by admin | 28.09.2019 9:00 дп
«Лучи солнечного света, проникнув через огромные окна цеха, как на струнах музыкального инструмента, играют в белоснежных, стремительно сбегающих со шпуль нитях. Девчата в тёмных халатах, пёстрых косыночках сноровисто двигаются между работающими машинами. Даже первого впечатления достаточно, чтобы сказать: «Вахта идет напряжённая».
Так начиналась публикация в «Сальской степи» о буднях текстильно-галантерейной фабрики в 1976 году. И об обязательствах выполнить план первого года десятой пятилетки к 29 октября — ко дню рождения комсомола. Сегодня всё это лишь грустное и далекое прошлое…
Спрос на тесьму невелик
Некогда архитектурно изысканное, величественное и одновременно щеголеватое, несколько похожее стилем постройки на какую-нибудь дореволюционную мануфактуру, хотя на самом деле возведено в 1952-м, здание главного корпуса фабрики ныне разрушается под гнётом времени и лишь тихо грустит в ожидании своей бесславной кончины. На ремонт нужно не меньше 15 млн рублей, но такие затраты не нужны и не выгодны нынешним московским владельцам фабрики. И их тоже можно понять. За эти деньги по современным технологиям можно в считанные недели возвести несколько корпусов. Была бы нужда. Но нужды нет. Спрос на тесьму невелик, и это ещё мягко сказано. Мощнейший Китай давно покрывает потребности всего мира во всём. Свою роль сыграло и недавнее очередное повышение налогов. И, скорее всего, уже в следующем году фабрику, точнее — то, что от неё осталось, ждет крах…
Так что, в огромных цехах, превратившихся просто в пыльный склад, давно гуляет ветер, а лучи солнечного света не играют на белоснежных нитях. Не увидишь здесь и девчат в тёмных халатах, пёстрых косыночках, сноровисто двигающихся между работающими машинами. На «текстильке», как её принято называть, осталось человек 50 работников. И они прекрасно помещаются в небольшом одноэтажном корпусе.
Как это было…
Сальская текстильно-галантерейная фабрика была основана в 1955 году на базе хлопкового комбината. Ростовская область не подходила по климатическим условиям для выращивания хлопка, — урожай был скудным и не успевал созревать, — и было принято решение о прекращении его деятельности. Здание комбината решили использовать для текстильной промышленности, из Москвы были привезены старые станки в количестве 98 единиц, также приехали специалисты и наладчики оборудования. Первым директором был П.В. Диденко. В то время территория фабрики представляла собой пустырь, на котором высилось двухэтажное здание, строилась котельная, закладывался фундамент под складские помещения, впоследствии там были построены плетельный цех № 2, склады сырья и готовой продукции, аппретурно-отделочный цех. Сердцем же фабрики долгие годы оставался уникальный паровозный котёл, который можно лицезреть в котельной и поныне. Изначально он был предназначен для питания оборудования по производству хлопка, но исправно служил десятилетия, отапливая всю промышленную и социальную инфраструктуру предприятия.
В 70-х годах на фабрике насчитывалось 1.148 плетельных машин, перевооружено производство, благоустраивалась территория.
Фото редакции.
К 25-летию фабрики, 8 марта 1980 года, сдан в эксплуатацию детский сад «Журавушка» на 140 мест. В 1984 году на фабрике был построен новый плетельный цех № 3. В 1986 году возведён 50-квартирный жилой дом по улице Невского. 35 семей работников предприятия получили благоустроенные квартиры улучшенной планировки.
В 90-е годы на фабрике было 1.572 плетельные машины. Ассортимент изделий включал в себя более 100 артикулов. Было приобретено десять станков вышивального оборудования швейцарской фирмы. В 1992 году уже был открыт новый вышивальный цех, подбором кадров занимался первый начальник цеха А.В. Буряк. Коллектив освоил широкий ассортимент: комплекты штор, спальные комплекты, салфетки, скатерти. В 1993 году на основании постановления правопреемником фабрики становится акционерное общество открытого типа «Сатекс». За период перехода к капитализму предприятие три раза становилось на реструктуризацию, не было достаточного получения прибыли, так как сбыт товара не производился в полном объёме. В 1999 году директор общества А.В. Буряк нашёл постоянный рынок сбыта московскому предпринимателю, но если погашать текущую задолженность было возможно, то прошлые долги погашались только за счёт продажи основных средств. В 2002-2003 годах исполняющей обязанности директора общества становится Н.Н. Ткаченко. В 2002 году начался процесс прекращения деятельности общества и перевод людей во вновь созданные организации. Так были созданы ООО «Текстиль Сальска» и ООО «Плетельщик». Ныне предприятием руководит И.Ф. Новиков, который пришёл сюда в 2002 году ещё главным энергетиком.
Назад в прошлое — по газетным вырезкам
Будни и достижения фабрики регулярно освещались на страницах «Сальской степи». Из вырезок в бережно сохранённом стареньком альбоме, озаглавленном «Сальская текстильно-галантерейная фабрика. Работа учениц 6 «А» класса школы № 3 Ларисы Скляровой и Наташи Скляровой. 1977 год», можно узнать немало интересного. Например, что: «…фабрика — предприятие молодёжное …Развернув социалистическое соревнование за достойную встречу 50-летия со дня образования Союза Советских Социалистических республик, молодые текстильщики ежемесячно перекрывают нормы. Вот и они — гордость фабрики: Зоя Михайличенко, Александр Куницын, Вера Зарудняя, Борис Белоусов, Татьяна Потапова и Таисия Безниско»; «Свой вклад в успешное завершение городом полугодовой программы внесли труженики ТГФ. Предприятие реализовало продукции на 1 миллион 751 тысячу рублей. Слаженно работают коллективы, возглавляемые помощниками мастеров Б. Белоусовым и Ю. Коденко. Они уверенно идут к цели — завершить пятилетнее задание к 105-й годовщине со дня рождения В.И. Ленина. Сейчас передовые бригады выдают продукцию в счёт сентября 1975 года»; «Недавно аттестационная комиссия подписала акт о присвоении тесьме капроновой государственного знака качества. Её выпуск наша фабрика начала в 1968 году на примитивных, переоборудованных станках. Сегодня на фабрике есть 71 специализированная машина по изготовлению капроновой тесьмы. Обслуживают их плетельщицы из бригад Н. Кривошлыкова и Ю. Вахрушева — В. Мягкова и А. Апочанова. Сальская ТГФ — единственное предприятие в стране, выпускающее этот вид продукции. В год мы отправляем 50 миллионов метров тесьмы в города Москву, Ленинград, Ростов и почти во все союзные республики»; «За истекший квартал наше предприятие не получило ни одной рекламации. Это не случайное стечение обстоятельств. Так коллектив и должен работать. Ведь для устойчивого и высокопроизводительного труда сделано много». «С хорошим рабочим настроением, выполнив повышенные обязательства, взятые в честь 55-й годовщины Великого Октября, встречают труженики промышленных предприятий юбилей страны».
Если отойти от высоких материй, вот что писала в «Сальской степи» плетельщица В. Положенцева в 1975 году: «За минувшее пятилетие месячная зарплата увеличилась с 90 до 138 рублей. В ответ на это и мы, рабочие, повысили годовую выработку на одного производственника… С хорошим настроением люди идут на родную фабрику. Здесь для нас всё: прекрасные душевые, комнаты гигиены женщины, зубоврачебный кабинет, парикмахерская. В столовой — сто посадочных мест, приходишь на перерыв — тебя уже ждут накрытые столы. За обед платим половину стоимости, всего 35 копеек, а остальное доплачивает фабрика…»
Фото редакции.
Или вот такая трогательная заметка: «В нынешнюю субботу у Саши Буряка счастливый день: он женится на Нине Сердюковой. Саша работает на фабрике помощником мастера, а Нина тут же — плетельщицей. Этот факт знаменателен и для фабрики. Дело в том, что здесь целая династия Буряк: младший брат Саши Андрей тоже поммастера, их мать Антонина Михайловна — одна из лучших чистильщиц предприятия. Молодой коммунист Александр Буряк занимает активную жизненную позицию. Сейчас его бригада поддержала инициативу коллектива Ю.С. Вахрушева выполнить план двух лет пятилетки к 60-летию Октября».
Не скрывали на фабрике (как и на всех других предприятиях в те времена) от земляков и негатив. Во что сообщала в заметке «Воспитывает коллектив» мастер ТГФ, председатель товарищеского суда Т. Будыльская: «На …фабрике работает около 400 человек…. Подавляющее большинство рабочих и работниц — дисциплинированные люди. Но есть и такие, за которых приходится краснеть коллективу. …Однажды в обеденный перерыв, воспользовавшись отсутствием плетельщиц, две подсобницы похитили несколько катушек пряжи. …На состоявшемся товарищеском суде строго спросили с женщин, посягнувших на социалистическую собственность …Они уплатили штраф и дали слово никогда больше не совершать подобное.
Подносчица Н. (фамилия удалена из текста – ред.) похитила деньги у одной из работниц … Товарищеский суд выступил с ходатайством перед администрацией об увольнении.
…Три плетельщицы с целью увеличения выработки занялись припиской оборотов счётчиков на машинах. С помощью работниц они были уличены в махинациях, осуждены подругами на товарищеском суде, решением которого были переведены на самые тяжёлые операции.
Рабочие С. и Н. (фамилии удалены из текста – ред.), грубо нарушив дисциплину, выпили во время смены. На любителей горячительных напитков нарисованы карикатуры, которые поместили на стенд «Мы осуждаем их». Похмелье было горьким …Все лица, попавшие на этот стенд, лишаются поощрительных льгот.
Сквернословие недопустимо вообще, а на рабочим месте — тем паче. Пришлось коллективу разбирать конфликт: плетельщица и электрик, ссорясь, называли друг друга нецензурными словами…»
Вместо послесловия
Вот такая вот достаточно грустная история нашего постиндустриального периода. К сожалению, весьма характерная для всей огромной страны. И остаётся одна надежда, что когда-нибудь всё вернется на круги своя… Что наша Родина вновь будет гордиться своей собственной и мощной промышленностью. Ведь иначе в столь сложном мире не выжить никак. Разве что только в формате сырьевого придатка и рынка сбыта ширпотреба…
Алексей Панфилович
salsknews.ru
Source URL: https://salsknews.ru/tekstilka-istoriya-nayavu-v-den-gor/
Copyright ©2025 Сальскньюс unless otherwise noted.