Студентам и школьникам рассказали об известных династиях сальских художников
Музейное пространство идеально подошло для разговора о творческих семьях. Пригласили студентов Сальского института Южного университета ИУБиП и учащихся гимназии № 2. Всё было пронизано семейной атмосферой.
ТАЛАНТ И ТРУДОЛЮБИЕ — ПО НАСЛЕДСТВУ
Искусствоведы рассказывали о семейных династиях художников, показывали их работы. Очень были рады артистам РДК имени Негребецкого, которые украсили встречу семейным концертом. На импровизированную сцену выходили представители творческих семей: супруги Леонид Костенко и Наталья Бойко, Николай и Ирина Дорохины, мать и дочь — Ирина и Ярослава Масловы, отец и дочь — Дмитрий и Софья Сударкины, брат и сестра — Сергей и Татьяна Омелечко, сёстры Кристина и Дарья Асауловы. Ведущей мероприятия была Ольга Бойко.
Заведующая отделом музея Любовь Фоменко уверена, что творческие семьи — это такое же достояние нашей страны, как династии учителей, врачей, рабочих, военных, учёных. Примером тому — семьи наших земляков, Народного художника РСФСР Василия Кирилловича Нечитайло и Заслуженного художника РСФСР Андрея Гавриловича Лысенко. Рядом с графическим автопортретом Василия Нечитайло — этюд для картины «На Красной площади», для которого позировала жена художника Мария Владимировна Савченкова. Они познакомились и поженились ещё будучи студентами Суриковского института. Только Маша училась на курс младше. Жили в любви и согласии, воспитали троих детей. Все они пошли по стопам родителей, стали известными художниками. Дмитрий — Заслуженный художник РФ, Сергей — член Союза художников России, а Ксения — член-корреспондент Российской Академии художеств. К сожалению, она уже ушла из жизни.
И это при том, что Василий Кириллович и Мария Владимировна не то что бы хотели, чтобы все их дети стали художниками. Сыновья и дочь просто видели, что родители рисуют всё время. Им казалось: а чем ещё заниматься?
Любовь Фоменко обращает внимание гостей музея ещё на одну деталь: «Портрет дочери Ксении Василий Кириллович подписал «Художник Ксения Нечитайло», тем самым признавая её талант, поддерживая её». Но это не значило, что Ксения пыталась подражать знаменитому отцу. Как раз наоборот — у неё была собственная техника и манера письма…
Основная тема работ старшего сына Дмитрия — Святая Русь, живописные виды храмов и монастырей. «Я стараюсь сохранить хватку отца к прекрасному, к жизни, эту радость, которую он нес в творчестве, в любви к народу своему, к Сальским степям, где родился», — делится Дмитрий Васильевич.
Он вспоминает, что на день рождения отец всегда дарил набор карандашей, альбомы, краски и кисти: «Это было так трогательно — папа несет мне такую коробку: «Митя, дерзай! Не бросай карандаш!»
Творчество Сергея Нечитайло в большей мере связано с Северным краем. От отца он взял точность цвета в живописи. «Отец каждый день начинал с зарядки, бегал и, не задерживаясь на кухне, приходил в мастерскую: с этого момента для него всё отсутствовало, — вспоминает Сергей Васильевич. — Он был очень трудолюбивым, писал, когда другие уже валятся с ног. Еще очень много занимался общественной деятельностью. На него вечно вешали обязанности, записывали во все комиссии Союза художников: потому что «Вася — принципиальный и честный».
Сергей Нечитайло тоже говорит о своей семье как об очень дружной. Отец брал детей с собой в творческие поездки. Сергею запомнилось, как в 1966 году все вместе ездили в Псково-Печерский монастырь. А ещё он вспоминал свою бабушку: «Когда отец уезжал на Кубань или в Сальские степи, а мама — в Пухляковку, я рос на даче под опекой бабушки Ксении Матвеевны. Родители отца поддерживали его во всем. Бабушка была очень скромной, верующей женщиной, делилась с нами всем, помогала». В общем, понятно, откуда происходят корни этой замечательной семьи.
УРОКИ МАСТЕРСКОГО МАЗКА ДЕДА
Внучка Василиса своего знаменитого дедушку никогда не видела — он он умер 27 октября 1980-го, а Василиса родилась спустя два дня. Тем не менее ей кажется, что дедушку она знает очень хорошо, — так много и с такой теплотой и уважением о нём рассказывала бабушка: «Она всегда называла его по имени-отчеству — Василий Кириллович. В память о нём она устраивала выставки, издавала книги. Каждый год после его смерти отмечала его день рождения, собирала друзей-художников в мастерской. У них с дедушкой была большая любовь. Это были очень преданные своему делу люди, настоящие ревнители искусства», — пишет Василиса.
К слову, к себе как к художнику Мария Владимировна относилась скромно. «Она была настоящая жена художника, при том что сама была художником. С одной стороны, она восхищалась дедушкой, а с другой стороны — его подстёгивала. Бабушка говорила, что дед очень много работал. Каждую же свою картину она оценивала так: «Ну, я, конечно, не дедушка…», — продолжает Василиса.
Василиса признаётся, что только с появлением собственных детей поняла, почему у бабушки так мало картин и почему по размеру они такие небольшие: «Потому что у неё было трое детей. Когда у тебя дети, большие полотна написать ты попросту не успеешь».
Мария Владимировна всегда требовательно относилась к своим детям и внукам. Тем ценнее была похвала из её уст. Вот как об этом говорит Василиса: «Я не могу сказать, что бабушка нас часто хвалила. Но однажды было очень смешно. Я написала на заказ копию «Царевны Лебедь» Врубеля. Принесла ей показать, а она говорит: «Ещё лучше, чем у Врубеля». Когда же работа была не очень хорошая, бабушка всегда спрашивала: «Это гуашь?». А потом говорила: «Ну, ничего, так тоже можно писать…»
И Василий Кириллович, и Мария Владимировна побывали в творческих командировках в разных странах мира. Но родные вспоминают, что самыми дорогими для них были поездки на юг, которые они каждое лето совершали на своей «Волге». По дороге Василий Кириллович останавливался, между багажником и бампером ставил картон (его любимый размер — приблизительно 100 на 70 см) и писал этюды, пейзажи. Как вы понимаете, в такой семье дети и внуки не могли не унаследовать склонность к художественному творчеству. Василиса окончила Строгановку по специальности «Промышленный дизайн». После института начала заниматься дизайном интерьера, но признаётся, что без живописи «просто не может».
С достоинством носит фамилию Нечитайло и ещё одна внучка — Полина. Она — актриса театра и кино, прекрасно рисует и пишет книги. Полина родилась спустя два года после ухода из жизни Василия Кирилловича, но, по её словам, в семье он до сих пор осязаем: его живой язык, не говоря о его картинах — его знаменитом мазке, когда одним взмахом кисти может быть дан типаж, образ… Эпиграфом к своей первой книге «От родного к родному» Полина Нечитайло, член Союза писателей, взяла дедушкины слова: «Земля детства — самая дорогая».
СЕМЕЙНЫЕ ЖАНРЫ
Живописный автопортрет основателя ещё одной замечательной творческой семьи — Андрея Лысенко, уроженца с. Сандата, также был представлен гостям музея. Рядом — портрет супруги художника, Маргариты Петровны, невероятно красивой, сильной, умной и жизнерадостной женщины. Она была не просто женой, а музой художника. Именно с неё он писал многие женские образы. Сегодня эти картины находятся в музеях и частных коллекциях России и зарубежных стран.
Именно Маргарита завела традицию давать мужу чистую белую рубаху, прежде чем он приступит к новой работе — встанет перед белым холстом.
Эту прекрасную династию продолжили дочь художника Любовь Андреевна и внук Андрей. В детстве Андрей много времени проводил в мастерской деда, наблюдая за его творчеством. Окончил Суриковский институт, стал профессиональным художником. Особенное место в искусстве Андрея Лысенко-младшего занимает историческая, религиозно-философская картина. Этот редкий в наше время жанр сочетается с импрессионистической пейзажной живописью, натюрмортами, портретами. К слову, в нашем музее хранятся работы Андрея Лысенко-старшего, надеемся, что когда-нибудь в экспозиции появятся и картины его внука…
Ольга Борисова, olya.borisova.2018@inbox.ru
salsknews.ru
Ваше имя (обязательно)
Ваш e-mail (обязательно)
Тема
Сообщение
Версия для слабовидящих