В художественном музее им. В.К. Нечитайло открылась выставка декоративно-прикладного искусства из Дагестана

В художественном музее им. В.К. Нечитайло открылась выставка декоративно-прикладного искусства из Дагестана
07 марта 12:00 2024 Печать 524

Свою экспозицию представил Дербентский государственный историко-архитектурный и археологический музей-заповедник.

БЫТ И РЕМЕСЛО КАК ИСКУССТВО

«Экспозиция не только предоставляет гостям возможность познакомиться с уникальной культурой многонационального народа Дагестана, но и посетить мастер-классы специалистов, которые делают своими руками великолепные вещи — ковры, изделия из металла и керамики, ювелирные украшения. Здесь можно узнать историю самых красивых орнаментов и самим попробовать свои силы в разных народных промыслах», — говорит начальник экспозиционно-выставочного отдела Дербентского музея-заповедника Магомед Абдуллаев. Приятно, что первыми гостями выставки стали будущие дизайнеры — студенты Сальского института Южного университета ИУБиП.

«К сожалению, приход новых технологий приводит к утрате некоторых традиционных видов декоративно-прикладного искусства. В Дагестане, где живёт очень талантливый народ, они развиваются, а молодёжь опирается на традиции народных мастеров», — подчеркнул директор художественного музея им. В.К. Нечитайло Василий Шеховцов. Он преподнёс гостям из Дагестана подарочное издание книги, посвящённой музею.

Как рассказала заведующая отделом музея им. В.К. Нечитайло Любовь Фоменко, экспозиция из Дагестана приехала в Сальск по дорожной карте обмена выставками, которая существует между музеями разного уровня подчинённости — федеральными, областными, муниципальными. Открытие экспозиции украсил своей музыкой муниципальный камерный ансамбль.

«УНИКАЛЬНЫЙ ОРНАМЕНТ И ЦВЕТОВАЯ ГАММА»

Ковры ручной работы — пожалуй, наиболее известные за пределами Дагестана произведения мастеров Республики. Магомед Абдуллаев показывает гостям вертикальный ткацкий станок, на котором мастерицы ткали свои уникальные изделия — как ворсовые, так и безворсовые. Есть ещё и войлочные ковры. Рабочими инструментами ковровщицы служили ножницы, ножик с крючком и колотушка «хэвэ», которой уплотняют провязанные ряды узлов. Каждый ковёр является настоящим произведением искусства (некоторым из представленных образцов — 200-300 лет), сотканным прекрасными женскими руками.

Изготовление ворсовых ковров было особенно распространено в южном Дагестане. Один из признанных центров — Табасаранский район, на юго-востоке Республики. Дагестанский ковёр можно воспринимать как картину живой природы. В них мастерицы отображали окружающий мир, передавали свои чувства, своё настроение и чуточку сердечного тепла. В этих коврах сохранилось использование традиционных цветов: фона — красного или тёмно-синего, на котором располагаются узоры разных цветов и оттенков. Природа снабжала дагестанских мастериц естественными красителями. Жёлтый цвет добывали из коры яблонь, инжира, репчатого лука; кожура грецкого ореха давала коричневый цвет, а крапива — зелёный. Особой популярностью пользовалось травянистое растение марена, из корня которой добывали краску трёх цветов — розового, красного и бордового. Правда, начиная с 70-х годов XIX века натуральные красители, прекрасные по качеству и богатые цветовой гаммой, стали вытесняться яркими, кричащими искусственными красками. Кстати, в подарок сальскому музею гости из Дагестана привезли ворсовый ковёр с изображением одной из главных достопримечательностей Республики — цитадели Нарын-кала в Дербенте.

ПОКОЛЕНИЯ МАСТЕРОВ

«Развитие декоративно-прикладного искусства в нашей Республике началось с древних времён. Суровые природные условия заставили каждый аул заниматься определённым ремеслом. Поэтому сегодня Дагестан по праву считается кладовой народных умельцев», — говорит Магомед Абдуллаев. Подтверждением тому — приехавшие в Сальск мастера. «Искусству инкрустации по дереву — около 300 лет. Первоначально насечки делали серебром, потом стали использовать мельхиор, что продолжается и по сей день. Инкрустируют дерево твёрдых пород — абрикос, грецкий орех, бук, вишню, черешню. Все эти сорта растут в нашем районе», — рассказал Магомедали Магомедалиев. Потомственный мастер в третьем поколении, в совершенстве владеющий унцукульской орнаментальной насечкой, член Союза художников России, лауреат Государственной премии РФ и Дагестана «Душа России», Заслуженный художник Республики Дагестан продемонстрировал, как с помощью инкрустации дерево превращается в предметы неповторимой красоты — столовые приборы, шкатулки, вазы, чернильницы… Работы Магомедали выставлялись в 15-ти странах мира, не говоря о том, что объехали всю Россию.

«Это уникальное искусство перешло ко мне от моего деда Гусейна — прославленного мастера. Именно под его руководством я в 14 лет сделал кизиловую трость и украсил ее насечкой. Орнамент нашего рода называется «Анчи» — он похож на кирпичную кладку. Я стараюсь передать его своим детям — двум дочерям и сыну. Надеюсь, что они станут моим продолжением», — говорит мастер. Кстати, сын Магомедали, Гусейн, уже в 14 лет стал мастером унцукульской насечки…

Хидриильяс Ахмедов — житель всемирно известного дагестанского аула Кубачи, где на протяжении сотен лет совершенствовалось ювелирное мастерство Мастер в шестом поколении показал, как сегодня создаются художественные изделия, хранящие искусство древних ювелиров. Своё мастерство он передал троим сыновьям. Все они — члены Союза художников России.

Умар Шейхов — участник международных и всероссийских фестивалей и выставок. Мастер в совершенстве владеет секретами создания чеканной посуды. «Мы тоже переняли секреты мастерства от наших отцов и дедов. Их называли лудильщиками, потому что они покрывали поверхности различных металлов оловянной полудой — тонким слоем расплава олова. Сейчас мы занимаемся чеканкой посуды из мельхиора», — рассказал Умар Шейхов. Зрители с удовольствием посмотрели его работы, среди которых — столовые приборы, кувшины — водоносные и использующиеся для омовения, которое мусульмане совершают перед тем, как приступить к молитве (намазу) или перед чтением Священного Корана.

ДЕРБЕНТ — ГОРОД-МУЗЕЙ

Дербент — самый южный город нашей страны и один из самых древних городов России и всего мира. Это город-музей под открытым небом. В 2003 году ЮНЕСКО признало Всемирным наследием человечества историческую часть города с традиционной застройкой. Экспозиция «Дербент сквозь века» представляет 25 фотокартин с изображением достопримечательностей древнего Дербента (цитадель Нарын-кала, городские стены, бани, мечети, улочки древнего города и др.). Сканировав специальные QR-коды на картине, посетители смогут погрузиться в атмосферу старого Дербента конца XIX-начала XX веков. Вполне возможно, кто-то из гостей выставки решит приехать и насладиться красотами древнего города вживую. Кстати, в 2023 году Дагестан посетили более 1,7 млн туристов.

КОСТЮМ — ЗЕРКАЛО ДУШИ НАРОДА

Невозможно пройти и мимо представленных на выставке национальных костюмов. В Дагестане проживают более 70-ти народностей (аварцы, табасаранцы кумыки, лезгины, даргинцы, азербайджанцы и другие). Каждая из них имеет свой, исторически сложившийся, костюм. Женская одежда XIX-начала XX века представляет собой наиболее сложную часть материальной культуры. Тут многообразие и материалов, и форм покроя, и цветовой гаммы, и отделок, и украшений. Она больше, чем мужская одежда, сохраняла самобытность, больше отражала зональные, этнические особенности, обычаи и нравы народа. Национальный костюм Дагестана отшлифовывался в течение многих столетий. Благодаря своей красоте и исторической значимости он ценится как старшими поколениями, так и молодыми людьми.

Цифры и факты

Дербентский музей-заповедник представляет на своей выставке 45 предметов быта и этнографии, 15 национальных костюмов народов Дагестана, а также фотовыставку их 25-ти фотокартин с изображениями древнего Дербента. Выставка будет работать до 1 апреля.

Ольга Борисова, olya.borisova.2018@inbox.ru

salsknews.ru