккупировала, а мы смеёмся. Сейчас едешь по городу — и сердце радуется. За 30 лет Украина ни копейки сюда не выделила. И вдруг пришли «оккупанты» — и как начали дома, школы строить, дороги восстанавливать. Да «захватить» нас в таком случае давно уже надо было, мы согласны…»
«ПРОДЮСЕР» ИЗ ЛУГАНСКА
Отгрузив часть гуманитарки штурмовикам 88-й бригады, остальное мы оставили в складе Любы «Ураган» для госпиталя. Там приёмкой руководил Кирилл с позывным «Продюсер», он тоже представляет казачество, начальник штаба Луганского юрта.
«Вспоминаю, как было тяжело в 2014-м без воды, без продуктов. Одна «дорога жизни», сначала через Новосветловку, потом через Пионерское, — рассказывает «Продюсер». — Я в ополчении был с 2014 года, вместе с Алексеем Мозговым начинали — командиром механизированной бригады «Призрак». Как-то я попал под миномётный обстрел, с контузией, на пробитых колёсах доехал до своего подразделения, находящегося в Краснодоне. После был госпиталь. Подлечившись, возил корреспондентов каналов «Россия-1», «Россия-24», за что и получил свой позывной «Продюсер». Сейчас заключил контракт с Минобороны России, служу по-прежнему…»
Пока шла отгрузка, немного пообщались с парнями. Сразу же на первый план вышла борьба с мышами. Бойцы говорят, что самую активную помощь в этой борьбе оказывают обыкновенные коты и кошки. Ну, и мышеловки тоже. «Шесть мышеловок с 9 вечера поставил, к полуночи 12 штук поймал, — говорит «Агроном». — А рекорд был — 30…»
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
На этом бы и закончить рассказ о поездке по территории ЛНР и ДНР, но вспомнила слова Любы «Ураган» о радости бойцов, когда они получают письма от маленьких россиян, и случай, о котором мне рассказала Анна Уварова, руководитель «Русского мира» в Сальске.
«Плетём однажды сети, и приходят мама с дочкой, — говорит Аня. — Пока мама Катя плела сети, дочка Василиса, ученица второго класса пятой школы, рисовала. И вот она в сеточки незаметно так рисунки спрятала. Потом была отгрузка у «Святогора», и мы им дали сети и гуманитарку — они отправлялись к ребятам. И именно им попалась эта сеточка с письмом и рисунками Василисы. Парни нашли там письмо, есть видео, где они его читают и передают привет этой девочке. И в следующую поездку они отправили через «Святогора» письмо с благодарностью Василисе Несмеян и шеврон — ей на память…»
Послание людей, участвующих в боевых сражениях, и слова благодарности в адрес маленькой незнакомой девочки нашли теплый отклик в сердцах сотен людей. На общешкольной линейке всем ученикам было показано видеообращение солдат, получивших письмо Василисы Несмеян, и зачитано ответное, написанное бурятами, чеченцами, русскими….
Возвращаясь к нашей поездке, хочу сказать в очередной раз слова благодарности волонтёрам «Русского мира» за то, что не боятся ответственности и берут меня с собой. А уж скольким бойцам действительно нужна их помощь, я вижу своими глазами. Ребята встречают их, как своих, как родственников, близких людей, которые привозят им всё самое необходимое на фронте. Правда ждут и всякий раз говорят, что без помощи тысяч простых людей не выдюжили бы. Так что «Русский мир» продолжает свою работу!
Уважаемые земляки, сейчас идёт очередной сбор: на сети, по заявкам от парней, на автомобиль для поездки в зону СВО. Много чего нужно. Но нас много, не оставайтесь в стороне — и вместе мы поможем тем, кто своей грудью защищает наш спокойный сон и мирное небо над нашими городами…
Светлана Плещенко, 8(86372) 7-10-22, omelpress@bk.ru[1]
salsknews.ru
Source URL: https://salsknews.ru/svyaz-dolzhna-byt-tyla-s-frontom-sostoyalas-ocherednaya-poezdka-gumanitarnogo-batalona-nit-nadezhdy-russkij-mir-v-zonu-provedeniya-speczoperaczii-3/
Copyright ©2025 Сальскньюс unless otherwise noted.