Тимофей Апанов, студент ВГИКа «Настоящий артист не может не быть многогранной личностью…»

Тимофей Апанов, студент ВГИКа «Настоящий артист не может не быть многогранной личностью…»
25 февраля 09:00 2021 Печать 4392

Сальчанин Тимофей Апанов поделился с salsknews.ru впечатлениями от съёмок в своём первом в жизни кинопроекте — и не только

Тимофей Апанов участвует в съёмках продолжения вышедшего на экраны в конце 2019 года фильма «Союз спасения» о восстании декабристов 1825 года. Пока студент ВГИКа — участник массовки, но, вполне вероятно, в будущем его ждут главные роли.

— Тимофей, 2020 год стал для тебя, без преувеличения, судьбоносным — ты поступил во ВГИК. Но первые студенческие каникулы провести полностью дома не удалось…

— Да, меня вызвали в Ростов, на съёмки продолжения «Союза спасения». Это, насколько я понимаю, будет сериал из нескольких сезонов. Сейчас мы работаем над первой частью, которая называется «Союз спасения. Время гнева». Она будет состоять из восьми серий. В Сальск я приехал буквально несколько часов назад — были ночные съёмки, которые закончились только в 4 часа утра.

— Так поздно — или рано?

— Сценарий требует. Есть дневная смена, которая начинается в 12 часов дня, а потом, после перерыва — ночная. Съёмки проходили в этнокомплексе «Кумжа», в черте Ростова. Он превратился в одну большой декорацию к фильму. Здесь можно было увидеть много актёров, переодетых в военную форму образца XIX века. Прямо в Кумженской роще были установлены палатки, где мы отдыхали и грелись между съёмками. Интересно, что снимали зимние сцены, но снега в Ростове в те дни не было. Зато на съемочной площадке он «валил», как настоящий! Зимнюю погоду воссоздали специально: сначала расстелили везде белый синтепон, потом его засыпали искусственным снегом.

Кроме массовых сцен, нужно быть готовым стать дублёром главного героя: например, когда актёр, исполняющий эту роль, занят на других съёмках. Я был дублером Андрея Мартынова, который играет роль Ипполита Муравьева-Апостола, члена Северного общества, участника восстания Черниговского полка. Дублёра ставят, когда в сцене нужен образ главного героя, но при этом нет крупных планов или реплик.

— Как ты оказался на съёмочной площадке?

— Как и все — прошёл кастинг. Решили, что по типажу я больше подойду на роль гусара.

— Я правильно понимаю, на данном отрезке жизни главной для тебя является учёба?

— Да, это так. Формально, я учусь в филиале ВГИКа в Ростове-на-Дону, но это такое же полноценное образование, как и в Москве. У меня в дипломе будет указан просто ВГИК. Многие преподаватели — из Москвы. К нам регулярно на несколько дней прилетает наш мастер — Елена Октябревна Цыплакова, другие преподаватели. Второй наш мастер, ростовский — Владимир Александрович Рузанов.

— Как появилось желание поступать в творческий вуз?

— Я с детства хотел стать актёром, но после окончания 9 класса, когда речь зашла о том, чтобы уехать в другой город, родители сказали твёрдое «нет»: «Получи «нормальное» образование — а потом, если не передумаешь,иди в театральный». В общем, типичная история. И я поступил в СИТ. Ну, а потом понял, что не прощу себя, если не попытаюсь осуществить свою мечту.

— Поступление в творческий вуз — это, наверное, отдельная история. Об этом тоже фильм снимать можно…

— Здесь не помогут ни связи, ни знакомства: должно что-то сойтись на небесах. Конкурс — бешеный: 400 человек на место. Каждый год поступать в вуз приезжает огромный поток молодых людей: не только из России, но из стран СНГ, дальнего зарубежья… Хорошо, что придумали электронную запись — иначе это был бы кошмар. Тем не менее, был и «живой» список. Даже ночью отмечались, кто не пришёл — вычёркивали. На вступительных экзаменах, классически, читали стихотворение, басню, прозу (хотел бы поблагодарить за помощь в подготовке Елене Воробьёвой), плюс академический вокал и хореография.

— Что из выше перечисленного далось сложнее всего?

— Вокал. Мы все слушаем, все разговариваем, иногда — даже поём, но синхронизировать голос и слух, соединить всё это с музыкой — сложно; это требует времени. У нас в вузе есть хор, другие музыкальные занятия. С хореографией мне проще, а моим однокурсникам работать у станка непривычно. Спасибо руководителю образцового шоу-балета «Ренессанс» Олесе Михайличенко и клуба бально-спортивного танца «Контраст» Алексею Мещерякову (Тимофей Апанов — выпускник этих коллективов — редакция), у меня таких проблем нет. Сейчас понимаю, что получаю удовольствие от классики, а ещё — от вальсов, полонезов…

— Как складывается учебный день студента ВГИКа?

— Первый курс — это время, когда закладывается база, происходит формирование будущего артиста. Основная часть занятий — актёрское мастерство. А это прежде всего — практика. У каждого курса есть своя мастерская (наши преподаватели называются мастерами). Пары — каждый день, с 9 утра и до позднего вечера. Занимаемся мы в тёмном помещении, где, как в театре, есть кулисы, сцена. На занятия мы должны приходить в тёмной форме.

— Звучит мрачно…

— Чтобы ничего не отвлекало.

— Но не может же всё ограничиваться актёрским мастерством…

— На сценической речи мы учимся правильно говорить, управлять своим дыханием (кстати, очень полезный навык при коронавирусе). Есть ещё сценическое движение и несколько предметов, относящихся больше к теории: история зарубежной литературы, история кино, обычная история,. Пишем — мало, в основном, занятия проходят в устной форме, в виде диалога. Могу сказать, что у нас — интересная, насыщенная событиями жизнь. Скучать не приходится.

— Как поступление в вуз повлияло на твои взгляды на жизнь?

— Мне несколько проще адаптироваться, потому что это — второе образование, я сознательно шёл именно в этот вуз. Мои однокурсники, которые пришли во ВГИК сразу после школы, воспринимают жизнь иначе. К тому же, совсем в юном возрасте трудно жить в состоянии постоянной зависимости, являющейся частью актёрской профессии, когда тебя выбирают (или не выбирают). Если не выбрали, у многих это сильно бьёт по самооценке.

— И как быть?

— Когда становишься чуть старше, понимаешь: не стоит на этом зацикливаться, надо идти дальше. И ещё, нужно быть готовым к тому, что ради нескольких минут в кадре тебе придётся годами тяжело работать. Не все даже мечтающие стать актёрами это осознают и повторяют ошибку простых обывателей, которые считают, что в культуре всё очень просто. Это далеко не так! Актёр должен быть универсалом: и на коньках кататься, и на лошади верхом ездить. Надо — значит надо. Это профессия, к которой, как ни к какой другой, применимо выражение «незаменимых у нас нет»: если не ты, значит, сделает кто-то другой.

— В продолжение этой твоей мысли: часто молодые актеры, оканчивая вуз, не могут в полной мере реализоваться в профессии, играя роли второго плана, которые не запоминает зритель. Не боишься не оправдать собственных ожиданий от профессии?

— Важно обдумывать свои цели и размеренно, поступательно идти к ним. Многие молодые актёры задают себе слишком высокую планку — сняться как минимум у Спилберга (смеётся). Да, конечно, я утрирую, но ставить всё на быстрый карьерный взлёт — как минимум  опрометчиво. Безусловно, я мечтаю стать популярным артистом и сняться в «полном метре», но к большой мечте нужно двигаться постепенно, маленькими шагами. Важную роль в становлении молодых актёров играют преподаватели, которые встретятся ни их пути в студенческие годы. Мудрость педагога не только в том, чтобы научить азам профессии, но и не дать юношескому максимализму и амбициям взять верх, даже если ученик кажется самым перспективным среди своих однокурсников. Ни в коем случае нельзя взлетать «выше неба». Удача очень коварна: она может как помочь в карьере, так и опустить с небес обратно на землю.

— Что делать молодому актёру, чтобы его заметили известные режиссёры?

— По-моему, ответ очевиден: сниматься. Естественно, ты не будешь мгновенно играть большие роли в кино. Нужно начинать с «массовки»: так тебя понемногу начнут запоминать режиссёры, гримёры, операторы и другие люди, работающие на съёмочной площадке. Затем, уже имея связи, можно надеяться на полноценные роли в кино. Сессии в вузах также могут стать толчком для карьеры : на экзаменах практически всегда присутствуют режиссеры, интересуются «свежей кровью», которая в ближайшее время вольётся в актёрскую профессию. На протяжении всей учёбы за тобой будут следить, замечая, как ты прогрессируешь, а это, в свою очередь, мотивирует работать, чтобы не ударить в грязь лицом.

— Какими главными качествами должен обладать артист?

— Артист обязан уметь всё — хоть танцевать, хоть «коня на скаку остановить». Одним словом, он должен быть способен выполнить любые замыслы режиссёра. Кстати, для нескольких сцен проекта, в съёмке которого я надеюсь принять участие, мне необходимо будет научиться ездить верхом на лошади.

— Чем Тимофей Апанов занимается в свободное от учёбы и работы время?

Его не так много. Увлекаюсь дизайном одежды, пытаюсь выделять время для чтения: сейчас читаю Станиславского, Чехова — необходимо для учёбы. В общем, стараюсь не стоять на месте, находиться в непрерывном движении. Современный человек должен быть разносторонним.

— Спасибо за интересную беседу!

Наша справка: Режиссёры исторической драмы «Союз Спасения. Время гнева» о восстании декабристов — Никита Высоцкий и Илья Лебедев. В Ростове проходят съемки эпизодов, связанных с южной частью тайного общества «Союз спасения». («Летние» сцены планируется снимать на этой же натуре весной).Кроме главных героев, на съемочной площадке каждый день были задействованы сотни «гренадеров», «крестьян» и «крестьянок». Фильм снимается не только в Ростове-на-Дону, но и Москве, Санкт Петербурге, Твери… Ориентировочно, фильм должен выйти на экраны в 2022 году.

Ольга Борисова, Андрей Нейжмак

salsknews.ru